При этом в 90-е, в правление социалистов, дважды организовывались амнистии для нелегалов — легальный статус в результате получили несколько сот тысяч человек. Идейно эта политика уходила корнями еще во времена Французской революции: каждый, кто разделяет республиканские, демократические ценности, может считаться французом.
Проблема в том, что разделять ценности предлагалось фактически в заявительном порядке: согласился — и гуляй, никого больше не интересуешь. И многие новые французы, прежде всего выходцы из мусульманского Алжира — бывшей французской колонии, — продолжали жить в соответствии со своими привычками. А политический класс демонстрировал подчеркнутое безразличие к проблемам мусульманских общин, показывая тем самым, что они ничем не отличаются от всех остальных. Правительственный комитет по интеграции и Госсовет по интеграции, созданные в 1989 году, практически не вовлекали в свою работу самих мигрантов.
Беспорядки 2005 года на окраинах Парижа показали, что такая политика не гасит, а провоцируют социальное напряжение. Власти ответили на это ужесточением политики ассимиляции, выразившимся, в частности, в запрете носить хиджабы в публичных местах. Многие левые оппозиционеры считают, что такого рода меры ведут к популяризации радикального ислама.
Великобритания и Нидерланды: как провалился мультикультурализм
В Соединенном Королевстве и Голландии с иммиграцией предпочитали вовсе не бороться, поставив во главу угла идею «единства в многообразии». Власти этих стран всячески поддерживали культурные инициативы этнических меньшинств, полагая, что иммигранты в конечном счете вернутся домой. И не спешили предоставлять им гражданство.
Но никто никуда не уехал. Напротив, вчерашние мигранты обзавелись семьями и детьми, правовой статус которых также оказался под вопросом. В 2004 году голландское общество было шокировано убийством исламским фанатиком кинорежиссера Тео Ван Гога за снятый им фильм, осуждающий насилие над женщинами в мусульманском мире. А на следующий год в лондонском метро прогремели взрывы, организованные местными пакистанцами. Причем даже получившими британское гражданство.
В Нидерландах в итоге значительную часть мест в парламенте получили ультраправые, резко критикующие превращение крупных городов в исламские гетто. А в Великобритании официальный парламентский отчет провозгласил, что если интеграция в общество и происходила, то не благодаря политике властей, а вопреки ей.
США: от плавильного котла к пограничной стене
Начиная с шестидесятых годов прошлого века все большую поддержку в американской политической и интеллектуальной элите, как и в обществе в целом, находила критика политики ассимиляции. Критиковавшие считали недемократичной «американизацию» приезжающих в США мигрантов.
Последовательная реализация принципов мультикультурализма во внутренней политике США параллельно с воспитанием толерантности к инаковости происходила практически одновременно с ликвидацией сегрегации афроамериканцев и иных этнических меньшинств в этой стране. Оба эти процесса поддерживали и усиливали друг друга, так что в целом можно говорить об успехе применения мультикультурализма для решения американских проблем. Ярким примером реальной интеграции ранее расколотой нации стало избрание президентом США темнокожего Барака Обамы в 2008 году.
При этом проблема ближайших соседей — нелегалов из Мексики — встает все острее. В 2008 году на границе с этой страной началось возведение разделительной стены, которая должна остановить наркотрафик и поток нелегальной рабочей силы. Это показывает, что политика мультикультурализма дает эффект, только если меньшинства теряют всякую связь с исторической родиной. Чего мексиканцы не сделали.
При подготовке использована статья А. Ю. Сунгурова «Миграционная политика: сравнительный анализ зарубежного опыта и некоторые рекомендации для России».