«Наша работа во тьме»: что мы узнали о русских хакерах из книги «Вторжение» журналиста Даниила Туровского

Молодой российский журналист Даниил Туровский выпустил книгу «Вторжение. Краткая история русских хакеров».


В этой энциклопедии истории хакерства автор не только изучает поведенческую психологию и ценности первых русских хакеров, но и фактически делает самое большое расследование о киберпреступниках и их антагонистах в современной России. «Хайтек» рассказывает, как Туровский пытается реанимировать российский жанр нон-фикшн и почему свобода 90-х сформировала феномен русского хакерства.



Первый в мире кибербеженец

Летом 2015 года неизвестные хакеры взломали почту представителей Демократической партии США и выложили всю имеющуюся там информацию. Тогда в мире снова заговорили о русских хакерах — впервые за несколько десятков лет. До этого так громко об этом феномене говорили в конце прошлого века — когда неизвестные взломали серверы НАСА и нескольких крупных американских госучреждений.

Даниил Туровский — один из первых российских современных авторов, который, по сути, собрал свою книгу из материалов, опубликованных в издании «Медуза». Во «Вторжение» вошли переработанные расследования Туровского про российские кибервойска, а также об оппозиционных и прогосударственных хакерах — их история начинается еще в 80-х годах, когда хакерство было фаном (или очень крупными деньгами), а взломать сервер НАСА можно было за несколько десятков минут — и уйти абсолютно незамеченным.

Свое исследование феномена русских хакеров Туровский начинает с истории первого в мире кибербеженца — Александра Вари. Он работал в небольшой компании, специализирующейся на защите от DDoS-атак. Варя, в общем-то, абсолютно некрупная птица в киберзащите — он был руководителем службы эксплуатации, ездил по европейским странам и устанавливал софт, способный работать при больших нагрузках. Именно ему случайно пришлось поработать с Василием Бровко — начальником одного из отделов Ростеха, плотно связанного с оборудованием двойного назначения и ФСБ.

В итоге Александр Варя не стал долго сотрудничать с российскими спецслужбами и уехал из страны в Финляндию, полгода находился там в лагерях для беженцев и потерял семью, которая осталась в России. До сих пор непонятно, действительно ли Варя находился в опасности и следили ли за ним спецслужбы или он сам себе это придумал и от сбежал от несуществующего врага.

Ситуация с Варей идет красной нитью через всю книгу — даже не столько самой фабулой, сколько эмпирикой. Ведь первым делом вся история русского хакерства — это про людей, романтику, про их взаимоотношение с государством, про фан и большие деньги. И только потом — про технологии и софт, тем более, что Туровский в своей книге практически об этом не говорит.

В этом плане Туровский очень похож на великого немецкого документалиста Вернера Херцога, который каждый феномен разбирает с гуманистической точки зрения. Если вулканы, — то фильм о вулканологах и личной драме, если про Аляску и медведей, — то про людей, которые их изучают.


Кибератака на Национальный комитет Демократической партии США — ее еще называют Гризлигейт, по аналогии с Уотергейт, — произошла в середине 2015 года, а была обнаружена только в апреле 2016 года. Расследованием взлома занималась компания CrowdStrike, специалисты которой пришли к выводу, что за атакой стоят две хакерские группировки — Cozy Bear и Fancy Bear. Обе группировки считаются связанными с российскими властями



Грабить можно любые банки, кроме российских

Структурно книга поделена на несколько смысловых частей. В первой главе Туровский рассказывает об истории русского хакерства и Рунете 90-х годов — абсолютно свободной и серой зоне, которая не контролировалась никакими правоохранительными органами.

Туровский блестяще строит визуальную картину жизни юных хакеров тех времен. Практически для всех компьютер — единственная альтернативная реальность суровой жизни 90-х годов, возможный социальный лифт и единомышленники: они тоже подростки из бедных семей, живут совсем даже не в центральных районах и читают один и тот же журнал «Хакер». Так формировался цифровой андеграунд России, часть которого через несколько десятков лет станет основой русских кибервойск, а другая — сядет в тюрьму на много лет.


Даниил Туровский. 
Фото: Instagram


Русские хакеры первого поколения — романтики и сетевые Робины Гуды. В этой среде действует важное правило: не работать в зоне ru. Да, с одной стороны это достаточно адекватная история про «не пилить ветку, на которой сидишь», а с другой — основа цифрового патриотизма и первые весточки возможного появления прогосударственных хакеров.

Во второй части Туровский рассказывает о различных кибермошенниках и кардерах, которые зарабатывали десятки миллионов долларов за кражи из американских, британских (да каких угодно, кроме российских) банков. Это поколение, считает Туровский, появилось в том числе благодаря влиянию журнала «Хакер». В первом же номере журнала была напечатана инструкция, как взломать кредитную карту. В следующем — советы, как угнать аккаунт в ICQ. «Журнал фактически предлагал российским подросткам, жившим в бедных провинциальных городах, где нечем заняться, альтернативу», — пишет Туровский. И они ею достаточно активно пользовались.



Киберпротивостояние

Читать о русских хакерах той эпохи — что смотреть бондиану, здесь и операции спецслужб на океанических островах, и виллы, и гонки, и оружие — возникает ощущение общей безнаказанности вместе с диким драйвом.

«Но здесь добавлялся классный плюс, что многие герои и хакеры будто бы проживали свои жизни и действовали так, чтобы эти истории потом были рассказаны. Максимально красиво, карикатурно и дерзко. Когда ты к ним обращался, они, конечно, иногда ломались, но некоторые даже специально сохраняли какие-то дневники, чтобы тебе показать»,
рассказывал Туровский в одном из интервью о своей книге.


В третьей и четвертой главах Туровский рассказывает об антагонистах — люди из одной и той же тусовки разделились на два противодействующих лагеря. Одни после 2008 года, когда власти впервые использовали кибератаки в политических целях на Грузию, постепенно начали работать на государство и его политические цели. Другие стали сливать информацию о российских политиках, засекреченных данных и в целом общественно важные данные.

По данным «Лаборатории Касперского», сейчас в мире существуют несколько десятков тысяч хакеров, работающих по 14 основным направлениям. Самые многочисленные — финансовые киберпреступники, которые специализируются на атаках на бизнес, физических лиц и банковскую инфраструктуру.

Самыми технически оснащенными и разбирающимися в софте считаются хакеры, специализирующиеся на слежках. Подвергаются самому большому риску люди, которые отвечают за контакты с физическим миром. Уже за ними следуют ботоводы, или операторы, которые дистанционно управляют вредоносным компьютерным ПО.



Хакеры без эмоций

Туровский сделал «Вторжение» первым за последние годы громким российским нон-фикшн, построенным уже по достаточно классической схеме для аналогичных иностранных книг. Сначала журналист с умением долго разрабатывать одну тему и, что не менее важно, говорить о ней так же интересно, как и во время своей первой заметки, выпускает кучу материалов и исследований. Потом берет отпуск на своей работе за свой счет и долго пишет книгу — специально переписывает статьи, добавляет в них новых героев и смыслы, соединяет их общей линией. У Туровского получилось создать из «Вторжения» еще одно большое расследование — идеальное с языковой точки зрения, с правильно подобранными героями и намеренным дистанцированием от хакеров.

Как ни странно, но именно это дистанцирование и намеренную объективность можно назвать небольшим минусом книги. Туровский, любуясь героями древних форумов картридеров или хакерами, давно сидящими в тюрьме, пытается, по журналистским традициям, убрать из книги свои эмоции. В итоге люди, про которых он рассказывает, теряют свои человеческие лица, однако не становятся просто еще одной строчкой в энциклопедии Туровского. В результате автор вроде бы рассказывает о хакерах, как о людях, но намеренно размазывает их человеческий образ.

И, конечно, во «Вторжении» не найти инструкций о том, как взломать чужой аккаунт в Facebook, или пошагового разбора кражи личных данных. Несмотря на это, «Вторжение» и не претендует на техническую экспертизу — в первую очередь книга — это история русских хакеров как людей, впервые с такой глубиной написанная в нашей стране.

Автор
Святослав Иванов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе