Кстати, а почему создатели сайта избрали именно диапазон "76-82"? Как эпоху, когда окончательно омаразмел обвешанный цацками генеральный секретарь, "сисиськимасиськи" терявший вставную челюсть во время речей, а поэтому издававший характерное цыканье, которое интересовало страну больше, чем содержание этих самых его речей? Нет. Просто сроки рождения сотрудников "Notamedia", компании, разработавшей и воплотившей проект в жизнь, в основном вписываются именно в эти хронологические рамки. А их детище вообще еще в раннем грудничковом возрасте, оно увидело свет 20 октября 2005 года. Но молодые люди взялись за дело энергично: "Из дома были принесены старые игрушки, фотографии, с антресолей достали пыльные открытки, с дач привезли подшивки журналов. В какой-то момент заваленный всеми этими артефактами офис компании стал напоминать живую иллюстрацию к сказке "Цветик-семицветик", к эпизоду, когда мечта об игрушках сбывается". Добавим, что рождению самой идеи предшествовало появление на известном блоговом сайте "Живой Журнал" сообщества "76-82", участники которого тоже вспоминали группу "Ласковый май" и газировку из сифона, пионерлагерь и набор трусов "неделька", газету "Пионерская правда" и джинсы-"варенки", а также то, как делали рогатки, облизывали батарейки, собирали макулатуру и подделывали подписи в школьных дневниках...
На чем они выросли? Судя по рубрикам на первой странице "Энциклопедии нашего детства", кино не только стало для них "важнейшим из искусств", согласно известному ленинскому завету, но и было первейшим предметом обсуждения. Во всяком случае, оно стоит тут на первом месте. У этой рубрики есть и подразделы: "Отечественные фильмы", "Зарубежные фильмы", "Мультфильмы", "Сериалы", "Актеры" и "Режиссеры".
Заглянем в первую из этих подрубрик, чтобы на ее примере посмотреть, как устроена эта энциклопедия. Нас встречает список фильмов. Между прочим, в нем рядом с "Гардемаринами" и "Интердевочкой", вполне естественными для интересов подростков, родившихся на последней стадии "развитОго социализма" и не очень плавно перешедших в эру раннего бандитского капитализма, можно встретить и "Айболит-66", и "Я шагаю по Москве" из 1960-х, и "17 мгновений весны" из 1970-х, и даже "Тимура и его команду" - фильм 1940 года.
Щелкнув по названию интересующего вас фильма, вы получаете его краткую аннотацию, сведения о том, когда и где он создан, имена режиссеров, сценаристов и актеров, а также "Ссылки на тему". Среди этих ссылок - адреса других страниц в Интернете, где можно почерпнуть информацию о данном фильме, а также адреса, где можно скачать и сам фильм (о чем пишу с дрожью в коленках, приличествующей законопослушному потребителю), и тексты песен из него, и цитаты, вошедшие в общенародный обиход (например, из быковского "Айболита": "Нормальные герои всегда идут в обход", "Пустите доброго человека! Пустите доброго человека, а не то он выломает дверь!" и т. п.). Если вы все-таки уважаете авторское право, можете воспользоваться ссылками на Интернет-магазины, где эти фильмы продаются. Без гарантии, впрочем, что продающиеся там, как и в израильских магазинах, копии вполне легальны...
После всех этих сведений и ссылок идет заголовок "Обсуждение на форуме". Под ним, как сейчас и принято в Интернет-сообществах по интересам, каждый зарегистрировавшийся участник может высказать свое мнение на данную тему. Регистрация на сайте бесплатная, но обязательная, если вы хотите "оставлять комментарии, дополнять статьи, общаться в форуме, иными словами, принимать всяческое участие в жизни этого проекта". К числу обязательных для заполнения в процессе регистрации полей относится дата рождения. Интересно, старичков принимают?
Вторая по порядку после "Кино" рубрика в "Энциклопедии" - "Школа", если двигаться слева направо по строчкам, или "СМИ", если двигаться по колонкам, сверху вниз.
В разделе "Школа" первыми идут, разумеется, "Уроки", мы же примерные мальчики и девочки. Из многочисленных уроков школьного расписания сюда пока попали только "Природоведение", "Труд" и "Физкультура". И тут выясняется, что ученики были не столь уж примерными. Из основной статьи "Природоведение": "Раз в месяц "Дневник наблюдений" надо было демонстрировать учителю. Но так как все постоянно забывали о необходимости регулярно вести записи, накануне проверки начинались трудности... Ребенок бегал по всему дому, пытаясь разузнать, сколько градусов показывал термометр, к спешному заполнению дневника привлекались коллеги родителей по работе, а также всевозможные родственники с хорошей памятью на погодные условия". И страшная история из комментария: "Я была из тех, кто заполнял дневник наблюдений "от балды", и однажды, обнаружив это, учительница поставила мне двойку. А я хорошо училась и двойки до этого не получала. Поэтому мне стыдно было признаться в этом маме. Я не придумала ничего лучше, чем спрятать дневник (закопала во дворе). Вся эта история кончилась тем, что маму вызвали к директору, и меня не хотели принимать в пионеры в первую очередь, с отличниками". Вы смеетесь, а для ребенка - драма!
Знакомясь с воспоминаниями младшего поколения об уроках труда, я понял, что им повезло больше, чем мне. Их все-таки учили чему-то дельному. Я же, помнится, полгода обтачивал напильником зажатую в тисках железную болванку, не ведая, для какой цели сия операция нужна, поэтому она казалась мне вдвойне бессмысленной. Зато заменить сломавшийся выключатель у фотоувеличителя мама (отец к тому времени умер) звала электрика, а я подобную нехитрую операцию научился делать уже взрослым. Не в школе освоил и элементарный прием: держать молоток за конец ручки, чтобы молоток бил по шляпке гвоздя всем своим весом...
В разделе "Игры" я обратил внимание на то, что список тех из них, которые отнесены к дворовой разновидности, во многом совпадает с тем, который могли бы составить советские мальчишки и девчонки первого послевоенного поколения. Компьютерных игр у нас не было, как не было и самих компьютеров. Зато нахлынули воспоминания о тех московских учреждениях, где появились первые рабочие компьютеры и где сотрудники день и ночь (по крайней мере, вечер, ради чего с работы даже не сразу уходили!) гоняли "диггера" и щелкали по шарику "Арканоида", бродили вместе с "Персидским принцем" по закоулкам какого-то дворца, выставляли шарики в "Lines" и сражались с гоблинами. Все, кого одолевает ностальгия по старому доброму безинтернетному компьютерному прошлому, пусть и сравнительно недавнему, могут утолить тут страдания своего сердца. Некоторые "старинные" игры можно скачать или играть в них онлайн.
К слову, подраздел "Компьютеры" есть и в рубрике "Наука и техника". Речь идет о самых первых советских компьютерах, которые большинство школьников в СССР и в глаза-то не видывало. Да и взрослые, готов биться об заклад, отнюдь не на каждом шагу встречались с той же "Электроникой БК-0010", которую, как нас теперь уверяют, "в середине 80-х любой желающий мог приобрести в фирменных магазинах-салонах "Электроника" приблизительно за 600-650 рублей". То есть приблизительно за три-четыре месячные зарплаты школьного педагога, работающего на полторы ставки. Причем в качестве дисплея использовался обычный телевизор, а в качестве накопителя данных - бытовой магнитофон. Но вполне верю, что "на компьютере, который ласково называли "бэкашкой", выросло не одно поколение программистов".
Если "важнейшее из всех искусств" выделено в отдельную рубрику, а телевидение с его различными детско-юношескими передачами (включая почему-то "600 секунд", информационную ленинградскую программу, которую одна моя юная знакомая называла "попик - трупик - филармония", имея в виду порядок тем в ней) попало в рубрику "СМИ", то "Музыка" и "Литература" тут идут под шапкой "Разное". Наверное, то, что фигурирует тут как "Музыка" - "Ламбада", "Танец маленьких утят" (не путать с набившими оскомину, но все же классическими маленькими лебедями), "Ласковый май", "Комбинация", да и более почтенные рок-группы, - другого и не заслуживает. Литература же здесь подобрана хотя и замечательная, но исключительно детская. Рискуя прослыть старым ворчуном, замечу, что мы в юном возрасте читали не только ее...
Что приятно - сайт очень удобно организован. Из любого его уголка (если вы, конечно, не вышли на внешнюю страницу, но таковая всегда открывается в новом окне браузера) можно попасть в любой другой, благо меню со всеми его рубриками (я перечислил их далеко не полностью!) всегда под руками. Помимо тематического есть и алфавитный указатель, так что "Энциклопедией нашего детства" вполне можно пользоваться как справочником по истории такого недавнего и такого далекого от нас быта.
Виктор Лихт (webprogulki.wallst.ru)