Сайт "16 тонн" сообщает, что толчком для мирового помешательства на Мистере Трололо стала радиостанция "Серебряный дождь", на волне которой забытую песню прокрутили в октябре прошлого года. Трек записал с эфира некий заокеанский слушатель, который, проникшись, выложил в свой блог видеозапись песни. Феномен Мистера Трололо пошагово описан в энциклопедии сетевых субкультур Lurkmore.ru. Там говорят, что ролик с песней Эдуарда Хиля чуть ли не полгода скитался по блогам, прежде чем стать хитом на аккаунтах пользователей YouTube с волшебными именами qqzya и RealPapaPit. Подробное описание триумфального шествия Мистера Трололо на Lurkmore.ru составлено на жаргоне отпетых веб-юзеров и требует отдельного перевода. И нет сомнений, что расшифровкой этого мудреного текста занят сейчас не один российский продюсер. Потому что всем же хочется сделать в шоу-бизнесе бомбу, используя только лишь социальные сети, то есть не вкладывая ни копейки.
О том, что имя артисту можно сделать за счет социальных сетей, отечественное музыкальное сообщество задумалось в 2007 году, когда на головы бедных интернет-юзеров свалился Петр Налич с рукодельным роликом на остроумную псевдобалканскую композицию Gitar (3 млн просмотров). Потом был явно не совсем вменяемый юный композитор Николай Воронов со снятым в спортзале школы видео "Белая стрекоза любви" (700 тысяч) и пермский персонаж Сява с матерным клипом "Бодрячком" (2,5 млн). Из-за кордона принесло Сюзанну Бойл — 48-летнюю шотландскую домохозяйку, участницу конкурса Britain's Got Talent. Конкурс она не выиграла, но зато ее выступление набрало 39 млн просмотров в YouTube, следствием чего стал контракт с Sony Music и "платина" дебютного альбома за три месяца до релиза. Но наших музыкальных боссов интересуют прежде всего, конечно, механизмы функционирования интернет-мемов в родной постсоветской среде.
Самая благодатная среда для вирусного распространения подобных роликов — офисная. Смешная картинка или ролик с фриками для клерков — способ отвлечься от рутины. Клерки могут позволить себе передышку буквально на считаные минуты или секунды. И чаще всего они расходуются на то, чтобы посмотреть порно или просто поржать.
Важно, чтобы пользователь глядел на героя сверху вниз. Придавленный корпоративным укладом юзер смотрит на Николая Воронова со щекочущим чувством социального, интеллектуального и физиологического превосходства. Похожие механизмы сработали и в случае Сюзанны Бойл. Вряд ли подобный успех в интернете выпал бы на долю певицы с аналогичными вокальными данными, но со стандартной внешностью и биографией оперной или эстрадной дивы. Публике, "постящей" ролики-рекордсмены, нужен мальчик для битья, нужна белая ворона. Мистер Трололо — существо из той же категории. Именно поэтому его феномен характерен прежде всего для западной аудитории. Можно разбирать клип "Я так рад, ведь я наконец возвращаюсь домой" по косточкам, пытаясь понять, в какой момент срабатывают смеховые рецепторы зарубежных зрителей, а в какой у них возникают сомнения во вменяемости героя. На Lurkmore.ru пишут прямо: "...в самом начале герой как бы ожидает начала действия (наркотических.— "О") веществ, а на 25-й секунде случается долгожданный приход". В России знают Эдуарда Хиля и его манеру. В представлении, скажем, американского зрителя Мистер Трололо соответствует понятию weird — странно-смешной. Нормальные люди так не поют и не жестикулируют.
Здесь самое время вспомнить еще одного интернет-персонажа — юного певца Юру Демидовича, представлявшего на прошлогоднем детском "Евровидении" Белоруссию. Ролик с его песней "Волшебный кролик" собрал в YouTube более 600 тысяч просмотров. Интернет-хохмачи вовсю оттоптались на якобы сатанинском подтексте номера, а также обращали внимание на мимику юного артиста, имея в виду действие пресловутых "веществ". Между тем парень, безусловно, не лишен таланта, и польза ему от этой популярности с оттенком высокомерной издевки сомнительная.
Успех Петра Налича и песни"Gitar", вероятно, также во многом основан на чувстве превосходства над персонажем, который как бы всерьез поет по-английски ("ха-ха, мы-то знаем, как правильно!") и искренне гордится своей "копейкой". Однако в номере господина Налича из всех клипов-вирусов было больше всего слоев. В ролике было что-то, ради чего хотелось возвращаться к нему снова и снова. Песне была уготована долгая жизнь, а сам исполнитель работал дальше. Итог — попадание в финал "Евровидения" совсем с другой песней, то есть окончательный успех уже на консервативном, не виртуальном поле.
Нет сомнений в том, что продюсерам по силам смоделировать героя, исходя из наблюдений, подобных нашим. Однако формулу генерирования интернет-мема пока так никто и не вывел. Не существует какого-либо волшебного блога, попадание в который сулит немедленную славу и деньги. Недостаточно проплатить PR в ЖЖ-блогах с тысячами друзей, чтобы запустить вирусную рекламу артиста. Анализ распространения мемов показывает, что универсальной точки в их истории нет. Каждый раз нужно было, чтобы сошлись звезды, чтобы несколько авторитетных ресурсов одновременно, но независимо друг от друга опознали в персонаже героя. Тогда дело пойдет. Роль "накруток" и больших денег в классическом уже теперь случае Налича — до сих пор предмет споров. Многим трудно поверить, что просто так вышло. И здесь важно знать, что между размещением клипа на YouTube и началом бурного роста числа просмотров прошло полгода. Если это изначально был продюсерский расчет, почему так долго тянули? В то же время самый близкий к понятию "продюсерский проект" рэпер Сява "выстрелил" сразу. Офисные животные не прочь посмеяться над убогим гопником в трениках. Сява сорвал банк, но на долгоиграющую историю не похож. Сегодня создатель образа Сявы Вячеслав Хахалкин всерьез увлекся театром. Из всех отечественных интернет-героев настоящий большой успех выпал пока только на долю Петра Налича. Может быть, потому что из них из всех он написал самые талантливые песни. А может быть, потому что умеет не только смешить.
Борис Барабанов
Огонек