Квадратура кавказского круга

Как известно, президент Грузии, выступая в Европарламенте, горячо пообещал "никогда в жизни не прибегать к военной силе". Не хватало еще добавить для убедительности "мамой клянусь!".

В общем, Грузия обязуется не решать вопросы "своей территориальной целостности" военным путем - попросту говоря, не нападать на "российских оккупантов", находящихся в Южной Осетии и Абхазии. И предлагает России начать переговоры об урегулировании взаимных отношений без всяких предварительных условий.

Что ж, Саакашвили выдает нужду за добродетель. Что ему еще остается? После "триумфа 2008-го" невелика заслуга заявить: "Я больше не буду!" "И опыт, сын ошибок трудных...", "за битого двух небитых дают".

Так что такое вынужденное признание недорого стоит. Хоть с торжественными клятвами, хоть без них, но второй раз на танки Саакашвили наступать в любом случае не собирается.

Российский МИД предлагает, чтобы Грузия раз исключает силовые действия подписала договор о взаимном ненападении с Абхазией и Южной Осетией. Но на это, разумеется, Грузия не пойдет: не хочет формально признавать хотя бы фактом подписания договора, что это "независимые государства". ВСЕ грузинские политики - и Саакашвили, и оппозиция, которая мечтает из него шашлык сделать, едины в том, что продолжают называть "непризнанные республики" частью Грузии. Никакого другого варианта грузинское общество не примет, как население Абхазии и Южной Осетии уже никогда не согласится ни на какие варианты "конфедеративного вхождения" в Грузию. Классическое "разногласие по аграрному вопросу".

Собственно, один этот факт делает все переговоры пустым ритуалом...

Тем не менее какие все же остаются варианты у России и Грузии?
Мне кажется, для начала неплохо было бы развеять одну иллюзию: закрыть "личное дело гражданина Саакашвили".

Да, руководство России "такую личную неприязнь испытывает, что кушать не может". Полагаю, тут взаимность: М.Н. Саакашвили примерно также сильно любит В.В. Путина и Д.А. Медведева.

Ну и что с того?

Безусловно, политики "тоже люди", но вот сама политика уж точно - "только бизнес, ничего личного". Едва ли И. Рабин и Я. Арафат горячо симпатизировали друг другу - и ничего, садились за стол переговоров, руки жали, улыбались даже. Улыбок от руководителей России и Грузии никто не ждет. А вот переговоры вполне возможны, если для них есть ПРЕДМЕТ и, разумеется, НЕОБХОДИМОСТЬ для той и другой стороны.

В общем, ЛИЧНЫЕ чувства и ГОСУДАРСТВЕННЫЕ отношения - мягко говоря, не одно и то же даже во времена монархий, а тем более сейчас.

И тупик в отношениях РФ - Грузия - вовсе не результат личной несовместимости президентов.

Вопрос в одном: есть ли НЕОБХОДИМОСТЬ вести переговоры? Ну и далее, есть ли свет в конце тоннеля?

Переберем всех участников конфликта.

Южная Осетия и Абхазия. Их практически никто в мире не признал (сравните хотя бы Никарагуа, Венесуэлу и Науру - и 72 страны, признавшие Косово). Но, как мне кажется, для Южной Осетии это не так важно. После 2008 года в общей сложности в эту республику, с ее населением около 50 000 человек, переведено из России больше 26 млрд руб., почти 1 млрд долл. Восстановление разрушенного, по официальным данным, по-прежнему далеко. Так чего еще желать руководителям республики? Какое "международное признание" принесет им хотя бы 1% ТАКИХ денежных вливаний? Статус-кво для них совсем не плох.

Что касается Абхазии, тут дело другое. Если республика получит хоть какой-то международно признанный статус, у нее появляется перспектива - стать курортом международного класса, по крайней мере вполне сопоставимым с турецкими. Но, разумеется, в "неформальную страну" никто серь езные деньги вкладывать не станет и мало кто из ЕС поедет отдыхать. Таким образом, для Абхазии переговоры, которые могли бы дать ей признанный статус, имеют прямой смысл.

Вот только о чем говорить-то?

Понятно, что "возвращение в Грузию" - в любой форме - вообще не обсуждается. Но даже "кавказская конфедерация" (от отчаяния дипломаты придумали и такой словесный кульбит) для Абхазии не решает проблему. Дело в том, что одними "статусными бумажками" не отделаешься. Беженцы, грузинские беженцы - вот камень преткновения. Согласно переписи 1989 года, в Абхазии жили 525 000 человек, из них 240 000 - грузин, 93 000 - абхазцев. Сейчас, по разным оценкам, население - около 200 000. Понятно, что в таких условиях возвращение - даже медленное, даже частичное - грузинских беженцев грозит стать почти такой же катастрофой, как их изгнание...

Грузия. За эти годы выяснилось, что даже при разрыве отношений с Россией Грузия жить может (на этот счет у многих в России было иное мнение). Кстати, РФ по-прежнему важный торговый партнер Грузии - больше 7% грузинского импорта идет из нашей страны (доля Турции - больше 16%, Азербайджана - около 10%, США - меньше 7%). Конечно, возвращение в Россию грузинских вин и вод, расширение деловых и гуманитарных контактов и т.д. улучшили бы социально-экономическую и культурную ситуацию в Грузии. Идея исправления отношений с Россией в стране популярна, как и идея, что "во всем виновата Россия"... Кроме того, о вступлении в НАТО - цель политики Грузии - нельзя говорить, пока есть территориальные споры.

В общем, мотивация для переговоров существует.

Но уговорить общественное мнение Грузии смириться с "потерей территории" и принять ту самую "кавказскую конфедерацию", как синицу в руке, практически нереально. В Грузии - публично-карнавально-популистская политика. Мало ли, что "вернуть Абхазию" невозможно и все это в глубине души понимают, но ты попробуй это ПУБЛИЧНО сказать! Гонца, приносящего такую весть, порвут в клочья... Однако даже если бы чудо свершилось и народ признал окончательность утраты, то опять и опять встает вопрос с беженцами. Население Грузии - около 4,5 млн. Значит, судьба СОТЕН ТЫСЯЧ беженцев для Грузии - сверхреальный вопрос.

Наконец, Россия.

Для России не важны экономические отношения с Грузией. Но конфликт с Грузией - один из НЕНУЖНЫХ поводов для трений с ЕС, НАТО, США. Финансирование Южной Осетии и Абхазии - мелочь в масштабах бюджета РФ, но, в общем, зачем России "лишние расходы"? Тем более не нужны "лишние политические расходы" на поддержку стран, которые кроме нас никто не признает. Наконец, идея улучшения отношений с Грузией в российском обществе популярна - примерно так же, как лично непопулярен "американский агент Саакашвили"...

Так что НЕКОТОРАЯ мотивация к переговорам у России есть.

Но Россия не может бросить на произвол судьбы Южную Осетию и Абхазию - мол, "поиграли и хватит". Кто бы после этого вообще поверил России?! Кроме того, практически все жители этих республик - граждане РФ. Как и зачем им выдали паспорта - вопрос, на который так и нет ясного ответа. Но как бы то ни было, это действие необратимое.

"Мы в ответе за тех, кого приручили". Думать надо было, когда приручали...

Мораль всей этой истории, по-моему, наглядна.

В XXI веке меч наносит раны, но не способен рассечь завязавшиеся узлы.

Леонид Радзиховский, политолог

Российская газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе