В гостях у проекта «Ваших Новостей» под названием «СВО / Большой контекст» побывал российский философ, социолог и политолог Александр Гельевич Дугин.
Александр Дугин и Вадим Авва в студии проекта «СВО / Большой контекст»
Ведущий Вадим Авва задал вопросы про начало и причины спецоперации, релокантов, советское прошлое и российское будущее, а также о многом другом. Предлагаем вам текстовую версию интервью.
О ненависти к русским на Украине и Европе, подобной ненависти к евреям в XX веке
– Это долгая история. Она начинается еще до того, как был сотворен мир. До того, как появилось время, как появился рай. Изначально Бог сотворил ангелов, которые были свободными субъектами. У них была другая воля и другая субъектность. Не человеческая, а сверхчеловеческая. Вечная: они не могли погибнуть внутри времени.
И вот среди этих ангелов возник спор в отношении того, как им относиться к невидимой тайной причине, которая вызвала их к бытию. У этих ангелов было некое основание для сомнений. Потому что Бог был для них недоступен, скрыт, невидим. И можно было посчитать, что его и вообще-то нет. А есть только вот эти ангелы.
И часть ангелов сделала из этой тайны и скрытности Бога один вывод: «Раз мы его не видим, не наблюдаем, то мы и есть боги. Мы мыслим, у нас есть воля. Давайте мы и утвердим это. И объявим себя богами». И часть ангелов так и поступила.
Александр Дугин в студии проекта «СВО / Большой контекст» / ВН
Вторая часть сказала: «Нет. Даже если мы не видим того, кто нас создал, то мы всё равно верой и любовью отплатим ему, полной верностью». Эти ангелы стали ангелами света. А другие – рухнули. Так возникла вертикаль. И была война на небе.
Но поскольку это было еще до того, как появилось время, значит, эта война на небесах никуда не делась. Потому что всё наше земное время протекает как бы параллельно этой вечности. Эта война идет, она безначальна и бесконечна. Но в конце времен (и только в конце времен) в этой борьбе двух великих субъектов – архангельских субъектов, двух армий – и появится победа. Объявится, кто был прав в этом фундаментальном богословском споре.
Человеческая же история от Адама, от первого грехопадения и до специальной военной операции, до нашего времени – это лишь отражение, как на поверхности воды, этих великих событий. То есть время – это зеркало вечности. И конечно, в мировой человеческой истории –чем ближе мы приближаемся к ее завершению, напряжение этой вечной войны становится более остро. Неслучайно последний век мы постоянно говорим о конце истории не только в религии, но и в философии.
Автор книги «Конец истории и последний человек» Фрэнсис Фукуяма / Википедия
То, что было скрыто, опосредованно, давалось нам через противостояние тех или иных систем, цивилизаций, культур, религий – сейчас дается почти так же чисто, как у основания мира. Идет борьба света и тьмы. Каждый из этих ангельских полчищ уверен, что он – свет, а другой – тьма.
Собственно говоря, Люцифер, князь тьмы – денница, тот, кто несет свет; по-гречески φωσφoρος – тот, кто несет свет.
И сейчас острота этого эсхатологического противостояния проецируется на геополитические, цивилизационные, культурные, исторические разломы. И между этими двумя полюсами, которые всё более и более ясно приобретают очертания на Земле, – это и есть конец истории, финальная битва, Армагеддон, столкновение двух полчищ. Одни из которых уже напрямую вдохновляются и управляются князем тьмы.
С другой стороны – люди тоже не без помощи. Если б не было у нас помощи архангела Михаила и наших святых, нашей церкви, если б не было жертвы Христа и попечительства Божьей Матери о России, мы бы не выстояли. Мы бы тоже где-то погибли в XX веке в атеизме, материализме. Поддавшись на гипноз социальной справедливости. Мы бы там исчезли.
Владимир Ильич Ленин.
Фото: ТАСС
Кто-то вытянул нас из той бездны, в которую мы сами скользили. Мы не хотели никакой СВО, не хотели никакого соприкосновения с Западом. Россия после 90-х годов прекрасно вписывалась в западный мир, но на таком же основании, как и украинцы, литовцы, жители Восточной Европы. На рабских основаниях. Мы бы стали сырьевым придатком Запада. И мы совершенно спокойно готовы были стать периферией этого демонического мира, сатанинской цивилизации.
Мы как общество, как интеллектуалы-либералы, как элита. Элите дали больше, обществу дали меньше, но тоже открыли доступ к порнофильмам, можно поесть, можно выпить, наркотики. Это никуда не ведет. Но у нас вообще короткий цикл, у человека. Пожить, погулять – вообще неплохо. И мы чуть не скатились туда же.
И начало СВО, на мой взгляд, ничем не объяснимо, просто ничем. Абсолютно. Не было никаких резонов начинать СВО. Мы двадцать лет требовали себе место в этой глобальной глобалистской системе. И вдруг – это решение. Это решение может иметь множество политических, геополитических, стратегических оснований, но объяснения нет никакого. Кроме того, что копье архангела Михаила ударило в центр России, в Кремль. И это решение было принято.
В. Путин.
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Является ли целью Украины реальное уничтожение русского народа?
– Не они поставили это целью. На самом деле их никто не спрашивал. Мы сами за последние сто лет предали дважды наше государство, наш народ. Коммунизм был принципиальной богоборческой моделью, которая под основание снесла основы нашей традиционной империи. Русский народ был просто поставлен вне закона, по сути переделан в интернациональный. И второй раз мы предали уже Советский Союз, сквозь который русское начало, русская государственность проросли, несмотря ни на что. А чем мы от этих отличаемся гадов? Мы сами относились к своему народу, к своей судьбе приблизительно так же. Кто этих украинцев освободил? Кто литовцев отпустил из-под нашего единого державного контроля? Они сами? Американцы их оттуда вытащили? Это были мы, мы сами. Мы – те, кто считал себя россиянами до 24 февраля 2022 года.
Что произошло с началом СВО – это событие, которое не имеет никакого объяснения. Потому что НАТО наступало и в 90-е годы, нарушая все законы. «Пистолет» находился там же, где он и находился. Просто мы увидели это.
Мы сами туда хотели, в это НАТО. Мы хотели стать частью сатанинской цивилизации. Нас туда не взяли. Но мы тоже не расстроились, думали: «Мы нефть будем вам отдавать». То, что произошло 24 февраля 2022 года, – это необъяснимо, потому что это было просто возрождение того, что практически из истории исчезло. Русская государственность, русский народ, русская церковь и русская миссия.
Россия. Москва. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время праздничного богослужения по случаю Рождества Христова в кафедральном храме Христа Спасителя.
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
9 мая 1945 года мы подошли к этому, но у нас опять это отняли. Это была победа русского народа. Русский народ победил экзистенциальный исторический вызов. Там тоже была тьма, но не такая. Тьма нацистской Германии в подметки не годится той цивилизации, с которой мы воюем сейчас. Сейчас чернее намного. Ничего страшнее либерализма, глобализма и современной сатанинской вот этой гендерной антигуманистической цивилизации нету. Гитлер – это детский сад по сравнению с теми правители Запада.
После 1945 года у нас украли победу, потому что никакие процессы не начались в нашем обществе с признанием роли русского народа и русской цивилизации. Никакого понимания нашей миссии. Никаких выводов не сделали из этой сложнейшей победы, которую мы выхватили у врага, у зла. Мы победили зло, но мы не стали добром. И когда мы не смогли осуществить конверсию русского пробуждения в наше мировоззрение, мы стали загнивать. И победа 1945 года просто уплывала по мере хрущевских реформ, потом – застоя постепенного, вырождения, появления гнилой прозападной совершенно сатанинской интеллигенции внутри нашего позднесоветского строя. А в 1991 году у нас эту победу просто отобрали. И ладно отобрали, можно потерять и приобрести, но нас заставили этому радоваться. Мы сами создали Украину, мы сами позволили создаться там русофобскому нацистскому режиму.
Украина. Одесса. Участники митинга (в том числе активисты запрещенной на территории РФ националистической партии «Правый сектор») во время согласованного шествия украинских националистов «Марш защитников Одессы» у памятника Тарасу Шевченко в день седьмой годовщины трагедии в Доме профсоюзов.
Фото: Архип Верещагин/ТАСС
Слабые места России в этой схватке сегодня
– Мы стоим перед настолько радикальными переменами, что когда мы начинаем подходить к тому, как осуществить, думаю, что у любого человека возникает просто шок и оторопь. Мы обнаружили, что есть та цивилизация, в которую мы стремились последние сто лет. А даже коммунистическая модель – это полное заимствование западных представлений прогрессе, о материальном устройстве, о восходе исторического процесса. Но еще и до этого лет сто пятьдесят мы упорно подражали Западу. С Петра, может, еще даже чуть раньше – с раскола. И мы двигались в эту цивилизацию, стараясь построить что-то аналогичное, своё, суверенное, какую-то версию. Но в результате мы всё равно ничего за пределами этой цивилизации не сделали.
На Восток мы смотрели только как посланники этого великого белого западного человека. Туда мы триста лет рвались. Мы скопировали их науку, культуру, музыку, искусства, историю, технологии – мы всё у них взяли. И мы просто были счастливы. Запад оставался безусловным ориентиром. И сейчас мы с ним находимся в войне, не с Украиной. Ни с этой несчастной ничтожной Литвой, ни с выродившимся и сошедшим с ума Евросоюзом. Мы боремся с идеей Запада. Идея Запада – это идея дьявола. Это концепт дьявола, который упал, как мы знаем, на Западе. Поэтому когда мы проводим обряд крещения, мы обращаемся в сторону Запада, протягиваем так руки, и священник трижды спрашивает: «Отрицаешься ли Сатаны?» Мы отрицаемся. А потом спрашивает: «Отреклся ли еси сатаны». Мы отвечаем: «Отрекохся». Это же неслучайный символизм.
Западная культура не всегда была такой. Но отклонившись от православия и особенно вступив в эпоху нового времени, она стала приобретать откровенно богоборческие сатанинские черты. Запад убедил, что нет ни Бога, ни дьявола. Но оказалось, что это была идея дьявола. А потом, когда все поверили, что ни Бога, ни дьявола нет, он на открытии парижской Олимпиады говорит: «Как нет? Я-то вот здесь. Бога нет, а я здесь».
/
Открытие Олимпиады в Париже
Русский народ вопреки всему чувствовал, что что-то с Западом не так. Поэтому мы так долго держались за православие, хотя по сути ему не следовали. А потом мы выбрали некую антизападную идеологию. Русский народ всё время интуитивно притягивался к световому полюсу. Он проживал, чувствовал, но фатально не мог найти правильных форм, чтобы стать в конце времен армией света, кем мы и должны стать. Сейчас нам это предстоит. Вы представляете, какой объем реформ нам надо осуществить? А мы воспитывались столетиями в совершенно другой парадигме.
Можно ли переделать Ксению Собчак и подобных ей
– Я православный человек, я считаю, что человеческое состояние находится на вертикальной оси, с которой мы начали. И сверху на нас оказывается такое спасительное благотворное дыхание Святаго Духа, Бога и ангелов света. И они даются человеку при крещении. Они следят за обществом, за людьми, особенно за нашим обществом. И конечно, они протягивают руку спасения каждому. Но одновременно любой человек и его душа осаждаются огромной чередой темных сил. И это судьба человека. Мы не можем сказать, что наше общество будет состоять из одних убежденных русских патриотов. Фактически русский патриот – это состояние, приближенное к ангелу. Это движение в эту сторону. Конечно, люди русские скромны. Но чем ты скромнее, тем ты ближе к святости.
Александр Дугин / ВН
Когда русский род пробуждается к этой световой вертикали, тогда он идет на фронт, тогда он становится патриотом, тогда он готов к осуществлению великого очищения, которое нам необходимо. А есть другие русские люди, которые пока еще не освободились от этого темного влияния.
Что делать с релокантами
– Мы говорим: позорный человек, предатель, релокант. Но вдруг он говорит там, в Грузии, в Казахстане, в Европе: «А вообще, что это такое? Мне рассказали, что здесь уважают людей. А это что такое?» И у них пробуждается гордость. Их тоже касаются лучи ангельского света, который нисходит на всех нас. И ангел побеждает демона в этом человеке. И это наш ресурс. Я, кстати, думаю, что мы не должны априорно ставить крест ни на одном из тех людей, которые в общем-то в наших глазах выглядят либо не очень, либо вообще никак. Мы должны подойти к ним очень гуманно – отправить всех на фронт помогать армии. Дать всем шанс покаяться. И если люди каются, переходят на нашу сторону, мы должны быть благосклонны и снисходительны к ним. Наш народ – один. Просто его часть находится под влиянием таких сил.
Фото: EPA / TASS
О детях Кадырова и других семейных кланах во власти
– Это вопрос очень интересный. Давайте посмотри на Кадыровых изначально. Основатель клана – Ахмат-Хаджи Кадыров. Который осуществляет принципиальное решение, очень непростое и очень непривычное для чеченского общества. Он осознано, столкнувшись с ваххабизмом, распространяющемся в его народе, сделал выбор: «Я буду лучше с Россией, чем с этими модернистами, проповедниками непривычной для нас религии. Да, русские – это другая культура, православные, христиане, империя. Они в какие-то исторические эпохи, наверное, были жестковаты по отношению к нам, но и к своему народу жестковаты». Так вот, Ахмат Кадыров, который стоял на стороне противников Российской Федерации, совершает исторический момент. Он говорит: «Я вижу, с чем я столкнулся, я вижу западное влияние, я вижу проповедников ваххабизма, я понимаю, что Чечню хотят отобрать у России не для того, чтобы сделать нас свободными, а для того, чтобы превратить нас в рабов Запада. И я, основываясь на своей собственной воле, как представитель духовного суфийского ислама делаю выбор в пользу России».
Что после этого? Он становится мучеником за этот выбор. Его ваххабиты, по сути западные шпионы, убивают. Он становится мучеником за идею. И его сын Рамзан начинает продолжать эту линию. Так какой же здесь непотизм, какой же здесь феодализм?
Рамзан Кадыров.
Фото: П/с главы Республики/ТАСС
Когда великий отец, мужественно осуществивший свой исторический выбор в пользу империи, передает свой авторитет своему сыну, а тот воспитывает в этом духе своих детей. Служите России, будьте верными традиционным ценностям. Если у вас это в традиционных ценностях – молодых людей поднимать и делать из них героев, вручать им посты – то великолепно, это ваше дело. Значит, это и есть элита. Если народ это принимает, если они с этим справляются. То же самое в отношении сына Патрушева, Фрадкова, кого угодно. У людей, которые рождаются в семьях героев, есть определенные преференции.
Почему Бог сделал ставку именно на русских и могут ли другие присоединиться к ним?
– Конечно. Русские никогда не ставили себя выше других народов и никогда не присваивали эту человечность только себе. Достоевский об этом говорил: русский человек – всечеловек. И мы бы отказались от такой судьбы, что только мы на стороне света, а все другие были бы на стороне тьмы. Мы бы сказали, что это и есть искушение. Наша русская идея – это безусловно быть верными Богу, безусловно спасать человеческое достоинство, но это безусловно предполагает, что в этом к нам присоединятся все другие народы. Нам на самом деле и Запад небезразличен, и украинцы. Мы их до конца не ненавидим, мы признаем в них человеческое достоинство, возможность встать на нашу сторону, на сторону света. Это касается литовцев, поляков, немцев, англичан, французов, итальянцев, индусов, китайцев – представителей всего мира. В этом и есть всечеловечность. Да, мы, русские, сегодня спасаем достоинство человека как такового.
Россия. ЛНР. Военнослужащий во время подготовки экипажей боевой машины поддержки танков (БМПТ) «Терминатор» в зоне проведения специальной военной операции.
Фото: Александр Река/ТАСС
Мы подтянулись к полю Армагеддона первыми и первыми вступили в схватку. Мы – передовой полк. Но мы эту войну воюем не только за себя, мы воюем за человечество, за человека как такового. Мы столкнулись с абсолютно античеловеческой цивилизацией, которую мы хотим победить для того, чтобы человечество снова обрело шанс строить правильный духовный световой вертикальный порядок, который снесен на Западе. Это борьба и за Запад, чтобы он был свободным, избежал той катастрофы, к которой он несется на всех парах.
О смертной казни
– Наше государство должно быть тягловым. Что мы не для себя живем, мы для кого-то другого, для будущего живем. Служение. Высокий идеал служения. И он может распространяться и на богатого, и на бедного, и на чиновника, и на простолюдина. И тот и тот может быть прекрасным.
Александр Дугин
Морально-нравственная погрешность у правящего класса чревата колоссальными проблемами. Ворует мужичок у себя в кооперативе где-то – это плохо. Но он большого вреда стране не принесёт. А вот такой же мужичок во главе или на высоких постах Минобороны – это катастрофа. Раз – и денег нет. И, конечно, должны быть правящие и управляемые. Но наша этика должна ставить правителям нравственные планки гораздо выше, чем обычному среднему человеку. Спрашивать мы должны гораздо больше. Поэтому если говорить об электрическом стуле, то для особо крупных краж и злодеяний, я думаю, что можно хотя бы один в Сибири в какой-нибудь одной области разрешить. Как у американцев, пойти по западному пути. Думаю, что безнаказанность привела к тем катастрофическим судебным делам в руководстве страны фактически. Я думаю, что электрический стул в Сибири один надо поставить. Некоторых людей поджарить, особенно таких крупных, когда уже триллионы начинают возникать. Это уже несопоставимо. Нет, жарить надо. Но, конечно, нужно удостовериться, что это действительно так, что это он украл, а не его таким назначили. У нас хороший Следственный комитет работает.
Эдуард Лимонов.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе
Судьба и жизненный итог Эдуарда Лимонова
– Мы с ним очень тесно дружили одно время. В политическом вопросе мы разошлись еще с конца 90-х, даже с середины 90-х. Кто он для России? Я думаю, безусловно, ярчайший писатель. Наш Селин или наш Юнгер. Он сам себя написал. Он в юности написал несколько ярчайших произведений. Потом стал писать свою собственную биографию. У него полностью отсутствовало воображение, он ничего не мог придумать. У него был блок на воображение. Всё, что он описывал, обязательно имело место. Он потом пытался как-то рассказать, что «я выдумал этот эпизод», но всем, кто его знал, было понятно, что он не умел врать вообще, он был очень искренний человек. Всё, что он написал, это правда.
Он стал описывать свою политическую биографию. Но он творил ее, как литературу. Если это не подлежало описанию, то он это не делал. Это был удивительный писатель эгореалист. Описал себя, но вывернув настолько наизнанку, что там ничего не осталось. Он настолько правдиво описал все свои похождения, колебания и мотивации.