Зафиксирован "бум" созданных нейросетью произведений: в чем она лучше писателей

Авторов российских хорроров конкурент в лице искусственного интеллекта не пугает.
ФОТО: UNSPLASH.COM


Старейшина отечественной фантастики Юрий Никитин на своей странице в соцсетях предупредил о «буме» произведений, созданных нейросетью. В начале февраля он написал, что чат-бот с искусственным интеллектом ChatGPT «вот-вот начнет создавать повести и романы в жанрах, которые ему закажут». «Авторам придется искать другую работу», - не без сарказма заметил тогда Никитин. А 22 февраля опубликовал пост с припиской «вот уже началось», давая ссылку на тревожную новость, касающуюся пока только иностранной литературы. Что же случилось за границей?


Редактор популярного издания Clarkesworld Нил Кларк, как пишут ряд СМИ, пожаловался на многократный рост количества «писателей», которые прислали в журнал (рассчитывая на гонорар и престиж от публикации) тексты, сгенерированные с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Речь идет о 25 созданных не человеком произведениях осенью 2022-го года, и о пятистах – в этом месяце. Всплеск «машинной» словесности Кларк объясняет запуском в Интернете того самого ChatGPT. Сообщается, что с помощью данной платформы уже «написаны» и поступили в продажу сотни электронных книг. Однако, как выяснил «МК», грядущая «дегуманизация» литературного труда российских писателей не пугает – особенно тех, кто работает в жанре хоррора.

Уроженец закрытого города Мурманск-60, а ныне житель Санкт-Петербурга и автор «кровавых» бестселлеров Александр Матюхин уверен, что машинам по зубам только короткие страшные истории. «В больших текстах пока еще нейросети далеки от идеала. Романы им точно не под силу», - успокоил Матюхин.

Да и проблему «замены человека роботами» он посчитал надуманной:

- Много лет назад художники опасались, что появление фотоаппарата лишит их работы. Так же группе «Битлз» говорили, что игра на гитаре - это устаревший вид музыки и будущее за синтезатором. Тут вопрос в том, что появление новых технологий или инструментов в любом случае изменяют рынок и заставляют людей искать новые подходы. Появление фотоаппарата в каждом телефоне не убило профессию художника, но скорректировало подход. Так же будет и с писателями. Если нейросети в итоге научатся полноценно создавать тексты, то они займут свою нишу, вытеснив из них какую-то часть авторов -писателей. Но окончательно профессию они вряд ли похоронят. Все же писательство - это творчество и фантазия, а не только следование алгоритмам.

С Матюхиным в целом согласен Олег Кожин, энтузиаст жанра dark fantasy, хотя он считает, что у нейросетей есть несомненное преимущество перед людьми:

- Они быстро учатся, и учиться не прекращают. Но всё, что они произвели, в той или иной степени было создано человеком. Это компиляция высочайшего уровня, но всё-таки компиляция. Создавать нечто по настоящему новое, уникальное, пока что присуще только человеку. Подчёркиваю - пока. Вполне возможно, что очень скоро придётся заменить это слово на «было».

Сам же Юрий Никитин вообще не видит источника противостояния в дихотомии «Человек-Машина»:

- Нынешняя стадия развития ИИ скоро-скоро выльется в мощный взрыв. Мир начнет меняться намного быстрее, чем даже в пару последних лет. И это прекрасно. Разумеется, искусственный интеллект, каким бы он не был мощным и продвинутым, всегда останется лишь гигантским калькулятором. Но врагом стать не сможет уже потому, что человек начал встраивать в себя различные безделушки вроде электронных ключей для квартир или пропуска в метро, а завтра начнет всобачивать нейроинтерфейсы для связи с компьютерами, пусть только появятся. Этот ИИ изначально будет частью наших тел и наших мозгов, как усилитель нашей интеллектуальной мощи. Мы станем киборгами, могучими и бессмертными.

- Это далекое будущее – а что возможно уже через несколько лет?

- Я говорил как-то, что ненавижу писать романы. Люблю придумывать тему, идею, сюжет, даже образы, но вот печатать на машинке буквы одна за другой - это же отвратительная нетворческая работа! А потом еще править, чистить, проверять опечатки, там ли расставлены запятые... Конечно, даже самый консервативный писатель с охотой возложил бы на машину хотя бы работу корректора. А то и редактора.

- Юрий Александрович, мировая фантастика предсказала такое развитие событий? Помнится, у Оруэлла в «1984» фигурировал «калейдоскоп», производящий сюжеты романов.

- Еще в детстве читал рассказ, где автор создал пишущую машинку, что печатала с его слов, потом усовершенствовал, и она печатала с его мыслей. Но так как мысли постоянно путались и уходили в сторону, то и она печатала чепуху, которую приходилось не просто править, а вычеркивать. И позже попадались рассказы на тему механизации творчества. Конечно, все эти попытки подавались как неудачные, типа: робот - дурак, человек – молодец, но тогда время было такое.

Автор
Иван ВОЛОСЮК
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе