Мрачный символизм Катыни

Катастрофа над Смоленском 

Конечно, здесь можно говорит об очень мрачном символизме. Российское руководство наконец-то согласилось признать катынскую трагедию, связанную с гибелью польских офицеров в 1940-м году. Справедливости ради, правда, следует отметить, что расстреляны были не только польские военные. Среди погибших офицеров были поляки, белорусы, литовцы и украинцы. Ведь в 1939 году границы польского государства находились восточнее, чем сейчас. Это после Второй мировой войны Польша несколько отодвинулась на запад. И тот факт, что Литва, Беларусь и Украина никак не были представлены в этих мероприятиях, вызывает чувство сожаления, потому что это обстоятельства этой трагедии касались и жителей Западной Украины, Западной Белоруссии и Литвы. Действительно, российскому руководству очень не хотелось признаваться в своем участии в столь страшной трагедии. Более того, советское правительство специально пропагандировало трагедию сожженной белоруской деревни Хатынь. Таких случаев было немного, несколько десятков, но из них выбрали именно Хатынь. Только эта деревня стала символом зверств фашистов. Считается, что главная причина, почему была выбрана именно Хатынь, - необходимость оттенить, создать небольшую если не путаницу, то уж во всяком случае прикрытие. Сделать так, чтобы в тени Хатыни Катынь как бы затерялась. 

* * * 
Те обстоятельства произошедшей в небе над Смоленском трагедии, о которых официально сообщено, позволяют с высокой долей вероятности говорить о том, что определяющим в авиакатастрофе был человеческий фактор. Видимость, очевидно, была, судя по всему, крайне плохая. Соответственно, экипажу самолета предлагалось приземлиться либо в Минске, либо в Москве, ведь аэродром, на котором должен был садиться лайнер президента Польши, судя по всему, был военным и не имел современной навигационной аппаратуры. Тем не менее, летчиками было принято решение садиться в условиях плохой видимости, что и привело к катастрофе. 

Конечно, удивительно, что, действительно, самое уязвимое время в полете самолета, это состояние посадки. Во всех информационных сообщениях было сказано, что жители окрестных деревень сообщали о том, что самолет 4 раза собирался заходить на посадку, и у него это не получалось. То есть, действительно, можно говорить о самонадеянности экипажа. Видимо, если так всё и было, как сообщается, то действительно есть вопросы, почему люди так надеялись на свою профессиональную подготовку. 
* * * 
Теперь вопрос, который касается российско-польских отношений. Конечно же, я не думаю, что есть основания говорить о том, что они из-за этой трагедии могут испортиться. Потому что здесь можно говорить о мрачном каком-то символизме, о какой-то трагической символике, о заколдованном месте, в котором случаются такие ужасные вещи. Но на уровне политической рациональности нельзя говорить о злой воле России или российского руководства. Так же, как и о чем-то ином. Наоборот, российское руководство, и лично президент России Дмитрий Медведев, собиралось сделать ряд заявлений, которые принципиально могли повлиять на улучшение российско-польских отношения. Возможно, что такие заявления еще будут сделаны. И это приведет к взаимопониманию и, может быть, взаимному прощению. 

Что теперь принципиально важно, с точки зрения польской политики, – это расклад внутри Польши. Как известно, братья Качиньские были известны своими достаточно проамериканскими симпатиями. Лех Качиньский был известным сторонником установки элементов ПРО в Польше. Он совершенно не возражал против установки американского радара на территории возглавляемой им страны. При этом он был последовательным консерватором, католическим консерватором, то есть выступал за приоритет традиционных семейных ценностей, против меньшинств и так далее. Кроме того, он способствовал повышению значимости социальной роли Католической церкви. В этом смысле Польше, с учетом того, что в разбившемся самолете президент Польши был не один, а вез с собой значительную часть симпатизировавшего его позиции и поддерживающего его польского политического класса, теперь предстоит пережить масштабную ротацию элит. Речь идет, например, о том, каковы перспективы стать президентом, скажем, того же у нынешнего премьера страны Дональда Туска. Он считается не проамериканским, а проевропейским политиком, вполне лояльно относящимся к России. И у него, как мне представляется, достаточно высокий уровень популярности для того, чтобы он мог претендовать на президентство.

Андрей Окара 

Russian Journal
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе