Белорусский вопрос

Мои знакомые на минувшие праздники резко поменяли планы: вместо Ганновера решили ехать на машине в Белоруссию: там в эти дни международный кинофестиваль "Листопад", детское "Евровидение", там безопасно и комфортно, там такой лен и такой хлеб, цены не людоедские... И главное - никаких виз!

Я - человек двух культур. Когда в Москве говорят хорошо о Белоруссии, а в Минске - о России, чувствую себя как племянница английской королевы. Когда кто-то небрежно или высокомерно отзывается о моей родине (не суть о какой: любая пядь земли - чья-то родина), больно. Как бы ни выясняли отношения политики, народы не должны заступать на поле брани. При этом интеллигенция двух стран должна справляться со своей работой, которую за нее никто не сделает.

Когда этой осенью Виталий Третьяков готовил телевизионную программу "Что делать", то с удивлением узнал - в России практически нет ученых и политологов, серьезно занимающихся соседней страной. Американистов - тысячи, серьезного крупного специалиста по Белоруссии - ни одного. Вот такое имперское представление - зачем изучать то, что хорошо знаем и понимаем.

Знаем ли? Понимаем ли?
Представляем ли тот ежегодно увеличивающийся процент белорусов, которые видят свое будущее в интеграции с Европой, а не с Россией? Сколько бы о Союзном государстве ни говорил его уважаемый гражданин Павел Бородин, сегодня Белоруссия - европейская независимая страна. Около 50 посольств за рубежом, сильная национальная олимпийская сборная, теннисисты, особенно теннисистки, известны миру.

А некоторые горячие головы до сих пор разговаривают с Минском как с обкомом партии, будучи уверенными, что цена нефти и цена братской любви зеркально связаны.

Ставка на одного безусловного лидера привела к тому, что долгие годы в России не замечали иные слои белорусской политической элиты. Российская интеллигенция, известная своим великим гуманизмом, не видела проблем белорусских писателей, которых лидер считал "неправильными".

Когда накануне Дня Победы мы попросили читателей "Российской газеты" назвать самые любимые книги о войне, в десятку попали Василь Быков с "Сотниковым" и Светлана Алексиевич с повестью "У войны не женское лицо". С этими именами, как киргизы с Чингизом Айтматовым, входят белорусы в контекст мировой культуры.

Казалось бы, после смерти великого писателя-фронтовика, который генеральскую правду потеснил окопной, создание музея Василя Быкова - дело чести. Но до сих пор его вдова Ирина Михайловна на улице Танковой в Минске в трехкомнатной квартире одна хранит великий мир гуманиста Быкова.

Уже давно пора вернуться домой Светлане Алексиевич, живущей на даче Бёлля под Кельном, но нет в школьной программе такой писательницы Алексиевич...

К чести Андрея Битова, руководителя российского ПЕН-центра, когда этой весной задержали в Минске лидера национального движения "Говори правду" - прекрасного поэта Владимира Некляева, российские писатели ударили в колокол. Через три дня, будем думать, именно их услышали.

В эти дни в издательстве "Время" неутомимый паромщик двух культур Борис Пастернак издает избранное Некляева с предисловием Евгения Евтушенко.

"Я слишком много знаю, чтобы жить.

Я слишком мало знаю, чтобы умереть", - цитирует Евтушенко Некляева, решившего принять участие в нынешней президентской кампании. Может же еще у одного народа быть свой Вацлав Гавел?

Вчера разговаривала по телефону со своими родителями. Радостно - Лукашенко опять поднял пенсию. Потом мама так деликатно (может, в Москве знают) спрашивает:

"И кто же, дочечка, у нас будет президентом?"

За кого вы с папой проголосуете, тот и будет, честно ответила я.

Что нам остается делать?

Когда русскому философу Розанову задавали этот великий вопрос "что делать?", он отвечал: если вы спрашиваете об этот летом - собирать ягоды и варить варенье, если зимой - пить чай с этим вареньем.

Но больше мне нравится ответ на этот вопрос моей мамы, понятный и без перевода: "Памираць сабирайся, а жыта сей".

Ядвига Юферова , зам. главного редактора "Российской газеты", в "Известиях" - 1993-1999 гг.

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе