Кто рушит экосистему9

«Яндекс» начал испытывать жесткий прессинг со стороны Google


Лидер поиска в русскоязычном сегменте интернета «Яндекс» начал испытывать жесткий прессинг со стороны Google, что уже отразилось на рыночной доле (за третий квартал она уменьшилась на 1,9 процентных пункта, до 62,7%), но пока не помешало росту доходов.


Как сообщили на пресс-конференции «Яндекса», посвященной итогам трех кварталов 2011 года, выручка за девять месяцев 2011 года выросла на 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 13,594 млрд рублей, чистая прибыль – на 52%, до 3,65 млрд рублей. Прогноз по росту выручки за год составляет 58-60%. Как заметил генеральный директор компании Аркадий Волож, пока «Яндекс» не чувствует влияния второй волны кризиса. Баннерную рекламу сняла лишь одна компания. А контекстная – основной источник доходов «Яндекса» – растет очень хорошо. Кроме того, компания улучшила выдачу рекламных объявлений  на сайтах-партнерах, тем самым подняла их «кликабельность» примерно на 20%. Партнерская выручка выросла на 124%. Сейчас от рекламы на сайтах-партнерах «Яндекс» получает 16% выручки, но расти есть куда – у Google «чужие» сайты приносят почти треть выручки от контекстной рекламы.


А вот с партнерами-браузерами дела обстоят не так хорошо. Google максимально усложнил установку поиска «Яндекса» в своем браузере Chrome, который стоит примерно у 18% пользователей в РФ. То есть на сайт Yandex.ru перейти там пока можно, а вот выставить поиск «Яндекса» по умолчанию при установке – нельзя, только потом путем ухищрений. Более того, последняя версия Chrome выбрасывает и специальную адресную строку от «Яндекса», которую можно было поставить на любой браузер. Этой нерыночной инициативой и объясняет падение своей доли на рынке поиска в РФ «Яндекс».


Google на этом не остановился – он внес изменения в новую версию операционной системы для смартфонов Android, теперь там нельзя поставить виджет никакого другого поисковика, кроме Google.


В мире поиска у Google остались пять серьезных конкурентов: Bing от Microsoft в США, а также национальные поисковики в Китае, Корее, Чехии и наш «Яндекс» (чисто русским его назвать нельзя, он обслуживает большинство стран СНГ, ищет более чем на 10 языках, а в сентябре вышел на турецкий рынок. В США никаких приоритетов для своего поисковика в браузерах и платформах Google поставить не может – его тут же засудит Microsoft. В Китае Google фактически прикрыли по цензурным соображениям. В Южной Корее к Google относятся тоже жестко. В сентябре в сеульском офисе американской компании сотрудниками Корейской комиссии по справедливой торговле были проведены обыски по делу о том, что Google ограничивает возможности использования в устройствах на платформе Android конкурирующих местных поисковиков – NHN и Daum Communications Corp. А вот российская ФАС проделками Google не заинтересовалась. «Яндекс» тоже пока не пишет жалоб, он хочет конкурировать с Google только рыночными методами.


«Но эта игра без правил может слишком далеко зайти, – опасается Волож. – Goolge рушит экосистему». Действительно, в цепочке поисковик–«облако»–браузер–операционная система– конечное устройство (компьютер, смартфон) за последнее время произошли большие изменения. Силами Google все деньги заводятся именно на поиск, независимые игроки вымываются. Вместо экосистемы, где поисковики делились процентами с независимыми производителями браузеров (Opera, Firefox), выстраивается вертикаль. Android занимает уже почти 50% рынка ОС для смартфонов, и Google, как может, выбрасывает оттуда чужой поиск. «На рынке гаджетов пока можно заработать, но ведь Google недавно купил Motorola. А вдруг он выпустит телефоны по себестоимости, тогда он обрушит и этот рынок!» – строит мрачные прогнозы Волож.


Впрочем, пока экосистема еще дышит, российский потребитель может снимать сливки. Так, новый сервис Google под названием Goggles, который позволяет обладателям Android-смартфонов распознавать объекты (человека или даже произведение искусства) на только что отснятых фотографиях, кроме США запущен только в Чехии и в России. Там, где есть конкуренты.


Елена Рыцарева


Эксперт


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе