В битве с Историей

Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

22 августа 2022 года латвийские власти завершили очередной этап борьбы с исторической памятью: успешно демонтировали украшавшую левый берег Даугавы стелу в честь освободителей Риги. Монумента Победы больше нет, зато Латвийская республика может записать в свой актив очередную победу в битве с Историей.


Официальная версия гласит, что разрушенный монумент олицетворял ненавистную советскую оккупацию. Но спокойно стоит на латвийской земле в городе Ба́уска и никому не мешает памятник тем, кто находился «по ту сторону», кто активно поддерживал других оккупантов. Получается, что оккупация оккупации рознь. Подобная логика отказывает в легитимации сражавшейся с нацизмом Красной Армии и напротив – поощряет современный латвийский нарратив, задача которого оправдать латышей, воевавших на стороне гитлеровской Германии. И тут мы подходим к самому главному – к проблеме добра и зла, ибо картина, что нам пытаются нарисовать, изображает носителя зла – советского солдата-оккупанта, которому противостоят силы добра – защищающие отчизну доблестные латвийские воины. Но вот незадача: еще до того как встать под знамена эсэсовских легионов, многие латышские добровольцы отличились сначала в составе нацистских айнзацкомманд – уничтожая евреев у себя на родине, а после в рядах полицейских батальонов – заливая Белоруссию и Новгородскую область России кровью ни в чем не повинного местного населения. Тем не менее, адепты незапятнанного национального прошлого давно научились обходить молчанием темные моменты своей истории. Летом прошлого года правительство Латвии утвердило к сносу 69 объектов, «прославляющих советскую и нацистскую оккупацию». И все бы хорошо, если б не досадная мелочь: все 69 объектов – советские. Нацистских – ни одного. Памятные знаки, прославляющие латышских коллаборационистов, не тронет никто. Это – герои. Других героев у создающих современную версию национальной летописи латвийских историков и пропагандистов попросту не имеется.

В оправдание латышей нужно добавить, что они не остались в гордом одиночестве и даже не были первыми. Гораздо раньше в Эстонии демонтировали памятник освободителям Таллина – так называемого Бронзового солдата. Опоздали только власти Литвы: лишь совсем недавно они начали снос стелы, посвященной павшим за освобождение Вильнюса советским воинам. Борцам с исторической памятью не помешало даже то, что в отличие от Риги злополучный памятник не возвышался на видном месте, а находился на Антокольском кладбище литовской столицы. Зато охраняется память добровольных помощников Гитлера, многие из которых после войны активно боролись с советской властью. Они – героическая часть новейшей истории прибалтийских стран, а прибалты, сражавшиеся против нацистов – предатели.

Было бы странно, если бы в приводимом списке постсоветских государств, успешно воюющих с бронзовыми и каменными красноармейцами, не нашлось бы места для Украины. Оно имеется, оно из самых почетных. Причем снос памятников, переименование улиц и прочие действия в рамках борьбы с досаждающей и никому теперь не нужной памятью о борьбе народов СССР, в том числе и украинского народа против нацизма начались задолго до нынешних событий. А ведь вклад украинцев был немалым. Они по количеству Героев Советского Союза на втором месте – сразу после русских. И кто теперь о них помнит? У современной Украины, как и у ее прибалтийских друзей, другие герои. Те, которые в Освенциме загоняли свои жертвы в именуемые «душем» газовые камеры, а потом закачивали туда «Циклон Б». Те, которые охраняли Варшавское гетто, а потом в той же Варшаве участвовали в подавлении еврейского и польского восстаний. Те, кто устроил «Волынскую резню» проживавшего на Украине польского населения. Сегодня их наследники на руинах бывшего СССР демонстрируют трогательное единство. Почему? Не потому ли, что «подвиги» отцов им близки и ныне?

Казалось бы, после того что нам известно о деятельности коллаборационистов, любая попытка реабилитировать их роль, оправдать или хотя бы принизить их добровольное, осознанное участие в массовых убийствах обречена на провал. И все же этого не происходит. Целая категория «новых исследователей» занимается одним: упорно и настойчиво создает светлые образы героев, чьи сердца горели любовью к родине, а руки были чисты. В Эстонии и Латвии это ветераны эсэсовских легионов, в Литве – добровольцы из вспомогательных полицейских батальонов, в Украине – члены националистических формирований. В заслугу им ставится бескомпромиссная вооруженная борьба с Советами, другая же сторона их верной службы гитлеровскому рейху старательно ретушируется. А ведь эти псы в своем рвении порой превосходили хозяев. Существует любопытный документ под номером 1104-PS. Это доклад немецкого коменданта Слуцкого района Белоруссии по фамилии Карл вышестоящему начальству в Минске. В нём описывается потрясшее гитлеровского чиновника пребывание в районе осенью 1941года 11-го литовского полицейского батальона из Каунаса. Вот выдержка из этого примечательного текста:

«…Что касается самого проведения этого мероприятия, я должен с глубоким сожалением заметить, что оно граничило уже с садизмом. Во время акции город являл собой ужасную картину. С неописуемой жестокостью со стороны офицеров немецкой полиции – и особенно! – литовских добровольцев евреев, а также белорусов выгоняли из их жилищ и сгоняли вместе. В городе повсюду слышались выстрелы, и на улицах грудами валялись трупы расстрелянных евреев. Белорусы безуспешно пытались вырваться из окружения. Помимо того, что с евреями обращались с ужасающей жестокостью в присутствии белорусов, последних тоже избивали резиновыми дубинками и прикладами ружей. Это были уже не только действия против евреев. Это напоминало стихийное бедствие… При расстрелах за городом я не присутствовал, поэтому ничего не могу сказать об их жестокости. Однако достаточно будет, если я укажу, что некоторым расстрелянным удалось выбраться из могил через какое-то время после того, как они были засыпаны…

В заключение считаю своим долгом указать, что в ходе акции полицейский батальон предался чудовищному грабежу, причем не только в еврейских домах, но и в домах белорусов. Забирали всё: обувь, кожу, одежду, золото и другие ценности… В настоящий момент я не намерен продолжать акцию. Необходимо восстановить порядок… Прошу только об одном: в будущем любыми средствами держите этот полицейский батальон подальше от меня…»

Свидетельство, точнее вопль убежденного нациста, шокированного невиданной жестокостью литовцев, вызвало потрясение даже у твердокаменного гитлеровца генерального комиссара Белоруссии Кубе, позднее ликвидированного белорусскими подпольщиками. Он переслал отчет коменданта Слуцка по инстанции, сопроводив следующим комментарием:

«Секретно

Рейхскомиссару восточных территорий гауляйтеру Генриху Лозе, Рига.

Пересылаю отчет коменданта Слуцка члена партии Карла с просьбой не оставить дело без внимания. Где-то три недели назад я обсуждал слуцкую акцию…и потребовал покарать офицеров 11-го полицейского батальона…Хоронить заживо тяжелораненых людей, которые затем выбираются из могил, настолько чудовищная жестокость, что об этом случае необходимо доложить в Берлин…»

Сегодня люди, подобные карателям из 11-го полицейского батальона – герои своей страны, а литовка Рута Ванагайте, осмелившаяся написать книгу о сомнительном «героизме» соотечественников – нежелательная персона в Литве. Иногда делается оговорка, что подчинив себя гитлеровскому рейху, борцы за свободу преследовали только одну цель – освобождение родины и не разделяли, якобы, нацистскую идеологию. А у тех, кто все-таки участвовал в «акциях», выбора не было: они выполняли приказ. Как говорится, ничего личного. Время было такое. Подобным образом, минимально задействуя свои силы, гитлеровцы уничтожили руками местных национал-патриотов всех евреев Эстонии, почти всех евреев Латвии и Литвы, множество украинских евреев, и, как уже говорилось, используя состоявшие из коллаборационистов полицейские батальоны, кровавым плугом прошлись по Белоруссии, Новгородчине, а ставшую символом геноцида белорусскую Хатынь уничтожило карательное подразделение – 18-й полицейский батальон, в котором только два офицера были немцами. Почти все остальные являлись этническими украинцами, что старательно замалчивалось в советское время, ибо это была неудобная правда. Она могла отрицательно повлиять на декларируемый государством интернационализм и дружбу народов. Остаётся только добавить к сказанному, что еще до событий в Хатыни многие «герои» 18-го батальона отличились, участвуя в ликвидации еврейского населения Киева в Бабьем Яру.

Но сейчас, когда нет больше причин для молчания, настала пора сказать во весь голос, напомнить всем, что действовавшие на стороне гитлеровцев национальные формирования были так же далеки от добра, как ворота ада от райских врат, ибо истово служили неприкрытому, наглому, поправшему все порождённые человеческой культурой и цивилизацией понятия инфернальному злу. И какие бы отбеливающие средства не применяли авторы апологий, как бы не искажали прошлое, рисуя светлые образы, на благообразных физиономиях все равно будут проглядывать клыки. В искривленном пространстве современного мира нет проблемы называть черное белым и наоборот, но никогда еще ложь не одерживала в конечной перспективе победу. Правда одна и заключается в том, что силы добра олицетворяла сражавшаяся против нацизма Красная Армия. Она не являлась воинством ангелов, в ней воевали обычные люди, но именно их выбрала история для победы добра над злом. В битве сынов света против сынов тьмы именно те, кто сражался под красной звездой представляли светлую сторону.

Именно их ожидали, как спасителей, те, над кем нацисты занесли секиру, именно их призывали в качестве мстителей. Пока демократы, высчитывая чья возьмёт, не спешили открывать второй фронт, далекий от демократии Советский Союз сражался в одиночку. Сражался за свободу. Верно, оказываемая Западом по ленд-лизу помощь сыграла определенную роль, но одного этого для решительного успеха было бы слишком мало. Именно русские «серые шинели» удобряли кровью поля своей родины, перемалывая на ее бескрайних просторах гитлеровские армады. Верно, представители всех национальностей СССР участвовали в этой невиданной схватке. Как еврей, я могу гордиться (и горжусь!) тем вкладом, который мой, истребляемый гитлеровцами народ внес в Победу. Утверждать, что евреи «воевали в Ташкенте», что евреев не было на передовой – значит, опровергать официальные советские данные, которые давно уже не являются секретными. Только по количеству Героев Советского Союза евреи оказались на пятом месте среди всех народов многонациональной страны, притом, и это тоже не секрет, что существовала директива, регулирующая награждение евреев в сторону понижения статуса совершённого подвига. Тем не менее, на фоне национального многообразия бессчётных примеров отваги и героизма решающая роль русского народа, как скрепляющего и наиболее значительного фактора великой войны, не подлежит сомнению и переоценке.

Можно говорить о репрессиях, которым подверглась перед войной часть населения вошедших в состав СССР западных территорий. Они имели место и дали дополнительную пищу националистической пропаганде. Но если рассматривать события под иным углом, можно только сожалеть, что в сети НКВД не попали те, кто с воодушевлением стал служить гитлеровцам: насиловал и жег, расстреливал и вешал. Есть известный снимок двух юных героев – участников минского подполья, которым на шею накидывают веревку. Считалось, что вешали немцы, и до недавних пор это никто не оспаривал, пока не выяснилось, что немцы при казни присутствовали, но затягивал петлю лично Антанас Импулявичус, командир того самого 11-го литовского полицейского батальона, который, как уже было сказано, навел ужас не только на жителей Белоруссии, но даже на правоверного нациста, районного коменданта Карла и самого генерального комиссара Белоруссии Кубе. Сколько жизней могло быть спасено, если бы «озверевшие чекисты» отловили перед войной таких, как Импулявичус и его компания. Без их помощи геноцид на оккупированных территориях не достиг бы таких впечатляющих результатов. К несчастью, в чекистский бредень попали и те, кто не представлял угрозы, не горел желанием встать под знамена нацистского фюрера. Жаль, надо бы не их…

«История не знает сослагательного наклонения». Мы привыкли к этим словам, неоднократно их слышим. И в самом деле, прошлого не изменишь, но историю можно переписать. И переписывают. Когорты переписчиков работают, трактуя события так, «как надо», обеляя черных и очерняя белых в угоду новому мейнстриму. Но как бы они не трудились, в битве с историей их ждет поражение. Живя в Советском Союзе, я шестнадцать лет провел в борьбе за право жить на исторической родине моего народа. Я не апологет советского строя, хотя должен признать, что СССР не состоял из одних лишь недостатков. Были и достоинства, но не в этом дело. При всей неоднозначности и жесткости сталинской системы, ее ошибки, издержки и даже преступления не могут затмить то, что совершила Красная Армия только потому, что это была армия тоталитарного государства. Этого недостаточно, чтобы подвергнуть сомнению деяния миллионов, отдавших жизнь во имя уничтожения нацистского чудовища. Они не требовали метрик, они сражались за всех, и память о них не стереть, не перечеркнуть, не превратить в пыль, не переплавить и не разбить на куски, как это делают с обелисками. Я живу в Израиле. Здесь эту память чтят. Поэтому всегда будет выситься и зеленеть лес имени Красной Армии, и никому и никогда у нас не придет в голову снести воздвигнутый в приморском городе Нетания памятник воинам Красной Армии. Освободителям и героям.
 

Об авторе

Поэт, прозаик, переводчик и публицист. Член Интернационального Союза писателей (Москва), Союза писателей XXI века (Москва), Союза русскоязычных писателей Израиля (СРПИ), Международного Союза писателей Иерусалима, Международной Гильдии писателей (Германия). Член Российского отделения Международного Пен-клуба. Родился в Риге. С 1988 г. проживает в Израиле. Автор шести книг поэтических переводов и трех книг прозы. Лауреат премии СРПИ им. Давида Самойлова, премии «Русское литературное слово», конкурсов-премий Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова, Ш.Бодлера и Теодора Драйзера. Номинант на премию Российской Гильдии мастеров перевода. Президиумом Российского Союза писателей награжден медалью И.Бунина, медалью А.Фета, медалью Ф.Достоевского и медалью Н.Некрасова. За роман «Рог Мессии» награжден медалью Теодора Драйзера.

Автор
Ханох ДАШЕВСКИЙ, Израиль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе