И вдруг - Pussy Riot! О них говорит весь мир, сообщения о суде над ними идут на первых полосах известнейших газет и в начале телевизионных новостей. За них заступаются звезды шоу-бизнеса и голливудские актеры с мировой славой, музыканты и певцы, политики и писатели, мэры столиц и депутаты парламентов. Россия наконец-то привлекла к себе всеобщее внимание. Подозреваю, президент Путин втайне млеет от гордости за нашу страну и приписывает себе невероятный успех PR-акции Pussy Riot. Ради такого рекламного успеха он бы сгноил в тюрьме все женские ансамбли страны со всеми оперными певицами, а не то что Толоконникову, Алехину и Самуцевич.
Однако феноменальная для России кампания защиты Pussy Riot в стране и за рубежом не может объясняться исключительно хитроумными происками Кремля. Его роль тут попроще - приговорить и посадить. Такой спонтанной, мощной и всемирной политической кампании в защиту политзаключенных в нашей стране не было, пожалуй, со времени незаконного интернирования академика Сахарова в Горьком в 1980 году.
Надо сказать, ссылка Сахарова в Горький была актом вопиющего беззакония, но далеко не самым тяжелым злоупотреблением властью в то время. Десятки советских политзаключенных находились тогда в гораздо более трудных условиях и гораздо больше нуждались в защите. Но у публичных кампаний свои законы. В том случае решающую роль сыграла международная известность Сахарова как выдающегося ученого и лауреата Нобелевской премии мира.
У Pussy Riot такой известности и титулов не было. "Преступление" их и приговор не самые тяжкие. Многие невинно осужденные в России по политическим мотивам преследуются за более серьезные действия и имеют гораздо более тяжелые приговоры. Почему же именно Pussy Riot?
Возможно, дело Pussy Riot задевает болевые точки не только в России, но и во многих других государствах, в том числе правовых и, казалось бы, благополучных. Конечно, в Иране, Саудовской Аравии или Нигерии приговором за богохульство никого не удивишь. Речь не о них. Речь идет о тех странах, в которых гражданские свободы являются основой конституции и всей правовой системы. Взаимоотношения секулярного общества с организованной религией здесь тоже не безоблачны. Это проявляется в постоянных дискуссиях в связи с позицией церкви насчет абортов и контрацепции, гендерного неравенства и женского священства. Это приводит к прямым столкновениям между религиозной нетерпимостью и свободой слова, как в случае с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда. Эти проблемы отражаются в правовых нормах, таких, например, как английский запрет на ношение в школах нательных крестов поверх одежды или французский закон, запрещающий женщинам появляться в парандже в общественных местах.
Поиск баланса между свободой личности и общественной моралью, между религиозными ритуалами и светским характером государства очень болезнен и совсем не прост даже с правовой точки зрения. Поэтому топорное решение Хамовнического суда по делу Pussy Riot произвело столь отталкивающее впечатление на западное общество, которое так старательно ищет компромиссы между свободой, религией, моралью и политикой.
У нас же подобные проблемы решаются чисто по-русски: легко, бездумно и всегда в ущерб личности. Благодаря чему мы опять прославились на весь мир, но совсем не так, как всем хотелось бы.
Александр Подрабинек
Грани.Ру