Google: победа по очкам может оказаться пирровой

Компания далеко продвинулась по пути создания гаджетов новой реальности, но и конкурентам есть, что предъявить.

На прошлой неделе компания Google пригласила «смелых и творческих людей» принять участие в тестировании своего инновационного устройства под названием Google Glass. Ожидается, что «очки дополненной реальности» должны оказаться на прилавках уже в конце 2013 года. Приглашение касалось только жителей США, потому попытка редакции «Новой» получить экземпляр Google Glass в свое распоряжение оказалась безуспешной — в России очки пока не поступали. О будущей цене устройства можно судить по тому, что добровольцы-тестировщики должны заплатить за экспериментальный образец 1500 долларов.

О подробностях конструкции очков, впервые представленных еще год назад, по-прежнему известно мало, к тому же Google все время ее меняет и дополняет устройство новыми функциями. В своей основе Google Glass представляет собой оригинальный смартфон под управлением Android, подключенный к интернету по сети 3G или 4G, с миниатюрной видеокамерой и дисплеем в виде обычных очков, в которых проецируемая полупрозрачная картинка занимает часть поля зрения.

Выложенные в блоге компании видеоролики позволяют заключить, что проекторы изображения, очевидно, находятся в дужках очков, а сама картинка видна в поле зрения ближе к носу. Очки будут работать и как обычный смартфон: отправлять и принимать SMS, звонки, выполнять функции навигатора и демонстрировать дополнительную информацию об окружающих объектах. Самой, вероятно, удивительной подробностью о новом устройстве было то, что компания разрабатывает для Google Glass специальный интерфейс для управления с помощью наклонов головы — никто пока не представляет, как это может быть реализовано на практике и появится ли такая инновация вообще.

В конце января Google провела в Нью-Йорке закрытую презентацию для разработчиков, из которой стало известно, что для нового устройства уже готовится несколько десятков приложений. Вполне вероятно, что Google пока еще не очень хорошо представляет основное назначение устройства и предоставляет пользователям придумать для него применения самим. Google регулярно подогревает интерес публики к проекту — например, одновременно с объявлением о начале публичного тестирования в интернет была выложена фотография инициатора проекта Сергея Брина с очками Google в нью-йоркском метро (может, кто-то и правда поверил, что один из самых богатых людей мира регулярно ездит в метро с пакетиком в руках).

Устройство еще не поступило в продажу, но уже высказываются сомнения в том, что оно может найти достаточно широкое применение. Использовать Google Glass для видеозаписи прыжка с парашютом с точки зрения самого парашютиста, как на роликах Google, вероятно, действительно гораздо удобнее, чем с помощью налобной видеокамеры, но даже этот пример уже вызывает вопросы: какие могут быть 3G и 4G на высоте в три-четыре километра? К тому же подобные очки едва ли можно будет рекомендовать для использования за рулем. А украинские СМИ обратили внимание на то, что местное законодательство запрещает ношение устройств, в которых видеокамера замаскирована под обычные вещи.

В России положение с законодательством еще хуже: согласно недавно введенной в действие статье 138 УК, наказываются «незаконные производство, сбыт или приобретение специальных технических средств (в том числе — видеокамеры, закамуфлированные под бытовые предметы), предназначенных для негласного получения информации».

Обратите внимание на слово «приобретение»: множество людей, обладающих такими распространенными устройствами, как видеоглазок на двери, вероятно и не подозревают, что теперь находятся вне закона. Под эту статью подпадают в принципе даже обычные мобильные телефоны с фотокамерой. Общеизвестный отечественный принцип «необязательности исполнения законов», скорее всего, сработает и в случае устройств, подобных Google Glass, но благодаря 138-й статье власти уже имеют все основания преследовать пользователей таких очков — ведь это идеальное устройство для скрытой трансляции репортажей с митингов, где лютуют омоновцы.

Однако лиха беда начало — еще неизвестно, сможет ли Google Glass завоевать рынок, но у проекта уже появились именитые конкуренты. Компания Canon показала в Нью-Йорке 21 февраля собственные «очки дополненной реальности», получившие название MREAL. Они не столь элегантные и миниатюрные, как Google Glass, но функциональность у них похожая. Продавать MREAL компания собирается уже с марта, вот только цена вызывает сомнения: 125 тысяч долларов, пожалуй, многовато даже для самых убежденных технофанатов. Но Canon — не единственная из увлекшихся новой идеей, известно, что над схожими устройствами также работают Microsoft, Olympus, китайская Huawei и даже производитель солнцезащитных очков Oakley.

Но самым главным конкурентом Google Glass, вполне возможно, станет устройство со схожей функциональностью, но основанное на совсем другом принципе — смартфон Apple iWatch в виде наручного браслета. Пока еще неясно, станет ли он дополнением к iPhone или самостоятельным устройством. Подобные устройства, только для платформы Android уже выпустила Sony и Pebble Technology, и они были замечены на рынке. Так что, вполне возможно, правы аналитики из компании ABI Research, предсказывающие, что через пять лет ношение компьютеризованных аксессуаров станет так же широко распространено, как ныне обладание смартфоном или планшетом, а мировой объем продаж достигнет 485 миллионов устройств в год.

Юрий Ревич

Новая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе