Да, никто не искалечен и не погиб, но для меня чеховское действо стоит вровень с техногенными катастрофами. Мало кто задумывается о колоссальной разрушительной силе публичного массового мордобоя, заменяющего собой одну из самых прекрасных игр, придуманных человечеством. Такой адреналин калечит души и ожесточает сердца.
Мне совершенно неинтересно, кто первый начал, заказывали драку или нет, и есть ли какие-то подводные камни. У «Витязя» в основном благодаря заокеанским громилам-легионерам печальная известность «бесславных ублюдков», омский «Авангард» периодически впадает в неустойчивое психологическое состояние, взвинтить его игроков не составляет труда. Что витало над чеховской ареной в этот вечер, неизвестно — но, вместо того чтобы помолчать хотя бы в память о Леше Черепанове, который умирал здесь в концовке матча этих же команд год с небольшим назад от сердечной недостаточности, люди начали молотить друг друга еще на предматчевой раскатке.
Взаимные обвинения сторон в том, что кто-то нарочно пересекал красную линию и заезжал на чужую территорию во время раскатки, выглядят как детские разборки в песочнице: один «бросил игрушкой», другой «заступил за черту». По идее, после предварительной «драки с раздеванием» местного ухаря Дарси Веро с омичом Александром Свитовым надо было отменять встречу согласно не букве, а духу правил, но духу-то у судей и не хватило.
Дальше все шло по нарастающей — игра фактически завершилась на отметке 3.34. «Витязи» ждали повода, Свитов его предоставил — и понеслось. Еще дважды игра возобновлялась на несколько секунд, но она уже никого не волновала. Играли команды три с небольшим минуты чистого времени, драки и разборки продолжались больше часа времени «грязного». Когда выходить на лед стало некому, судьи прекратили матч.
Через день Палата по рассмотрению дисциплинарных нарушений Континентальной хоккейной лиги провела экстренное заседание, записав командам по техническому поражению и наградив «Витязь» с «Авангардом» штрафом в один миллион рублей (хозяевам по совокупности нарушений придется заплатить еще три миллиона). Двух канадских «витязей» Дарси Веро и Брэндона Сагдена приговорили к 120 тысячам рублей штрафа, самый активный омский «ястреб» Александр Свитов получил наказание в виде 150 тысяч рублей. Дисквалификация коснулась семерых хоккеистов (шестеро — из «Витязя») и выглядит «предельно суровой» — один матч.
Еще «Витязю» пригрозили, что в случае повторения подобного клуб могут исключить из КХЛ. Предупреждение, правда, следовало сделать намного раньше, но подмосковных богатырей принято считать «прикольной» командой, а стиль игры — «самобытным». Руководство КХЛ, сквозь пальцы смотря на проделки так называемых тафгаев из подмосковного клуба, явно заигралось, а руководство «Витязя» — доигралось.
Один из главных дебоширов — Дарси Веро простодушно объяснил, что российской публике такие забавы нравятся и команды ее порадовали, — заметив при этом, что в Северной Америке ни в одной из лиг подобное просто невозможно. А в России, значит, — пожалуйста, делай что хочешь? Яромиру Ягру, кстати, Веро заехал в челюсть уже после того, как они договорились не драться. В НХЛ за подобное обращение со звездой буяна бы просто закопали.
Почему-то мы берем от лучшей лиги мира худшее и в искаженном варианте. За океаном дерутся, но в основном специально обученные люди, чьи действия ограничены писаными и неписаными законами. Штрафы — громадные, дисквалификации — соответственные. За драку на раскатке можно получить до года отлучения от хоккея, за выскакивание со скамейки «на помощь» — до двадцати матчей.
Получается, что наших рекордсменов просто пожурили «по закону». Но на площадке царило беззаконие, не прописанное в Положении о соревнованиях, — значит, и мер это требовало неординарных.
Если беспредельщики защищены от уголовного преследования бортами арены, то к ним можно и должно применять адекватные меры на уровне корпоративного сообщества — иначе это сообщество окончательно дискредитирует себя. Можешь «в миру» за такую драку сесть на год — получай в хоккее годичную дисквалификацию. Покалечил человека — получай пожизненное отлучение с выплатой лечения и пенсии пострадавшему.
Если бы Брэндон Сагден знал, что остаток регулярного сезона он проведет без хоккея и без зарплаты, он бы не гонялся еще на раскатке за игроками соперника. А Александра Свитова наверняка бы остановила сумма штрафа 150 тысяч долларов (а не рублей). Народ у нас, конечно, донельзя распущенный, но деньги считать умеют все. Как говаривал в дремучие советские времена, отвечая на провокацию, один известный форвард: «Я бы тебе врезал, но я же не сберкасса!»
А еще в связи со всем этим вспомнился давний рассказ про боксера по кличке Ужасный Ангелочек. Он был невероятно противен, но забавлял публику своими кошмарными выходками. В последнем бою у него не было никаких шансов, но с первым сигналом гонга Ангелочек замочил соперника с помощью железного набалдашника, рефери — с помощью стула, дальше была очередь за зрителями, но чудовище вовремя повязали.
Наши герои Ангелочка, пожалуй, переплюнули. Но на лед они вернулись быстро — как ни в чем не бывало.
А надо было дать им больше времени подумать. И зрителям из Чехова, кстати, тоже.
P.S. В пресс-службе ХК «Витязь» нам объяснили, что давать комментарии по поводу матча с омским «Авангардом» им запрещено, и посоветовали обратиться к генеральному менеджеру клуба Алексею Жамнову, мобильный которого молчит уже два дня. Из дирекции «Витязя» удалось связаться лишь с представителем юридической службы, который пояснил, что, если руководство сочтет нужным, обязательно нам перезвонит. Не перезвонили.
На днях ХК «Витязь» приобрел себе еще одного, уже третьего, тафгая — Джоша Греттона.
Владимир Мозговой
обозреватель «Новой»
Новая газета