Новой войны еще можно избежать ("Latvijas Avize", Латвия)

Военный обозреватель российского оппозиционного издания 'Независимая газета' Павел Фельгенхауэр, который сотрудничает с американским Джеймстаунским фондом, подчеркнул, что он в свое время предвидел августовскую российско-грузинскую войну, а сейчас опасается, что может произойти на Кавказе этой весной.

- Что вас связывает с Ригой и Грузией?

- Я приехал (в Ригу) для участия в семинаре о Грузии. Должен сказать, в Тбилиси мое имя знают, потому что весной прошлого года я предсказал, что в августе начнется война. И когда я говорю, что весной возможна еще одна война, грузины ко мне внимательно прислушиваются.


- В свою очередь, нам случившееся в Грузии напоминает 1940 год в Латвии.

- Очевидно, надо родиться русским, чтобы понять, зачем эта война в Грузии была нужна. Так как в результате войны Россия ничего не выиграла, и ее позиции на Кавказе не стали ни лучше, ни хуже, война напрашивается на продолжение. С другой стороны, Москва еще надеется, что удастся договориться с американцами. То есть заключить нечто вроде пакта Клинтон-Лаврова, который разделит сферы влияния сверхдержав в Евразии. Такой, как Ялтинский. Москва предлагает это Вашингтону с 11 сентября 2001 года, но до сих пор ничего не вышло. Мы в Москве думаем, что договоренность достигнута, но американцы так не считают. Это значит, что Путин соглашается, что страны Балтии и другие восточноевропейские страны входят в НАТО, но Москва единственно хочет сохранить за собой право вето на размещение там военной структуры Североатлантического блока. Тогда Кавказ и, как минимум, половина Украины с Крымом останутся в сфере влияния России.

- Но неужели в Москве действительно, кто-то верит, что Америка готовится напасть на Россию, и поэтому нужно контролировать ближнее зарубежье?

- Кто-то, наверное, верит. В конце холодной войны мы преувеличивали угрозу с Запада, как минимум, раз в 15. Они - точно так же. На Западе были такие оценки независимых экспертов, которые на основании рекламных буклетов советских производителей оружия, доказывали, насколько мощная у СССР ПРО. Реакцией был спрос на все более современное оружие, например, на новые истребители F-22, хотя советское оружие было мощным только на бумаге. На самом деле это был вопрос прибыли. Конечно, сами военные ни в советское время, ни сейчас не верят, что возможна глобальная война с Америкой, но выгодно говорить о вероятности этого.

И еще было выгодно принять политический курс, согласно которому Запад, в том числе США, враг. Конечно, с помощью пропаганды на телевидении мнение можно изменить. Когда будет нужно, разъяснят, что Америка снова наш друг. Точно, как в книгах Оруэлла.

- Когда Россия напала на Грузию, мы с опасениями наблюдали, будет ли граница со странами Балтии, с Латвией той красной линией, переступать через которую запрещено. В то же время мы знаем, что простой русский человек гордится, что весь мир боится России.

- Видите, в России нет демократии. Поэтому то, что думает простой русский человек, никого в действительности не интересует. О вашем мнении спрашивают раз в четыре года, а в России этого нет. У нас простых людей 'кормят' пропагандой, а решения принимают совсем другие люди - те, кто не смотрит каждый день российское телевидение.

- Мы тоже каждый день не смотрим, что передает Москва, но до нас без ограничений доходят изданные в России книги имперского содержания. Нашу редакцию посещали профессор Третьяков из Москвы и посол России в Латвии Вешняков. Они верят, что мы здесь, в Латвии, портим позитивный фон для хороших отношений между двумя странами. Когда мы спросили: 'не портят ли фон' такие книги, то получили ответ, что в России демократия и свобода слова. Такие книги - 'продукт демократии'.

- Книги печатают, причем в больших количествах. Тиражируют не только имперские, но и другие взгляды. Проблема только в том, что общественное мнение в России не имеет никакого значения. Может быть, что-то изменится, когда развалится режим Путина. Похоже, этого осталось ждать не более двух лет. Это будет какая-то новая революция. А пока общественное мнение отражает эффективность пропаганды, а решения принимает узкий круг лиц. Однако хочу сказать, что Россией правят не умалишенные, а прагматики. Конечно, имперский блеск греет их сердца, но еще важнее законсервировать нынешнюю ситуацию: когда в центре они сами, а вокруг Россия и страны, на которые можно влиять. Поэтому появилась мысль о новом 'Хельсинкском пакте', который закрепил бы нынешние границы.

Видите, просто Путин в детстве жил в районе, где среди парней не было принято гулять по чужим районам, и все было разделено на 'свои' и 'чужие' дворы. Все бы было хорошо, но вряд ли с Западом можно договориться о таких вещах.

Что-то может измениться, когда в кресло Путина сядут другие люди. Возможно, тогда будет, как во времена президента Бориса Ельцина, когда Россия была самым большим другом Запада, когда был создан Совет по сотрудничеству России и НАТО. Конечно, никто не знает, кто придет после Путина, которого называют либералом, и который сотрудничает с евреями. Может быть, придут националисты, но, вероятнее всего, - рационально мыслящие люди, которые поймут, что с Западом лучше дружить, чем воевать. Но и сейчас со странами Балтии и даже с Украиной никто воевать не собирается. Эстонцы 24 февраля устроили в Нарве военный парад, из-за которого российские генералы очень разволновались, но это не значит, что близится война. В Грузии было все иначе.

- Есть ли сейчас у президента и премьер-министра России высокие воинские звания?

- Начну с того, что российская армия непосредственно не влияет на политику государства. И во властной элите страны сейчас есть люди из служб безопасности, но нет ни одного военного. Армия была влиятельной только в советские годы при маршалах Устинове или Гречко. После развала СССР ситуация изменилась. Конечно, военные направляют донесения и пишут проекты, но они не представлены в эшелонах власти. Сам Путин так и остался с погонами подполковника.

- Совсем недавно посол России ходил к Памятнику освободителям Риги, чтобы почтить память погибших во время Второй мировой войны советских воинов. Хочется спросить: когда современная Россия является наследником СССР, а когда - нет, потому что, по крайней мере, дипломаты всегда отмежевываются, если заходит речь о том, что те же самые воины принимали участие в депортациях.

- Вы, наверное, слышали, что министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу сказал, что надо сажать в тюрьму всех, кто ставит под сомнение заслуги СССР в победе в Великой Отечественной войне. Идея воспринята с большой отзывчивостью. Я не завидую бедным историкам. Если есть мысль кого-то сажать, то посадят. Пока в современной России так же, как в царские времена, когда говорили: 'Россия - государство с неправильным прошлым'. Просто оно все время переписывается. Недавно смотрел по телевидению передачу о 30-летии исламской революции в Иране. Иранцы сравнивают ее с Октябрьской революцией 1917 года в России и с Великой французской революцией. Похоже, для французов взятие Бастилии уже далекое прошлое, а для Ирана и России это еще живая политика.

- Россия распространяет мнение, что страны Балтии и Польша 'переписывают' историю, а Россия придерживается той, которая была ранее. Осенью на берегу некой реки европарламентарий Жданок собрала своих т.н. антифашистов, среди которых был и некий Гильман. Жданок поучала, что историю нельзя оставлять только историкам. А правда Гильмана была такой: если бы не было Сталина, то не было бы победы в войне. Мол, ему не было жаль своих солдат, потому что территория важнее людей. Вот какая она - правдивая история!

- Я понимаю, что у вас есть проблемы с нелатышской частью жителей страны. С углублением кризиса они могут обостриться. И тогда может случиться так, что у вас найдутся такие русские националисты, которых в Москве с огнем не найти. Но это уже ваши и эстонцев проблемы, как с ними справиться, и как уживаться с местными русскими. Насколько я понимаю, в этом смысле много сделано, но не достигнуто все, что возможно. И проблема не только в гражданстве; надо ликвидировать ощущение, что они люди второго сорта. В условиях кризиса популярность в русскоязычной среде могут получить различные радикалы, и это не хорошо. Может возникнуть ситуация, в которую будет втянута Россия. Так было и в Эстонии, и в Южной Осетии.

- Приближается 65-я годовщина окончания Второй мировой войны. Но в ее ожидании не говорят о тысячах советских солдат, в том числе о латышах и литовцах, которых в конце войны гнали на бессмысленную смерть. Мы не забыли эти поля трупов. Говорят только о героизме...

- Историки разные. Например, есть Борис Соколов, которого по приказу Кремля выгнали из университета, потому что он критиковал действия России в Грузии в августе прошлого года. Да, есть исследователи, которые поддерживают официальную линию, какой бы она ни была. Сейчас война стала идеей национальной гордости, которая должна всех объединить. Однако героизация Сталина не так однозначна, в особенности в Сибири и на Дальнем Востоке, где живут высланные Сталиным и их потомки. В то же время нельзя сказать, что простой народ в России особо интересуется историей, и многие даже не знают, кто с кем воевал.

Конечно, гибель СССР для многих, не только для Путина, стала величайшей трагедией ХХ века. К тому же сейчас экономический кризис, и дела у нас идут не хорошо. Поэтому по телевидению и показывают, что в странах Балтии живут 'фашисты'. Но посмотрите, что там между всем этим рекламируют: стиральный порошок, майонез, томатный соус. Это товары, которые может приобрести каждый рядовой гражданин. Те, кто может позволить себе купить что-то более дорогое, российское телевидение не смотрят. Они используют Интернет. А народ верит тому, что ему говорят сегодня, и будет верить тому, что скажут завтра.

- Но в пропагандистской войне Россия все же победила Грузию, потому что машина по производству информации у Москвы намного мощнее.

- В действительности никто не побежден. К примеру, отнятое у грузин оружие отдано российской армии в Армении, фактически армянским солдатам с российскими паспортами. Сейчас там находятся две мотострелковые дивизии, или примерно 25 тысяч хорошо вооруженных человек. Но они, словно срезанные цветы в вазе, которые скоро завянут, потому что изолированы от России. Но это и причина войны, задача которой взять под свой контроль Грузию, соединив Армению и Россию. Тогда Азербайджан окажется в изоляции. Такие территории, как Южная Осетия, никакой роли не играют. Фактически она остается связанной с Грузией и в территориальном, и в экономическом смысле, потому что отделена от России, в особенности зимой, непроходимыми горами. Путин, правда, обещал югоосетинам построить новые дороги и даже железную дорогу, но ничего этого не произошло. Сейчас, когда Южная Осетия отделена от Грузии, там очень тяжело и местным жителям, и российской армии. Более того, огонь фактически не прекращен. Обе стороны стреляют друг в друга в пределах видимости, и это может стать причиной очередного конфликта.

Нужно только подождать, пока в горах растает снег и рассеется туман. К тому же, похоже, что в Европе, пока в Грузии 'ничего такого' не происходит, интерес к Кавказу утих, хотя есть возможность добиться, как минимум, чего-то такого, как на Голанских высотах. Там тоже нет никакого политического договора, но не стреляют уже с 1973 года. Будет ли так - не знаю.

Москва отказывается говорить с Грузией, пока там правит Саакашвили. Если его не свергнут, причин для войны можно найти более чем достаточно. А вам должно хватить времени, чтобы решить проблему местных русскоязычных и создать латвийскую политическую нацию. В противном случае здесь возникнет настроение, которое услышит, в том числе и Россия, хотя вы и находитесь на 'правильной' - натовской - стороне, а не там, где сейчас находится Грузия.

Волдемарс Крустиньш, Гиртс Кондратс

ИноСМИ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе