В последние несколько лет языковые модели наподобие GPT-4 поразили весь интернет своими дарованиями.
Они предоставляют нужную информацию лучше, чем поисковик, умеют переводить с древнегреческого и пишут дипломы, за которые студенты получают пятерки. Бум нейросетей в очередной раз заставил человечество говорить о грядущей техносингулярности и том, что вот-вот поднимет голову настоящий искусственный интеллект, который в отличие от языковых моделей будет не столь услужлив и подконтролен. Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, автор книг «Эффект наблюдателя» и «Частная практика», ведущая телеграм-канала о семейной терапии Елена Леонтьева делится своими наблюдениями по поводу того, как тревоги по поводу возможного восстания ИИ раскрывают глубинные проблемы человеческой психики.
Аналитические возможности ИИ в медицине, юриспруденции и психологических войнах впечатляют и даже пугают. Однако стоит ли действительно бояться различных проявлений искусственного интеллекта или такого рода страхи — выражение наших психологических проблем?
Долгое время меня совершенно не волновала тема искусственного интеллекта. Я психолог и уже давно наблюдаю, как люди пытаются разобраться со своим естественным интеллектом. Пока что это у нас не очень-то получается. Самая частая фраза, которую слышит психолог: «Я всё понимаю, но ничего не могу с этим поделать». Так что даже с обычным интеллектом всё не так просто. В связи с этим важны два тезиса:
Нельзя забывать про эмоциональный интеллект. Только если знания окрашены эмоциями, возникает побуждение к действию. Мало знать — нужно еще и хотеть действовать, то есть иметь мотивацию и смыслы.
Для этого необходимо осознавать себя как мыслящее и хотящее существо, то есть хорошо видеть себя со стороны.
Если осознание себя (своего поведения, чувств и мыслей, себя как единой системы) считать за полноценное состояние человека, так сказать, за человека в правильной комплектации, то сколько же их всего таких наберется на целых 8 миллиардов?
Конечно, этого никто не считал. Но чисто интуитивно — немного. Человечеству точно есть куда двигаться. Другое дело, что можно выдвинуть другие критерии, помимо самосознания, или вообще этим не заморачиваться. Однако не заморачиваться сложно, поскольку своим биологическим превосходством мы обязаны именно интеллекту, со-знанию, уникальной человеческой социальности и передаче знаний через знаковые системы (см. Выготского).
Поэтому прежде чем трепетать перед чем-то искусственным, хотелось бы получше понять свое естественное. Как клиницист, я ясно вижу симптомы психоза, который демонстрируют самые разные люди. Они боятся ИИ, пророчат его возвышение, требуют что-то немедленно отрегулировать, запретить. То есть собственная дурость и кровожадность нас так и не испугала! А вот спроецировать на ИИ всё то, что нам неприятно видеть в себе самих, — это всегда пожалуйста. Поэтому меня и заинтересовал искусственный интеллект.
Люди нашли новую идеальную проекцию себя
Напомним, психологический механизм проекции — это фундаментальный закон человеческой психологии. Мы видим вокруг в основном себя. И это нормально.
Люди в большинстве случаев уверены, что мир и все остальные вокруг устроены так же, как они сами: то же самое думают, любят и пр. На этом чувстве основано базовое заблуждение, что все понимают друг друга без слов. Психологи любят разрушать это убеждение о «чтении мыслей» и требуют учиться проговаривать «словами через рот». В сухом остатке вся жизнь нам дана для того, чтобы убедиться, что не весь мир устроен по нашему образу и подобию.
Долгое время люди проецировали человеческое в божественное. Мы изображали божественных существ с человеческими чертами, придумывали и рассказывали про них разные истории, которые часто крутятся вокруг семейных тем. Ну а что? Чем богаты, то и проецируем.
Затем Ницше констатировал, что бог умер. Будь Ницше психологом, он бы заметил, что мы больше не можем проецировать себя в божественное и должны реализовывать свое, сверхчеловеческое. Люди утратили веру, изменились семейные сюжеты (разводы стали обыденностью, власть отца зашаталась), кризис христианства произошел во всем западном мире. Наступил век психологии: царство божие окончательно утвердилось внутри человека в виде устройства личности и самосознания.
Добавим к этому мощное влияние ислама, психология которого радикально отличается от христианской, — он не дает образа для проекции. То есть принципиально не проективен. Аллах — это не картинка, не семейная история и не телесный образ; создание изображений с ортодоксальной исламской точки зрения — удел идолопоклонников. Это сближает ислам с иудаизмом.
Но мы не сдаемся. Мы не можем не проецировать! Мы устали и запутались. Мы не знаем, как спастись от бессмысленности постмодерна и нарастания агрессии. Тренинги личностного роста и бытовая магия утешают, но не спасают от вездесущей неопределенности. Несмотря на весь комфорт (еда, тепло, медицина и многое другое), который подарил нам ХХ век, люди страдают больше, а не меньше! Они всё время жалуются, хотят стабильности, болеют депрессией и тревожными расстройствами. Удивительно, но прогресс не приносит человеку счастья — или приносит только одному поколению, тогда как следующему блага прогресса уже безразличны и нужно что-то другое.
Поэтому нам нужен новый объект для проекции, новый бог. Он избавит от неопределенности заплутавшее человечество, разрешит проблемы и наполнит мир новыми чудесами. И сегодня на это место претендует искусственный интеллект.
ИИ снимает с человека ответственность
Функций у ИИ может быть множество, но определяющая одна — снять с человека ответственность. С тех пор, как Ницше сделал свое очевидное наблюдение, человек набрал жуткое количество ответственности, которую еле выдерживает.
Самая гнетущая и невротическая ответственность — за будущее, жизнь и смерть. Спасение планеты, осознанное потребление, ответственное родительство, гражданская позиция — это бремя современного человека настолько невыносимо, что он готов рискнуть и создать нового бога, который объяснит, что делать, ну или, на худой конец, просто всё уничтожит. Примечательно, что прорыв в развитии ИИ совпадает с ростом напряженности в мировой политике. Не один ли и тот же это процесс?
Мы проецируем на ИИ свое влечение к разрушению и агрессии. Настоящая проблема в том, что привлекательного образа будущего у человечества на данный момент не существует. Мы запутались, зачем жить дальше. Размножаться или нет? Воевать за ресурсы или вымирать? Человечество гложет множество таких вопросов. Нам нужен «бог из машины», который предложит неожиданное спасение, развязку (вариант будущего).
Нет будущего — риск суицида возрастает, поэтому проективные фантазии о том, что осознавший себя ИИ первым делом нас уничтожит, очень закономерны. Рассуждая об искусственном интеллекте, люди редко признают, что в человечестве много ценности и ИИ способен это оценить. То есть на бессознательном уровне из-за аутоагрессии мы не осознаем себя как нечто ценное, что надо спасать и сохранять.
Можно продолжить мысль и предположить, что человек чувствует вину перед Творцом за безбожие и проецирует на себя самонаказание. Творение превосходит творца (грешит) — опять же, обычная человеческая семейная история. Дети вырастают и перестают слушаться, а особенно противные — отбирают наследство при жизни.
Если забыть про апокалипсис и эсхатологические проблемы, многие связывают свои надежды с ИИ только потому, что хотят снизить ежедневную ответственность и контроль. Мы хотим, чтобы подумали и решили за нас. В крайнем случае ошиблись — тоже за нас. Лишь бы мы наслаждались и поменьше думали.
Между желанием волшебства и страхом наказания
Мы застряли между желанием волшебства и нового бога, который будет совершать чудеса (всё просчитает, даст ответы на сложные вопросы и т. п.), и страхом за то, что не сможем его контролировать, он обязательно разгневается и устроит великий потоп. Конечно, у нового бога появилось много пророков, которые наперебой спорят о том, когда же он наконец обретет сознание и скажет свое слово. Всё очень традиционно, я бы даже сказала, по-библейски.
Основное отличие человека от ИИ лежит в области эмоций. В нашей проекции новый бог принципиально не эмоционален, поэтому превосходит человека. Но мы не можем забыть и старых богов, которые весьма эмоциональны, регулярно гневались и пытались нас уничтожить. Поэтому эмоции — это еще одно место запутанности в нашем отношении к себе, проецируемом на ИИ. С одной стороны, именно чувства (любовь, сопереживание) делают нас людьми, с другой — они же нас подводят (зависть, ярость). Мы хотели бы чувствовать, чтобы наслаждаться, но также эти чувства контролировать, чтобы меньше страдать. Этот вполне эволюционный момент человеческой психологии тоже проецируется на ИИ.
Тема ИИ десятилетиями прогревалась в кино и литературе. Можно вспомнить Айзека Азимова, «Терминатора», Дэна Симмонса, сериалы «Черное зеркало» и «Мир Дикого Запада» — подставьте свой вариант. Уверена, что у каждого из нас есть своя любимая история про ИИ. Если ее исследовать как личную проекцию, можно узнать про себя много интересного. Так что все писания уже есть, дело за малым — за самой историей.