Руссофобия: как ее лелеют на Украине.

Существует ли «русская» нация?


Многие национально-сознательные россияне любят с пеной у рта доказывать о существовании «единой русской нации», созданной на основе «триединого русского народа - великоросов, малоросов и белорусов. Но если обратиться к исторической науке и копнуть глубже, то окажется, что никогда не существовало никакого «триединого русского народа» и науке не известны никакие вменяемые доказательства существования «русской» нации.

Московия

С самого начала этноним «руський» имел отношение к землям, которые принадлежали Киевской Руси, за исключением ее восточных окраин. Никто в те времена не слышал ни о «триедином», ни даже о «едином» русского народа. Население Руси, включавшей территории Украины и Белоруссии, называлось русичами, во времена Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой оно обозначалось как «русины». Этот этноним сохранялся на территории Украины вплоть до порабощения ее большевиками. А вот население территорий Центральной России в европейской историографии называлось «московитами», «московитами».

Чей ты холоп? Русский!

Этноним «русский» в тогдашней Московии относился лишь к небольшой прослойки боярской знати и церковных деятелей. Для преимущественно неславянского сельского населения этот этноним относился для обозначения принадлежности того или иного крестьянина к тогдашнему Московскому государству и православной церкви или в принадлежности к их хозяина. Тогда этих крестьян могли спокойно спросить: «Чей ты холоп? Русский? ».

Этноним «московит» как означающий национальность населения Московского царства вышел из употребления после прихода на монарший престол царя Петра Алексеевича, после переименования Московского государства в Российскую империю и присоединение к ней украинских, белорусских, прибалтийских земель. Тогда прежнее Московское царство стали именовать Великой Русью - Великороссией, а Украину - Малой Русью или Малороссией. Тогда же с легкой руки российских монархов и вошли в обиход термины великоросс и малоросс, обозначавшие именно национальность. Термин «русский» обозначал как «ментальные характеристики» населения России и характер происхождения так и «связь» Российской Империи с Киевской Русью.

Немецкие корни династии Романовых

Собственно, никакой русской или даже великорусской нации во времена Российской Империи не сформировалось. По свидетельствам русского же публициста Белинского, в России на то время существовали два совершенно разных народа. С одной стороны - это дворянство, знать, с другой - крестьянство. И по национальному происхождению, и ментально эти два «народы» были столь же различными, насколько различны, например, французы и англичане.

Сама монаршая династия Романовых фактически была не великорусская, а немецкая. У первого царя Михаила Романова были прусские корни, следующие монархи брали себе в династические браки в основном выходцев из Пруссии, а после смерти царицы Елизаветы Петровны вообще начался период, условно говоря, узурпации немцами русского престола.

В частности, следующие после Елизаветы правители, были чистокровными немцами - царь Петр III был врожденным Карлом Петером Ульрихом Гольштейн-Готторпским, а императрица Екатерина II, на которую так любят молиться современные русские националисты - немецкой герцогиня София Аугуста Фредерика Ангальт-Цербтська.

Так же нерусского происхождения была и знать. Преимущественно это были иностранцы, приглашенные Романовыми на службу при дворе - выходцы из Пруссии, Швеции, Франции, Италии, Англии, Украине, Грузии, татары, греки, поляки и т.д. Более того, так называемая литературная русский язык был для них неродной. Почитайте Александра Пушкина или Льва Толстого и вы узнаете, что российское дворянство между собой общались на французском языке, потому что тогда была такая мода. А литературный русский язык сложился в основном из заимствованных иностранных слов в первой половине 19 в, и по сравнению с украинским или белорусским языком в нем присутствует намного меньше древнеславянских слов.

Единственное, что указывало на то, что эти вот «франкоязычные великороссы» были чем-то вроде единого народа - их полная поддержка идеи русского самодержавия.

Другой «русский народ» вообще ни в чем не был подобен первому. Ни языком, ни ментальностью, ни культурой. Только благодаря церкви этот «народ» удалось «оправославить» и хоть немного цивилизовать. Русского литературного языка они не знали, а их разговорный язык очень отдаленно напоминала русскую речь. И главное - у этого народа не было отождествление с тем, первым «великорусским народом». Скорее у них взлелеяли маниакальную зависимость от «сильной руки самодержца», но при этом они, это население российской глубинки, ненавидели своих погонщиков - дворян, офицеров, хотя они были вроде, же такими «великороссов» как и они. Общественным строем этих крестьян была община, а русская знать была последовательным выразителем частнособственнических интересов.

Кроме населения Центральной России были еще и казаки, которые также имели московские корни, но ментально и культурно были совсем не похожими на московитов. Это была привилегированная каста, которая за свои вольности и благосостояние платила лояльностью самодержцам. Тем не менее, их тоже никак нельзя было назвать частью «велироссийского народа». «Я не москаль, но русской и по вере и языку, а не по происхождению» - так казачий историк Гордеев описывает национальную самоидентификцию донских казаков.

Итак, ни этнической, ни языковой, ни ментальной общности между двумя «ветвями» так называемых великороссов не было. Не было и общего видения исторического развития, что потом и доказал 1917 год.

Попытки формирования «русской» нации - «Православие, Самодержавие, Народность»

В начале 19 века граф Ушаков пытался выработать общую для великороссов, украинцев и белорусов историческую парадигму и как-то объединить описанные выше два «великорусских народа» общими ценностями и общим видением политического и исторического бытия. Эта парадигма была отражена в формуле «Православие, Самодержавие, Народность» и должна была укрепить основы российского государства и сцементировать и объединить народы вокруг российских самодержцев, особенно в свете волнений в непокорному Царстве Польском.

Но реализация этой формулы особого успеха не имела, ибо пропасть, которая существовала между двумя «русскими народами» и между русскими и украинцами только увеличилась.

Национальность «Русские» - выдумка Сталина

Ярким тому подтверждением стали события 1917-1920 годов, когда два «русских народа» схватились друг с другом в смертельной схватке. Первый народ - дворянство, офицеры, казаки сформировали Белое движение. Оно был очень мощным на окраинах бывшей империи, но как только оно доходило до пределов Центральной России - Тамбовщины, Муромщины, Рязанщины, Твери, то там сразу получало максимальный отпор со стороны «второго русского народа» - центрально российского крестьянства, которое было преимущественно не славянского, а угро-финского происхождения.

Вторую попытку создать «русскую нацию» пытались осуществить большевики под руководством Иосифа Сталина. Они придумали новую национальность для бывших «великороссов». Теперь они назывались «русские». В 1932 году в советском паспорте появляется графа национальность, причем большинство населения СССР, особенно народы, проживавшие на территории РСФСР, принудительно записывали «русскими», несмотря на их реальное этническое происхождение. Основу для этой искусственной «русской нации» должны были составлять российский пролетариат как надежная опора советского режима.

Дорогие россияне, понимаешь ...

После падения СССР уже в Российские Федерации попытались вывести еще одну «русскую нацию». В 1997 году из российских паспортов была изъята графа «национальность», а народы, проживающие на территории РФ, с подачи администрации Бориса Ельцина стали называть «россиянами». Этот вымышленный термин имел целью положить расхождения между различными этническими группами и объединить граждан России в сообщество, подобной той, что на территории СНГ принято называть «американской нацией», то есть нацией, в основе которой стоит не этническая общность, а общие цели. Тем не менее, и этот проект не стал жизнеспособным. После прихода к власти Путина и пересмотра исторической парадигмы в сторону реабилитации сталинизма в стране прекратились проекты по созданию «российской нации», а вновь начались разговоры о «русской нации», «русском мире» и тому подобному.

Правда, как уже неоднократно доказывала история, и этот проект также оказался мертворожденным. Ведь ни при каких обстоятельствах Русскую нацию политическими методами создать не получалось. Да и как это вообще может произойти, если в большинстве современных русских есть разные ментальные и культурные черты, взгляды на историю и настоящее, если русское население, в зависимости от региона, отличается друг от друга, и на которое влияло и влияют не только их татарские, финно-угорские, украинские, белорусские и т.д. корни, но и окружающая среда, которая в большинстве регионов РФ разительно отличается от центральнороссийской среды?

ПЕRЕВОДИКА

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе