Пиар кошмара

На минувшей неделе тему растущего не по дням, а по часам национализма в России обсуждали буквально все: Владимир Соловьев в программах "К барьеру" и "Воскресный вечер", Владимир Познер во "Временах", Сергей Брилев в "Вестях недели", Кирилл Поздняков в итоговом выпуске "Сегодня", Петр Толстой в воскресном "Времени". А в среду дошла очередь и до Андрея Малахова. Тенденция, однако!

Начнем с Малахова. Представьте себе его обычную студию. В креслах, как водится, разные VIP-гости - от депутата Митрофанова до певицы Отиевой. На большом студийном экране - портрет молодого человека. Чем же заслужил сей юноша такую честь? А тем, что ему только что присудили 13 лет колонии строгого режима за поножовщину в московской синагоге. В кресле главной героини - мать "героя". С ней Малахов проводит интервью на тему: знаете, каким он парнем был?

А рос он нормальным ребенком, послушным, спокойным, играл, как все пацаны, в футбол, любил старшую сестру, не пил, не курил, наркотики не употреблял. После того, как порезал ножом девятерых прихожан синагоги, плакал. На суде в последнем слове попросил извинения у потерпевших. Конечно, "поступок", который он совершил, нехороший, но "пострадавшие же все живы, здоровы. Так что очень суровый приговор". В общем, что еще может сказать мать, согласившаяся после всего случившегося участвовать в малаховском шоу!

Во второе "геройское" кресло приглашается одноклассница Копцева, добавляющая свои штрихи к портрету": "уравновешенный, приветливый, воспитанный, спокойный, неконфликтный, верный друг, отличный товарищ, хороший человек".

На этих словах возбуждается один из гостей — некий лидер движения против нелегальной иммиграции: "Хочу обратиться к евреям, которые живут в России. Приговор кровожадный, вы должны взять его на поруки, тогда вы докажете, что вы добрые, хорошие. Это было бы правильно для мирового еврейства".

Идея прощения приходится по душе Малахову, и он интересуется у одного из пострадавших от ножа Копцева: "Вы простили его?" Немолодой мужчина уверяет, что по-прежнему осуждает преступника и считает приговор слишком мягким: надо было бы дать лет тридцать! "Человек никого не убил, а ему тридцать лет? За что? Вы сами разжигаете ненависть к евреям!" — вновь заводится поборник милосердия в интересах "мирового еврейства".

Беда, коль гламурный ведущий развлекательного шоу берется за серьезные темы! Уж лучше бы он продолжал разбираться в скандалах на свадьбе и амурных делишках наших многочисленных поп-звезд. Кровоточащая (в прямом и переносном смыслах слова) проблема, помещенная в формат балагана, во-первых, сама приобретает балаганный оттенок, а во-вторых, волей-неволей формирует ненужные, если не сказать, вредные и опасные смыслы. В программу "Пусть говорят", помимо звезд, приходят обычно убогие, ущербные, патологические особы, которых здесь принято жалеть, списывая их личные проблемы на обстоятельства и окружающую среду. Вот и этого незадачливого беднягу, даже не сумевшего толком убить, наверняка многие пожалеют: бедный мальчик ("ребенок", как говорит о нем мать), он так переживал после смерти старшей сестры, что замкнулся в себе, впал в депрессию, перестал общаться с друзьями, а потом вдруг взял нож и помчался в синагогу. По словам его адвоката, "под влиянием шизотипического расстройства молодой человек средь бела дня пошел умирать". "Вы что, не видите, что это парень с неустойчивой психикой? Здесь никакой политики нет. Ну, псих", — вторит ему Митрофанов.

Может, в действиях Копцева политики и не было — одна зоологическая ненависть к инородцам, помноженная на пещерную дремучесть и психическую неустойчивость. А вот в действиях телевидения своеобразная политика определенно просматривается. Сначала напугать зрителей до полусмерти, показав звериный облик "скинов" и им сочувствующих, потом утешить: мол, обычный парень, просто так вышло. Так ведь и не убил даже — немного ножичком полоснул. Русские, кстати, могут не беспокоиться.

Несколькими днями раньше в программе "Времена", где лидер ЛДПР Жириновский устроил безобразный ксенофобский шабаш, другой участник программы — адвокат Михаил Барщевский назвал все происходящее в студии самым настоящим разжиганием межнациональной розни. И был абсолютно прав. Потому что Жириновский нес что-то несусветное, противопоставляя русский народ другим и, соответственно, оскорбляя и унижая чувства нерусских. Барщевский упрекнул Познера: приглашать Жириновского на эту тему неприлично. Тем более для увеселения публики. Познера это задело: Жириновский, мол, вице-спикер Государственной думы, а не человек с улицы. И вообще, я здесь хозяин, зову, кого считаю нужным.

Вот и дозвались. Мало того, что он сорвал программу, практически не давая другим слова вставить, но и озвучил самые мерзкие настроения, которые сегодня пышным цветом расцветают в обществе, тем самым по сути сделав то, против чего был направлен пафос "Времен". И, разумеется, сполна потешил публику, ради чего и был зван. Жириновский, как известно, телевидению рейтинг дает. Пусть себе дает, когда фиглярствует в реалити-шоу или на праздничных "Огоньках", — это бывает и забавно, и безобидно. Когда же он, приглашенный в качестве серьезного политика, все той же забавы ради подливает масла в огонь, это уже не шуточки. Часть публики участие такого персонажа в авторитетной политической программе дезориентирует: значит, не так страшен черт национализма, как его малюют другие политики и журналисты (по мнению Жириновского, сами сплошь евреи). Другая же часть зрительской аудитории, напротив, воспринимает лишь его популистский треп, проникаясь чудовищной аргументацией и сочувствием к истинным "патриотам", якобы пекущимся об интересах простого русского народа.

А Владимир Соловьев, ведущий развлекательно-политической программы "Воскресный вечер", по обычаю разбавил дискуссию на актуальную тему дискуссией о том, достойна ли группа "t.A.T.u" ордена Дружбы народов, к которому его представил депутат Госдумы Алексей Митрофанов. Все это вместе — и само представление к ордену, и его название (издевательское — в контексте происходящих в стране событий), и совершенно бессмысленная дискуссия с привлечением зрителей в студии — абсолютно обесценило предыдущий разговор о росте национализма и угрозе фашизма в России, придав ему характер очередного студийного трепа по поводу еще одной глупости, которые то и дело случаются в нашей стране.

Итоговые программы воскресного дня, напротив, ужасно пугали. Особенно это удалось Петру Толстому в итоговом "Времени". Здесь скинхедов показали во всей красе. Вот они, бритоголовые, в своих кованых ботинках, с факелами и фашистскими знаменами средь бела дня маршируют по Санкт-Петербургу. Вот празднуют в одном из Домов культуры день рождения Гитлера, извиваясь в диких плясках под песню "Мой фюрер". Они с охотой позируют перед телекамерой, вскидывая руку в нацистском приветствии и выкрикивая: "Зиг хайль!" Они орут в микрофон безобразные ксенофобские лозунги, обещая убивать негров и евреев ("евреев" микшируют с помощью "бипа", "негров", видимо, как более экзотическую для России группу населения ТВ "бипами" не заглушает). Идеологический лидер питерских скинов, пожилой мужчина, в прошлом служивший в правоохранительных органах, объясняет, тоже совершенно не таясь, что дальше будет хуже, в Питере будут все больше резать и убивать. Двумя часами раньше этот тип появился и в программе "Сегодня" у Кирилла Позднякова, где рассказал, что его волнуют только проблемы русских, а на убитую таджикскую девочку ему плевать (потом на улице он действительно смачно плюнул на то место, где погибла девочка).

На кадрах домашнего видео, которые с удовольствием снимают бритоголовые для внутреннего пользования, сцены нападений, убийств и погромов (часть этих кадров показали тем же вечером и "Вести недели"). На кадрах, снятых во время вынесения приговора Копцеву (тоже в "Вестях недели"), группа поддержки кричит: "Саша, ты герой!"

Большинство сюжетов и программ на "заданную тему" оставляют странное впечатление: это какой-то неудобоваримый коктейль из кошмара и пиара этого кошмара, сварганенный на скорую руку, но с четко уловимым душком заданности и кампанейщины. Никто и не попытался ответить на вопрос: "Что делать?" Нет, один человек, названный писателем, предложил рецепт: бороться со скинхедами их же методами. Сам писатель, по странному совпадению, был брит наголо и экипирован в точности как те, с кем он призвал бороться.

Ирина Петровская

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе