В Рунете идет дискуссия - считать ли блогеров журналистами

Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в своем блоге предложил обсудить инициативу некоторых депутатов Госдумы приравнять популярных блогеров к СМИ. В своей заметке он предложил к обсуждению три пункта, которые, по его мнению, должны быть рассмотрены в рамках законопроекта, а именно:

А) любой блогер (хоть с одним посетителем) может зарегистрировать свой блог\сайт как СМИ (обсуждаемо)

Б) Точка отсечения, когда владелец блога\сайта признается государством СМИ со всеми вытекающими обязанностями и правами (например, ежедневно 100 тыс ежедневных уникальных пользователей в течение 3 месяцев).

В) Решение вопроса об анонимности таких владельцев подлежит обсуждению, так же как и налоги с рекламных доходов.

Свое мнение о предложении выразил и политолог Дмитрий Бадовский. По его мнению, инициативу о приравнивании блогов с высокой популярностью к СМИ обсуждать можно и нужно, но «в первую очередь, не с точки зрения каких-либо запретов и ограничений, а с точки зрения дополнительных возможностей, которые популярные блогеры смогут получить".

Так, продолжая рассматривать вслед за Алексеем Венедиктовым ситуацию в Изираиле, политолог отметил, что то там, например, у блогеров с 2011 года появилась возможность получать удостоверение аккредитованного журналиста, т.н. GPO card (Government Press Office). Как пояснил Бадовский, данное удостоверение дает им право обращаться за информацией и разъяснениями к официальным лицам и присутствовать на мероприятиях, организованных пресс-службой израильского правительства. Кроме того, как напомнил политолог, в том же Израиле в 2008 году ведущие веб-порталы договорились о создании правил саморегулирования, в соответствии с которыми они будут следить за общением пользователей у себя на порталах и блокировать тех, чьи комментарии носят противозаконный характер.

В то же время он отметил, что в зарубежных странах, как правило, по отношению к блогерам используются законы, связанные с распространением секретных данных, законы о национальной безопасности, идентичности, целостности. Однако в различных странах к блогерам (не являющимися официально зарегистрированными СМИ) могут применяться и национальные законы о СМИ и прессе.

"К примеру, в 2008 г. в Италии имел место важный прецедент, связанный с арестом независимого блогера из города Катании, рассказавшем в своем блоге о том, что один из местных прокуроров был связан с мафией. В 2011г. обвинительный приговор был подтвержден Апелляционным судом города. При этом суды исходили из того, что информация в блоге периодически обновляется, а публикации содержат заголовки. Соответственно блог подпадает под действие закона о печати 1948 г. и закона об издательском деле 2001г.", - рассказал Дмитрий Бадовский.


Так же политолог отдельно отметил, что официальный статус представителя СМИ в разных странах дает ряд преференций: "Очень характерный пример - относительно недавно, в сентябре 2013 г. юридический комитет Сената США одобрил законопроект № 987 Free Flow of Information Act («Закон о свободном потоке информации»). Закон защищает профессиональных журналистов и дает им возможность не раскрывать свои анонимные источники информации по требованию государственных органов. Известно, что за последние 2 года более 30 журналистов были вызваны в суд или допрошены федеральными судебными чиновниками по поводу источников их информации. Интересно, что этот законопроект вызвал неудовольствие блогеров по причине того, что в текст закона хотят ввести определение «журналист». Журналистом при этом не считается лицо, чья первичная цель - публикация оригинальных документов, полученных незаконным путем (СМИ окрестили это «оговоркой о Викиликс»)".

Однако есть еще одна не менее щепетильная (чем "свобода слова блогеров") тема - их экономическая выгода. Известно, что популярный блог нередко функционирует как рекламная платформа, место для скрытой или "открытой" рекламы. В этом смысле отличие блога от СМИ лишь в налогообложении - блогер полностью находится в тени. Дмитрий Бадовский так прокомментировал эту составляющую: «Эти вопросы в мире тоже подробно обсуждаются и не только обсуждаются. Известна история, когда в 2010 году власти американского штата Пенсильвания рассылали блогерам штата официальные уведомления с требованием зарегистрироваться в качестве предпринимателя и заплатить налоги со своих доходов. В соответствии с письмом, блогерам также предлагалось приобрести лицензию на частное предпринимательство стоимостью в 300 долларов США".

В целом, по мнению политолога, сегодня разница между журналистами и блогерами размывается, что выгодно последним: «Одновременно регистрация блога в качестве средства массовой информации или индивидуального предпринимателя способна даже давать блогерам определенные преимущества. Это касается официального статуса и прав журналиста в соответствии со статьей 47 Закона о СМИ, аккредитации на мероприятия в государственные органы РФ. Появляются дополнительные гарантии защиты авторских прав на авторские материалы, распространяемые в блогах. Наконец, создание единой базы блогов-СМИ может быть источником увеличения стоимости гонораров за размещение".

PolitOnline.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе