Россия: Как дуну, как плюну: а домик-то разваливается! ("Huffington Post", США)

 Невозможно не восхититься благодушием, с которым мы реагируем на враждебные выходки России. Скажем, когда в начале августа она послала две атомные подлодки к восточному побережью Соединенных Штатов, Пентагон сходу поспешил заявить, что никакой опасности они для нас не представляют. Впрочем, в 2007 году, когда русские восстановили боевое дежурство бомбардировщиков, представитель госдепартамента дал еще менее дипломатичный комментарий: 'Если Россия хочет достать старые самолеты из нафталина и вновь отправить их полетать, это ее выбор'.
Так же ведут себя и европейцы. В конце саммита 'Большой восьмерки' российский президент Дмитрий Медведев вновь пригрозил развернуть в калининградском анклаве ракеты 'Искандер', вскоре после этого украинская полиция остановила на улице Севастополя автоколонну российских военных, перевозивший ракеты. В ответ на подобное поведение Европа только пожимает плечами. Еще в 2008 министр обороны Польши вежливо указал на то, что от России слишком часто исходят угрозы: 'Нам, конечно, не нравится, что президент России и российские генералы угрожают нам ядерным уничтожением. С их стороны это не слишком дружелюбно, и поэтому мы попросили их делать так не чаще раза в месяц'.

Тем временем сама Россия скатывается в какую-то кровавую анархию. 15 июля правозащитницу и журналистку Наталью Эстемирову, деятельность которой была отмечена несколькими премиями, грубо похитили, застрелили и выбросили на обочине дороги за границей Чечни. Не прошло и месяца после этого, как семейная пара правозащитников Зарема Садулаева и Алик Джабраилов были найдены убитыми в багажнике собственной машины. На этой неделе прямо в своем кабинете был расстрелян министр строительства Ингушетии Руслан Амерханов. А вот точная дата гибели правозащитника Андрея Кулагина неизвестна - его тело нашли на дне песчаного карьера. И это только за одно лето.

Таким образом, вопрос в том, зачем все это нужно России? Зачем все эти советские подлодки из арсеналов стремительно разваливающегося флота, полеты антикварных бомбардировщиков и прочее агрессивное размахивание устаревшими военными игрушками? Они ведь знают, что нам известно, в какой степени их реальная военная мощь соответствует бравурной риторике, и они легко могут предсказать нашу реакцию. Каким же интересам России служат эти игры мускулами на фоне нарастающих внутренних проблем?

Из всех теорий, которыми можно объяснить подобное поведение, самой убедительной мне кажется теория отвлекающего маневра. Идя на управляемую конфронтацию - с Европой, с Соединенными Штатами, с бывшими советскими республиками, - Кремль пытается отвлечь внимание, избежать ответственности за внутренние неудачи и укрепить поддерживающий режим национализм. Лидеры России не могут ничего сделать с безнаказанными убийствами в Чечне - у них нет на это политической воли, позорный провал ракеты 'Булава' - главного военного проекта новой России - для них неприемлем, а плоды скверного управления экономикой начинают все отчетливее ощущаться жителями страны.

На фоне резких личных нападок Медведева на непопулярного президента Украины Виктора Ющенко, возможно, будет не так заметно, что во втором квартале экономика сократилась на 10,9 процентов, или что в этом году дефицит бюджета доходит до 9,4 процентов от ВВП, и что МВФ и Всемирный банк подают тревожные сигналы. Раз Дума готовится принять зловещий законопроект, который даст президенту право посылать российские войска за рубеж, чтобы защищать интересы других стран, значит, в газетах меньше места уделят слухам о грядущей 30 или 40-процентной девальвации рубля. Пока Россия подписывает сделки о продаже Венесуэле танков и торгует стрелковым оружием с правительством, тесно связанным с террористами из ФАРК, можно спокойно забыть о том, как необдуманные заявления о таможенном союзе перечеркнули десять лет попыток вступить во Всемирную торговую организацию.

Москве выгодно нагнетать напряженность везде, куда она может дотянуться - это позволяет ей изображать себя осажденной крепостью и не привлекать внимания ко второму процессу над Ходорковским, свидетельствующему о фиаско идеи законности, или к разоблачениям правительственной коррупции в иске Уильяма Браудера (William Browder) из Hermitage Capital, согласно которому при соучастии российского министерства внутренних дел была совершена афера на сумму в 250 миллиардов долларов (для справки: я член адвокатской команды Ходорковского).

В своем часто цитируемом интервью Wall Street Journal откровенный Джо Байден (Joe Biden) заявил, что в ситуации, 'когда мир перед ними меняется', российские лидеры 'продолжают цепляться за ненадежное прошлое'. Именно это и стоит за их подлодками, нападками на Украину и поставками оружию ФАРК, абхазами и всем кто готов его купить. В самой природе путинской авторитарной модели заложены не порядок и стабильность, а анархия и непредсказуемость. Грандиозный масштаб коррупции и вовлеченности правительственных чиновников в бизнес размывает границу между национальными интересами и частными банковскими счетами. Первой жертвой этого оказывается рациональное начало в политике.

Сценарии времен холодной войны создают в политике искусственную, но такую привычную динамику, в рамках которой удобно работать теряющей почву под ногами власти. Следует ожидать, что, чем больше крови льется в Чечне, тем сильнее правительство будет бить себя в грудь и проявлять агрессию. К несчастью для силовиков, это хитроумный спектакль скоро перестанет вызывать доверие. Что ж, подождем и посмотрим, что будет дальше.

Роберт Амстердам (Robert Amsterdam)

ИноСМИ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе