Андрей Болконский из британской «Войны и мир»: «Русские люди не любят полумер»

Английский актер Джеймс Нортон — о русских, Екатерининском дворце и мистике.
Номинант на премию BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана в сериале «Счастливая долина», британец Джеймс Нортон ни капли не похож на Вячеслава Тихонова, который сыграл Андрея Болконского в картине Сергея Бондарчука. 
Британец Джеймс Нортон ни капли не похож на Вячеслава Тихонова, который сыграл Андрея Болконского в картине Сергея Бондарчука. 
Фото: ВВС


Тем не менее, все пытаются сравнить и сопоставить, кто же сыграл лучше. Улыбчивого и скуластого Нортона это ни разу не заботит — в России он впервые узнал, что можно снимать кино нелинейно, не в порядке хронологии эпизодов, а по несколько совершенно разных сцен из разных серий в одной локации — пока она еще арендована. И вот это стало для актера настоящим открытием.


- Что за герой вам достался? Удалось понять, что им движет?

- Как правило, все мои персонажи - люди, которые постоянно ищут. Они не бывают пассивными, они всегда очень активны и недовольны своей судьбой. Андрей — такой же. Это мятежная юная душа. Он гонится за чем-то, но не знает, за чем. Он пытается идти в различных направлениях, но каждый раз у него получается не то, чего он хочет. Он пытается сбежать на войну в поисках славы, пробует себя в спокойной и незамысловатой деревенской жизни помещика, наконец, испытывает себя в петербургском светском обществе.

- То есть занимается всем и ничем. Не скучно?

- Наоборот. Для меня большая честь играть такого замечательного героя, который идет по особому пути; я имею возможность сравнивать его жизнь со своей. Эта работа позволяет многое узнать о себе, о своем прошлом и о своих стремлениях. Мне очень повезло, что я играю его.

- В романе «Война и мир» Лев Толстой любил «мысль народную». Сериал, в котором вы снялись, отвечает этой характеристике?

- Вполне. Ведь в центре событий три семьи. И несколько аспектов сюжета: родители и их отношения с детьми, дети и их отношения с возлюбленными, братьями и сестрами. Герои полностью узнаваемы, и все люди на Земле вполне могут сопереживать и ассоциировать себя с ними. В сериале большинство из них - русские аристократы из четко определенной исторической эпохи, представители привилегированного класса, но все они сражаются друг с другом, бегают и ухаживают за своими пассиями. Грубо говоря, это старая, длинная мыльная опера.


В России актер впервые узнал, что можно снимать кино нелинейно. 
Фото: ВВС


- Как строятся отношения с героями у вашего Болконского?

- У Андрея очень близкие отношения с семьей, в особенности с сестрой Марьей. Со старым князем Болконским жить вместе сложно, а у Марии и Андрея нет матери, они нашли утешение друг в друге, и у них сформировались очень близкие отношения.

Отношения между Андреем и его отцом примечательны. В большинстве эпизодов, где они фигурируют, эти двое мужчин совершенно неспособны выражать какие-либо эмоции. Однако вечером накануне отъезда Андрея на войну между ними происходит бурная сцена, а перед уходом Андрей с нежностью кладет руку на руку отца, и один этот жест передает так много чувств! Он так трогателен.

- С Наташей Ростовой у Андрея все так же непросто?

- Андрей, как и все, имеет множество недостатков. В некоторых вещах он вовсе не сведущ, но зато о других знает очень много. Одна из тех вещей, в которых он, на мой взгляд, не разбирается, - это любовь. Мне было очень интересно наблюдать за тем, как он постепенно превращается из «русского Мистера Дарси» (циничный и проницательный герой романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение») — каким сценарист Эндрю Дэвис описывает его в первой сцене — в человека, сходящего с ума от любви, как только он оказывается вместе с Наташей.

- Можно ли сказать, что это происходит просто из-за неумения любить?

- Сложно сказать...Андрей, особенно в начале произведения, настолько разочарован во всем и во всех - почти как его отец - что ведет себя вздорно. Потом, когда он начинает быть вместе с Наташей, у него появляется улыбка, он становится более человечным. Это прекрасная история, и очень трогательно наблюдать за тем, как он тает, какое влияние на него оказывает Наташа; однако эта история и чрезвычайно трагична.


Интеллигентные, изысканные и техничные актеры уже явили миру свой взгляд на "Войну и мир". 
Фото: ВВС


- Почему к нему так тянется Пьер? Родственная душа? Или наоборот — антагонист и идеал для него.

- Эти отношения странные, поскольку, несмотря на столь близкую связь между Пьером и Андреем, сцен, где они оба фигурируют, мало. Но когда они сходятся, это действительно важные моменты. По ним можно проследить путь героев в ходе развития романа. В такие моменты они ненадолго заглядывают в жизнь друг друга. Это удивительные отношения.

- Что вам далось сложнее всего?

- Понимать, в какой части сюжетной линии мы находимся. Потому что снимали безо всякой хронологии, а я никогда так не работал! Я пытался отмечать в книге каждый год и каждое событие, которое мы отыгрывали, но все равно было довольно трудно. И еще непросто было уловить метаморфозы: Андрей радикально меняется - сначала он ужасно циничен, кровожаден, находится в поисках славы - это вводит его в депрессию. Потом он влюбляется и воспаряет, затем снова падает с небес.

- Масштаб проекта вас не прибил?

- Конечно, да. Для меня самый невероятный момент произошел в Екатерининском дворце в Петербурге — в сцене, когда Наташа и Андрей танцуют вальс и влюбляются друг в друга во время танца. Живой оркестр играл эту замечательную музыку, там же вальсировали примерно 200 статистов-россиян. Мы были в этом огромном зале, возможно, крупнейшего дворца на свете — вы же знаете, русские не любят полумер! Он был, кажется, триста метров в длину, везде горящие свечи, Лили (Джеймс) и я стояли посередине у камеры на операторском кране. Группы танцоров вальсировали вокруг нас, звучала живая музыка - это было захватывающе, просто невероятно.

- Многие ваши коллеги роман перед началом работы не читали.

- Я тоже. Это может показаться странным, но когда я работал над сериалом «Счастливая долина», у меня в какой-то момент оказалась рядом книга «Война и мир». Мистика. По сюжету мой герой пошел в магазин и взял там эту красную книгу — оказалось, что это роман Толстого. Так что до работы над сериалом «Война и мир» я успел прочитать только то, что успел зацепить взглядом, сидя на автобусной остановке и ожидая, пока одна из камер переедет.

- Пару глав?

- Около десяти страниц. Но вот работая над этим сериалом, я прочитал ее всю. И она мне очень нравится. Благодаря этой работе у меня появилась прекрасная причина прочитать роман, и теперь я могу с гордостью сказать, что я один из тех, кто читал «Войну и мир»!



«Война и мир», Первый, четверг-пятница, 21.30
Автор
Егор АРЕФЬЕВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе