Призывание Лжедмитрия

Кризис у нас. Налетай — подешевело. В отличие от некоторых более обыкновенно устроенных государств, балансирующих на грани дефляционного шока, у нас подешевела преимущественно оппозиционная мысль. Либеральные мыслители различного калибра, тихо сопевшие по разным углам, почуяли запах открывающихся возможностей. Слюна выделилась гораздо раньше, чем подали блюдо. Что, в общем, вполне логично, поскольку идея возглавить социальный протест даже им самим не представляется адекватной — их же порвут первыми. Тем не менее горькие слезы прошлогодних «оттепельщиков» упали на жирную почву кризиса. И теперь уже никаких реальных фактических оснований для надувания образа Медведева — «могильщика путинского режима» — не требуется. Медведев-«перестройщик» — это и символ веры, и универсальная формула псевдоаналитической разводки, и, что самое сладкое, индульгенция. То есть — за это ничего не будет! Это особенно важно, поскольку зараза охватила широкие круги элитной, полуэлитной и полувластной челяди. Не претендуя на контент-анализ этого пласта общественной мысли, кратенько, пунктирчиком — по, в общем, произвольным точкам. 


  Г-жа Крыштановская, патентованный специалист по российской элите: «Смена путинской элиты на медведевскую идет слишком медленно, сменилось всего 16%». Ясное дело, вот оно — единственное препятствие Медведеву реализовать свой освободительный потенциал. Кроткий и малозаметный замглавы РСПП г-н Юргенс устремляется в Вашингтон с емким посланием (догадайтесь от кого): помогите нам поддержать Медведева, и вам будет счастье. Ранее не менее кроткий новорусский американец Николай Злобин посылает встречный сигнал «оттуда» — статьей про то, что в России кризис совсем не экономический, а политический! «Хватит ли у команды Дмитрия Медведева мудрости и политической воли начать политические реформы?» Статья замечательна не столько своей глубокой аргументацией, сколько радикальным хамством, что обычно не позволяли себе прирученные кремленологи, допущенные до кремлевской передней. Однако лозунг «мы веруем в Медведева» считается индульгенцией. Идея, что экономический кризис разрешается немедленной политической реформой, не нова. Это самая старая и самая банальная чушь. Всем в истории обходившаяся крайне дорого, а уж нам — просто катастрофически. «Политическая система препятствует экономическому развитию», — это резолюция еще одного либерального гуру, г-на Илларионова. Вы удивитесь: эта резолюция относится к российской политической системе, а не к американской, как можно было бы подумать, глядя на все заокеанские антикризисные пакеты. Если бы Илларионов и вся эта шобла действительно были бы экономическими либералами, они бы выли от отчаяния, глядя на то, как современная тотальная популистская демократия препятствует любым вменяемым действиям по спасению капитализма. Кстати, и основной порок нашей антикризисной политики — отнюдь не самобытность нашей политической системы и даже не зависимость от глобальных финансов и глобальной конъюнктуры, а именно глубокое мировоззренческое единство практически всех представителей финансового блока нашего правительства с распорядителями этих финансов.

  Интересно, что зараза лжемедведевщины проникла в самые глубины радикально антипутинской борзоты. Некая «Национальная ассамблея», очевидно, полномочное представительство этих самых особей, опубликовала воззвание: «Демонтировать путинский режим при сохранении основ российской государственности». Пункт первый — отставка… Пункт второй — роспуск… Пункт третий (что особо замечательно) — «формирование на период 6—12 месяцев ОТВЕТСТВЕННОГО правительства для текущего руководства народным хозяйством и комитета по политической реформе»… Эти ребята навечно застряли между Родзянко и Керенским. А, кстати, чего стоит почти фрейдистская сентенция: «Хватит ли Медведеву сил, чтобы совершить то, что не удалось Керенскому и Горбачеву?..» Ноу коммент.

  Вот принято вспоминать про декабристов, которые побуждали солдат кричать «Конституцию», чтобы те думали, что речь идет о жене великого князя Константина. На самом деле мы имеем дело с явлением гораздо более древним. Это старый русский феномен самозванства: Лжедмитрий Лжемедведев, к которому реальный Дмитрий Медведев не имеет ровно никакого отношения. Однако во всех эпизодах самозванства собственно коллективное помрачение сознания играло производную политтехнологическую роль. А первична была вполне конкретная политическая воля. Воля внешняя — со стороны постоянного системного противника, и воля внутренняя — со стороны собственной национальной элиты, готовой предать ради своих привилегий и своей безнаказанности. Это вечная коллизия всех русских Смут. 

  Кризис — всегда катализатор этой архетипической российской исторической ситуации. Однако видали мы кризисы и покруче. Тем более что кризисом сегодня поражены и подорваны и внешний, и внутренний заказчики Смуты. Говорят о «перестройке-2». Даже такая аналогия антикварная: цены на нефть — Афганистан — Бжезинский. Сегодня есть основания предположить: кто к нам с Перестройкой придет, тот от Перестройки и погибнет. 

  И одна маленькая, но существенная деталь: Смутные брожения в головах представителей отечественных элит — а речь идет именно о них, поскольку народу нашему всегда было глубоко плевать на политические реформы (читай Ключевского), — возникают не от жесткости политической системы, а от ее злокачественного размягчения. Радение за «доброго Медведева» против «злого Путина» не есть повод для снисхождения по отношению к предателям. «Непримиримые» нехай клевещут — в свободной стране живем. А своих клопов надо давить. Даже если они при этом сильно воняют. Потому что нет ничего более постыдного, чем быть заеденным клопами. Во второй раз за 20 лет.

  Михаил Леонтьев

Профиль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе