Ваххабитская угроза России из Казахстана

На севере Казахстана по соседству с Россией усиливается ваххабитская опасность. 4 августа в поселке Шубарши Актюбинской области была проведена спецоперация по задержанию подозреваемых в недавнем убийстве двух полицейских. Речь шла о ликвидации бандгруппы ваххабитов. Это далеко не первые случаи, говорящие об активизации исламизма в Казахстане.

В мае 2011 года произошли взрывы в здании областного департамента Комитета национальной безопасности (КНБ) в Актобе и у здания следственного изолятора КНБ в Астане. Также были и нападения на полицейских, в которых отметились ваххабиты и представители родственного им течения — салафизма.


Нельзя не обратить внимания на то, что еще в мае фетву о терактах в Казахстане издал известный саудийский шейх Абу-ль-Мунзир аш-Шинкити. Насколько сильна эта угроза для России? На этот вопрос в интервью "Правде.Ру" ответил директор Института стран СНГ и Балтии Константин Затулин:


"Экстремистские центры, находящиеся вблизи российских границ, безусловно, представляют для нас огромную опасность. Их рост, который в последнее время явно прогрессирует, обусловлен тем, что во многих случаях федеральные и местные власти не всегда решают имеющиеся проблемы и не всегда ведут себя так, как это отвечало бы интересам людей. Этим пользуются экстремисты, которые своим орудием борьбы против властей избирают ислам. Опасность ваххабизма состоит в том, что в конечном счете делается ставка на обострение межконфессиональных моментов. При наличии острых социальных проблем экстремистские течения стали распространяться из земледельческих районов Средней Азии на север".


Напомним, что отцом-основателем "ваххабизма" как течения в исламе называют жившего в XVIII века Мухаммеда аль-Ваххаба. Этот деятель выступал за возврат к "чистому" исламу. Его вероучение теперь доминирует в Саудовской Аравии.


Любые объединения людей, общины и государственные образования называются ваххабитами "джамаатом", возглавляет которое амир. У джамаата должны иметься собственные финансы, из которых идут пятипроцентные отчисления в международные фонды "джихада".


Стратегия "ваххабизма" зиждется на планомерном захвате территорий. Малые страны должны захватываться целиком. Более крупные — постепено, по частям, при помощи разного рода сепаратистских течений. Сначала ваххабиты распространяют свое влияние в массах при помощи щедрых финансовых пожертвований, содействуют решению тех социальных проблем, которые не решает власть. Например, организуют помощь инвалидам и т.д. Они ведут активную пропаганду за нравственность, выступают против азартных игр, борются за здоровый образ жизни. Опираясь на созданный таким образом авторитет, амиры начинают занимать лидирующее положение в местных религиозных общинах.


Самое тревожное в том, что ваххабиты все активнее действуют и по другую сторону границы. Так, 3 мая глава исполкома Всероссийского муфтията, муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин признал, что в разных районах Урала активно действуют ваххабиты. По его словам, ему предлагали два миллиона долларов, чтобы он закрыл глаза на создание в регионе экстремистских ваххабитских школ, которыми должны были руководить зарубежные имамы. И после того, как он отказался, посыпались угрозы расправиться с ним.


По его словам, сложная ситуация складывается во многих местностях, от Челябинской области до Нового Уренгоя, где проживает немало ваххабитов.


"Понятно, что эти неофициальные не из Европы или Японии приехали. То в основном жители Кавказа и Средней Азии. Ситуация там сложная. Очень напряжены межэтнические отношения. Наглость и бескультурье приезжих часто переходят границы, и, по мнению иных жителей, регион уже на пороге межэтнической войны", — высказывал опасения муфтий.


Еще большие опасения вызывает то, что рост ваххабизма на Урале может подпитываться за счет ваххабитских общин в соседнем Казахстане. Как же случилось так, что эта одна из самых светских стран не избежала исламистской опасности?


Сейчас в Казахстане, который считался светским государством, наблюдается заметный рост интереса к исламу вообще. По словам пресс-секретаря Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Онгара Кажи Омирбека, "молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет все больше приходят в мечеть… Девяносто пять процентов прихожан — молодежь, и эта цифра не может не радовать".


Однако наряду с этим наблюдается и рост экстремистских настроений. Особенно на юге, где много этнических узбеков. Считалось, что особенно не подвержены влиянию ислама северные казахи. Одним из объяснений этому служит то, что на севере много недовольных засилием приближенных Назарбаева. Однако это не совсем объясняет суть процессов.


Сравнительная слабость мусульманских устоев среди казахов была исторически обусловлена тем, что они являлись кочевым народом. Считается, что исламизация казахов, прежних шаманистов и тенгриан, является заслугой татарских и башкирских мулл. Роль ислама усилилась в процессе становления независимого Казахстана как один из связующих элементов казахской национальной самоидентификации. Процесс инициировало само государство, не удержав его под своим контролем. Руководство Казахстана пыталось оседлать этот процесс, пробуя получить дополнительное финансирование из саудийских и иранских исламских центров. Казахстан не обходили вниманием даже видные пакистанские деятели. Подобный уклон стал проявляться и во внешней политике. Прежний казахстанский премьер Касым-Жомарт Кемелулы Токаев заявлял, что "Талибан" нельзя подвергать остракизму".


Разумеется, не последнюю роль в активизации ваххабитов сыграл и внешний фактор, причем не только подрывная деятельность со стороны саудитов, но и процессы развития исламского фундаментализма в Ферганской долине Средней Азии.


Первые попытки исламистов укорениться в стране отмечались еще в конце 1980-х годов. Но с провалом захвата мечети в Алма-Ате в конце 1991 года на время эти процессы застопорились. Считалось, что наиболее радикальные исламские деятели Казахстана не были этническими казахами, а узбеками, дунганами и т.д. После их вытеснения в 1992-1993 годах из муфтията и вообще из страны (например, одного из лидеров тогдашних исламистов уйгура Машанло выслали в Киргизию) ситуация временно стабилизировалась и власть успокоилась. Но напрасно. Из-за внутренних разборок авторитет власти "официального ислама" падал прямо пропорционально росту протестного "неофициального" ислама, сельского и общинного. Слова "Мулла глух к слову "дай", он слышит только "возьми" стали популярной казахстанской пословицей. Алма-атинская газета "Жетiсу" приводила пример, как за несоблюдение поста один мулла "штрафовал" верующих на благо собственного кармана.


Одной из проблем является то, что в малых поселках, где прихожан немного, наблюдается текучка имамов, которые имеют влияние на верующих. Прихожан мало, значит, немного и пожертвований, на которые живут священнослужители. В связи с этим, по словам вышеупомянутого Онгара Кажи Омирбека, "большинство работающих в глубинке настоятелей мечети — самоучки". Нередко среди них и оказываются деятели, достаточно вольно толкующие ислам.


Интересно то, что к идеям чистого ислама все больше проявляют внимание и представители власти. Еще в мае 2005 года генерал-майор КНБ Кайрат-кажы Сатыбалды создал движение "Ак Орда", рассчитывая на то, что в будущем оно станет "партией праведников". По его мнению, "только через духовность можно победить коррупцию, проституцию и бедность".


Как бы там ни было, но Астана проспала пробуждение радикального ислама. Можно ли загнать этого джина обратно в бутылку? Власти по разные стороны границы должны ясно осознать тот факт, что одними только силовыми методами проблему не решить и сама по себе эта проблема не рассосется.


Ведь даже безразличным к религии людям ваххабизм нередко кажется благом, поскольку создается иллюзия восстановления порядка и ликвидации имеющихся несправедливостей в обществе. Ситуация, при которой одни кичатся своим положением и разъезжают на сверхдорогих иномарках, когда другим не хватает средств на самые неотложные нужды, программирует появление новых ваххабитов. Так что идеи исламского равенства в условиях расслоенного и сильно поляризованного общества страны могут стать серьезным оружием.


Сергей Балмасов

Правда.Ру


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе