«Журнальный зал»

Не так давно в гостевой книге сайта «Прогулки в Интернете» появилось лаконичное письмо от одного из моих постоянных читателей: «Смотрю - и глазам не верю: журналы, и какие! С полностью опубликованными текстами! Читайте». Что ж, давайте прогуляемся по указанному читателем адресу.
Но прежде - о самом явлении. Не зря же около логотипа сайта «Журнальный зал» написано: «Русский толстый журнал как эстетический феномен». В том, что это феномен, сомневаться не приходится, но отнюдь не всегда он был чисто эстетическим. Еще в дореволюционной России литературные журналы были не только местом публикации новых произведений изящной словесности и критических статей о них, но и общественной трибуной. И эта их функция в советские времена только усилилась. Разумеется, говорить о борьбе партий и течений во времена всеобщего тайного голосования за одного заранее выбранного где надо и кем надо кандидата нерушимого блока коммунистов и беспартийных можно только с большими оговорками. Я эти оговорки приводить не буду, вы их сами без меня и даже лучше меня сформулируете. Тем не менее каждому интеллигентному человеку в СССР было известно, что есть журнал «Новый мир», а есть «Октябрь» (не путать с «Октябрем» перестроечных времен!), и если со страниц первого хоть иногда прозвучит живое слово, то со страниц второго льется только злобная ругань по этому поводу. И что есть «Юность», а есть «Молодая гвардия» (правда, совсем уж одиозными «молодогвардейцы» стали только в позднесоветские времена). Так что тут определенный выбор все-таки был.

А потом настали времена гласности и демократизации. И если в анекдоте утверждалось, что разница между демократией и демократизацией примерно такая же, как между каналом и канализацией, а отсюда и результативность, то гласность породила новый феномен в журнальном деле - небывалые многомиллионные тиражи. Народ выписывал десятки наименований печатных изданий, читал их на работе и дома, а также по дороге из дома на работу и с работы домой. Наиболее интересные страницы выдирались с корнем и переплетались. Так собирались целые библиотеки литературы, доступной раньше разве что через сам- и тамиздат, за чтение и хранение которого в прежние времена можно было и срок схлопотать.

За этим литературно-публицистическим запоем пришел период отрезвления. Во-первых, поисчерпались запасы прежде не опубликованного. А новая литература и публицистика не то чтобы не дарили шедевров, но рождали их не в таком количестве, чтобы уверенно требовать миллионных тиражей. Во-вторых, обвальная инфляция рубля сделала цены на журналы кусающимися. Ну а в-третьих, рыночная экономика самым жестоким образом стала учить людей больше работать, а не читать. А если все-таки читать, то профессиональные справочники и политические новости. Времена, когда поэт был в России больше, чем поэт, - трибун, вождь или святой мученик, - кончились. Вместе с ними сошли на нет и времена грандиозных журнальных тиражей.

Вот тут-то и выяснилось, что почтение и даже любовь к журналам у людей, родившихся и выросших на необъятных просторах родины чудесной, даже волчий капитализм выгрызть не может. В России до сих пор продолжают существовать не один и не два, а несколько десятков толстых журналов. Более того, у иных из них и общий сайт есть, где если и не все их материалы доступны, как решил мой восторженный корреспондент, то, во всяком случае, многие. Что не мешает им по-прежнему издаваться на бумаге и даже худо-бедно продаваться по подписке и в розницу.

Между прочим, это проблема, причем нелегкая, которую до сих пор никто не берется разрешить. С одной стороны, у редакторов журналов и их авторов есть горячее желание, чтобы плодами их трудов воспользовалось как можно больше людей. С другой - есть им тоже хочется. А с паршивого сайта, доступ на который бесплатен для каждого, даже шерсти клок не получишь. «Что делать?» - спрашивал в таких случаях автор и бывший сотрудник одного передового журнала. Когда-то у «толстячков» на все были ответы. Ныне и их создатели в раздумьях. Мне кажется, что в ближайшие несколько лет бумажным изданиям смерть не грозит. Компьютер с собой, конечно, уже таскать можно, но читать на экране романы или даже крупные рассказы и большие статьи не очень удобно. В качестве справочника и подспорья в работе, обеспечивающего быстрый поиск нужного текста, компьютер уже сегодня незаменим. Но удовольствия, равного наслаждению от чтения текста на бумаге (особенно если этот текст еще хорошо оформлен полиграфически), он пока обеспечить не может. Что будет с развитием техники для чтения электронных книг, предсказать не берусь. Говорю только о сегодняшнем дне.

А коли так, зачем нужен «Журнальный зал»? Во-первых, ни один из нас не может похвастать, что к нему домой ежемесячно приходят более двух десятков художественных журналов и журналов «нон-фикшн». Разумеется, читать столько никто не будет, но иметь возможность хотя бы проглядеть их, чтобы выбрать что-то самое интересное, неплохо. Ее-то как раз и дает обозреваемый сайт. Тут представлены все наиболее именитые литературно-художественные журналы России: «Дружба народов», «Звезда», «Знамя», «Нева», «Новая Юность», «Новый мир», «Октябрь», «Урал», а также критически-литературоведческие «Вопросы литературы», публицистические «Отечественные записки» и др. Причем тут можно познакомиться как с новыми выпусками, так и с архивами всех (или почти всех, я не проверял до конца) представленных изданий. Имеются архивы не только доныне издающихся, но и прекративших выход в свет журналов, например «Волги» или «Старого литературного обозрения». То, ради чего когда-то приходилось тащиться в журнальный зал «Ленинки» (да и то если вы имели право пользоваться его богатствами!), сегодня во многом доступно за собственным рабочим столом.

На первой же странице сетевого «Журнального зала» есть списочный обзор новых поступлений, где под заглавиями журналов приведены названия, на которые нас призывают обратить внимание. Понятно, что вы вольны не ориентироваться на этот список, а проглядеть все выпуски сами. Названия журналов приведены в колонке слева, они же являются ссылками.

Между прочим, в этом году «Журнальный зал» - юбиляр. Ему исполнилось 10 лет. По этому поводу на основной странице сейчас анонсированы отклики и размышления Михаила Эпштейна, Антона Носика, Дмитрия Кузьмина, Инны Булкиной, Андрея Грицмана, а также эссе Марины Палей «Взлет ноосферы, или Ковчег Рунета», опубликованные в журнале «Знамя». Я же обращу ваше внимание на статью Сергея Костырко, которая была напечатана в мартовской книжке журнала «Новый мир» за нынешний год. Этот автор - не просто известный книжный обозреватель и один из авторов WWW-обозрений, ежемесячно публикующихся в данном издании (кстати, рекомендую познакомиться, хоть они мне в какой-то мере и конкуренты). Он один из создателей сетевого «Журнального зала», причем поныне остается его ведущим вместе с Татьяной Тихоновой. В его статье дан очерк истории сайта, рассказано о его концепции и нынешнем состоянии. Именно он сформулировал принцип, что, цитирую, «ЖЗ» - не библиотека, а сайт, в основе которого лежит представление толстого литературно-художественного журнала как эстетического феномена русской культуры». И далее: «Именно поэтому ядро «ЖЗ» составляют журналы, редакционная политика которых связана с вопросами художественной и интеллектуальной состоятельности публикуемых текстов, в отличие от журналов, ориентирующихся прежде всего на идеологическую остроту, а в отношении собственно литературы следующих и сегодня ленинскому определению литературы как «части общепартийного дела».

Между прочим, по приблизительным прикидкам Сергея Костырко сегодня в России не менее 70 (семидесяти!) изданий, претендующих на звание «толстого журнала» и публикующих прозу, поэзию, а иногда и литературную критику. Что само по себе свидетельствует, что данный феномен в этой стране умирать не собирается, во всяком случае в ближайшее время. Это при том, что в мире аналогов ему почти нет. Сам Костырко упоминает только подобные журналы в Китае и Японии, да литературные приложения к некоторым газетам в западноевропейских странах и американские университетские журнальчики. Я бы добавил сюда и Израиль, но, возможно, Костырко игнорировал его сознательно, считая, и во многом справедливо, здешнюю литературно-художественную периодику на русском языке явлением не израильским, а детищем людей, которые взросли на почве, где подобное явление постоянно культивировалось. Как, впрочем, и другие русскоязычные журналы зарубежья, в частности «Континент» и «Новый Журнал», представленные в самом «Журнальном зале».

На странице «О проекте» сказано, что «ЖЗ» является не вполне самостоятельным изданием, а своего рода сетевой федерацией журналов. Поэтому издания представлены тут неравномерно. Некоторые знакомят только с отдельными текстами или даже их отрывками, другие делятся своими материалами щедрее. А некоторые журналы («Новый мир», «Знамя», «Октябрь») фактически создали на сайте сетевые варианты своих бумажных выпусков, которые могут быть гораздо полнее и обширнее последних.

О каждом журнале на сайте можно получить достаточно подробные сведения: когда создан, кем издается, на каких авторов ориентируется. В большинстве случаев названы главные редакторы, а иногда редакторы отделов и члены редколлегий.

Особо отмечу хорошо продуманную навигацию по сайту. Почти всегда слева от основного текста находится колонка с названиями журналов, так что перейти из одного в другой очень легко. Кроме того, когда вы заходите на страницу того или иного журнала, появляется добавочная колонка, где в виде хронологической таблицы представлен его сетевой архив.

Знакомьтесь. Читайте. И не забывайте, что того ощущения, когда держишь в руках настоящий «толстый журнал», не заменит ничто.

Виктор Лихт (webprogulki.wallst.ru)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе