От трибуны до буфета

Наша либеральная общественность, как известно, провозгласила мировой кризис "шансом для России". В том смысле, что экономические трудности-де спровоцируют массовые протестные настроения, а там и выступления, элита расколется и в итоге режим ослабеет и позволит себя либо "перестроить", либо демонтировать. Естественно, высказываться столь откровенно себе позволяют только законченные маргиналы, вроде Каспарова. "Приличная" же публика, в том числе та, что кормится от кремлевских щедрот, но числит себя во "внутренней оппозиции", объявляет одну лишь гипотетическую угрозу уличных протестов достаточным поводом для "перестройки", "оттепели" и т.п. Она со всех трибун упорно вещает, что "либерализация" есть лучшее средство от кризиса, игнорируя неудобные вопросы насчет опытов позднего СССР, современной Украины и пр. Призывать тушить пожар керосином у нас не считается чем-то предосудительным и, увы, не чревато травмами лица. Поэтому призывают совершенно открыто.
Аппетит приходит во время еды, и в итоге эти товарищи распоясались окончательно. Недавно Евгений Гонтмахер, изо всех сил изображающий "статусного" эксперта, бодренько порассуждал о том, что Путину придется "каким-то образом ответить" за происходящее, возможно даже, "уйти со своей должности". Были названы имена возможных преемников (вот порадел людям!). Да, конечно, Гонтмахер не стал говорить, что отказ Дмитрия Медведева от тандема с Путиным стал бы первым шагом к "либерализации", что без этого нам не побороть последствия кризиса. За него это делали и делают более радикальные "соратники по общей борьбе". В любом случае все кому надо (и не надо) Евгения Шлемовича поняли правильно.

А каким мог бы быть второй шаг, третий? "Либерализаторы" постоянно твердят, мол, при Путине заключили общественный договор об "ограничении гражданских свобод в обмен на экономическое благополучие". А теперь от благополучия мало что осталось, и поэтому свободы пора вернуть. Что до конкретики, то тот же Гонтмахер еще пару месяцев назад призывал власть заключить с оппозицией, в том числе несистемной, "пакт Монклоа". Доводилось слышать и о необходимости роспуска "нелегитимной" Думы и созыва какого-то "демократического совещания" с чуть ли не учредительными полномочиями. По факту Медведеву предлагалось вовсе не установить президентское единовластие, а повторить путь то ли "позднего" Горбачева, то ли Людовика XVI, до поры штамповать "акты революционного времени", а потом сойти со сцены. Такие вот "вредные советы".

Атаковав тандем, любители общественных договоров вскоре, вероятно, все же испугались собственной смелости. Тем более что шансов на успех не было никаких. Покушение с совсем негодными средствами. Но нельзя же просто отползти в кусты. Пришлось поменять цель атаки. На минувшей неделе еще один знатный "либерализатор" Александр Будберг публично поправил Гонтмахера. "К президенту и премьеру надо относиться бережно" - это пункт N 1. И пункт N 2: сегодня враг тот, кто подменяет "серьезный разговор несбыточными программами, якобы рассчитанными на десятилетия вперед", кто пытается "кормить трепом" о модернизации и суверенной демократии.

Любому, кто мало-мальски "в теме", ясно, что речь идет о Владиславе Суркове, первом заместителе главы администрации президента. В последние месяцы именно он не раз публично высказывался о необходимости как продолжения модернизационного курса, провозглашенного в Стратегии-2020, так и сохранения нынешней политической системы (в том числе как инструмента модернизации). И именно его называют главным теоретиком суверенной демократии.

После будберговского тычка Гонтмахер, как говорится, в воздухе переобулся и начал рассказывать журналистам про свои надежды "на президента и на премьера (! - В. И.) в том, чтобы они не поддались на риторику "осажденной крепости" и заклинания о нецелесообразности изменений". И взялся открыто задирать Суркова, напоминая, что тот, "к счастью, не главный человек в стране". Раз "не главный", то можно позадирать. Разрешили!

Дальше - больше. В очередной статье Гонтмахера Владислав Юрьевич объявлен "Сусловым наших дней", насаждающим изоляционистскую и ультра-этатистскую идеологию. Заодно ему вменено и усугубление экономических трудностей, и распространение коррупции, и усиление давления на бизнес. Даже неадекватный бюджет на нынешний год - тоже "заслуга" Суркова. Он вообще источник всего и всяческого зла.

Евгений Шлемович не стал утруждать себя подбором аргументов, даже не привел ни одной "изоляционистской" или "этатистской" цитаты. Хотя какие тут могли быть аргументы и цитаты? Поэтому он ограничился передергиванием, посчитав, вероятно, что бумага все стерпит. Удивительно, как это Гонтмахер до кучи не приписал Суркову кризис в США и глобальное потепление... 

В общем, теперь Медведеву предлагают избавиться уже не от Путина, а от Суркова. Дескать, согласны и это признать первым шагом к "либерализации". Заодно же и место хорошее освободится, глядишь, достанется "приличному" человеку. А за ним и другие потянутся... Хочется же быть не просто где-то около власти, а внутри. Гонтмахер, кстати, обмолвился про "хорошо оплачиваемых политтехнологов". Видимо, пока он относит себя к "плохо оплачиваемым", но страстно верит, что "все еще будет".

Понятно, что и с Сурковым у них ничего не выйдет. И что тогда будут делать? Возможно, опять понизят ставку и возьмутся за какого-нибудь кремлевского или белодомовского чиновника рангом пониже. И потом еще понизят и еще, еще. Так они до кремлевских буфетчиц рискуют докатиться. Впрочем, если кто-то из "либерализаторов" захочет подавать кофе и бутерброды "за зубцами", то что тут возразишь?

Виталий Иванов, директор Института политики и государственного права

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе