Человек диаспоры

Два молодых человека стояли возле метро "Чистые пруды". Мимо шли трое других молодых людей, и один из них грубо задел плечом одного из первых двух. Тот спросил: "Что, место мало?" - и тут же получил удар в лицо. Драка, которая длилась считанные секунды, закончилась точным ножевым ударом в сердце второму. Убитого звали Юрий Волков, и о его смерти теперь не слышал только тот, кто не смотрит телевизор и не знает, что такое интернет.

Это событие могло бы остаться просто строчкой в криминальной хронике. Более того, оно должно было бы остаться просто строчкой в криминальной хронике. Но оно стало громким и знаковым. Потому что оно не могло не стать громким и знаковым. И дело даже не в том, что нападавшими были чеченцы, а Волков - не последний человек в фан-клубе "Спартака", поэтому его смерть стала вызовом всему сообществу болельщиков. А дело в том, что двое из задержанных чеченцев сразу же были выпущены на свободу под подписку о невыезде. И эта последовательность событий - преступление, вмешательство диаспоры, освобождение - в последнее время происходит слишком часто, чтобы это и дальше можно было терпеть.

Убийство Волкова обозначило серьезную правовую проблему, заложниками которой являемся мы все: в современной России нет иммунитета против национализма диаспор. А действующая модель интерпретации межнациональных конфликтов рушится на глазах. Журналисты тоже ходят по улицам, и многих из нас такое положение вещей давно утомило. То, что в этот раз ведущие федеральные телеканалы нарушили табу на упоминание национальности преступников, можно рассматривать как тихий бунт и недвусмысленный намек: в некоторых случаях национальность преступников все-таки имеет значение. И этот "некоторый случай" может квалифицироваться так: если за преступника чеченской (русской, татарской, китайской, чукотской) национальности вступаются его соплеменники лишь на том основании, что он чеченец (русский, татарин, китаец, чукча), - это вызов всему остальному сообществу и уважительная причина для снятия вышеупомянутого политкорректного табу.

Юрий Волков вырос в семье журналистов. Сам работал на телеканале "Россия" ассистентом режиссера. Это обстоятельство, а также активность футбольных болельщиков не позволили похоронить в "обычной бытовухе" очередной межнациональный труп. Фанаты разных - даже враждующих между собой - клубов объединились и провели на месте гибели Юрия серию молчаливых, но многочисленных траурных акций. По интернету тут же разлетелись сотни блог-репортажей, фотографий и роликов. Побочным эффектом этого информационного выхлопа стала окончательная дискредитация того сектора общественной жизни, который некоторые еще называют "правозащитным". Мы привыкли, что именно в этом секторе выдают "ярлыки на восприятие" межнациональных конфликтов. Но в этот раз традиционная интерпретация произошедшего оказалась не просто спорной, а вызывающе непрофессиональной. Видимо, не подозревая, что событие примет такую огласку, правозащитники стали действовать по накатанному стереотипу - моментально записали Юрия Волкова в "ультраправое движение". А когда начались на удивление мирные акции болельщиков, то с упорством математика именитые вояки с ксенофобией продолжали гнуть дезу о том, что митингующие крушили палатки и избивали встречных гастарбайтеров. Хотя даже милиция эту "информацию" с недоумением опровергала.

Но вернемся к фотографиям и роликам. Что мы увидели на них? На них мы увидели не лысых дебилов и даже не закомплексованных волосатых нацинтеллектуалов, которых распознать раз плюнуть. На акцию памяти Юрия Волкова пришли пугающе обычные люди: синие воротнички, белые воротнички, студенты-раздолбаи, студенты-ботаны, блондинки на высоких каблуках, эмо, готы и даже лица кавказской национальности, у которых в глазах светится не наступательная джигитовка, а модернизированное сознание. Одним словом, все это люди, с которыми может себя идентифицировать абсолютное большинство населения страны.

Эти люди в гробу видали идеи о национальном превосходстве. У них учеба, карьера, жена, дети, ипотека, редкие минуты досуга, тратить которые на "идеологическую работу", по их мнению, идиотизм. Просто они осознали, что в таких вот трагедиях - угроза их личной безопасности. Им слишком часто приходится видеть интернет-ролик с уже знакомым до тошноты сюжетом: лезгинка на центральной площади города, стрельба вверх из травматики, беспомощные милиционеры, которых танцующие похлопывают по плечу и отпускают с миром. Они все чаще видят похожие сцены не с экрана компьютера, а в реале, и не где-нибудь, а, например, на Манежной площади в Москве. Их достали учащающиеся, как пульс спасающегося бегством человека, сообщения с ключевыми словами: "конфликт, стрельба, трое раненых, четверо задержанных, отпущены под подписку".

В результате у этих синих воротничков, белых воротничков, раздолбаев, ботанов и мирных блондинок складывается стойкое подозрение, что они в собственной стране - граждане второго сорта. Причем по национальному признаку. И подозрение это не совсем беспочвенное. Сила диаспоры - это то, что "условному русскому" в современной России неведомо. "Условный русский" в любой нестандартной ситуации вынужден опираться на собственные силы. Человек диаспоры чувствует себя вправе рассчитывать на помощь тысяч соплеменников, влиятельных в самых разных кругах. "Условный русский" - это просто гражданин. Человек диаспоры - это "гражданин плюс". Такое положение его очень быстро развращает. В итоге "просто человек" оказывается в нашей стране слабее любого "человека своей национальности". Вот вам и второй сорт, извольте смириться.

Вы уверены, что завтра бытовой конфликт с "человеком своей национальности" не случится у вас самих? Что вы будете делать, когда увидите в глазах у обидчика законы гор? Чем придется платить за этот инцидент - достоинством, здоровьем, свободой, жизнью?

Как с этим бороться? Лично я придерживаюсь здесь радикальных позиций: в многонациональной стране "влиятельных диаспор" быть не должно. Никаких. Ни русских, ни нерусских. Просто люди должны жить в условиях диктатуры "просто людей". Отстаивание кем бы то ни было каких бы то ни было этнических интересов - будь они в политике, экономике или номенклатуре - должно рассматриваться как состав преступления. Или хотя бы как факт общественной дискредитации. Помог соплеменнику - все равно что поставил бестолковую любовницу на ответственный пост. Это должно стать неприличным. Иначе диаспоры разорвут страну.

После убийства Юрия Волкова произошла социальная аномалия: "просто людям" пришлось действовать как диаспоре. С момента трагедии прошло уже почти две недели. Чеченская диаспора испуганно молчит, избегает любых комментариев. Это обнадеживает.

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе