Где нас нет

При переезде в другую страну жизнь улучшается только у тех, кто готов ломать свою ментальность в пользу новых культурных устоев, считает эксперт по кросс-культурным коммуникациям, лицензированный партнер Richard Lewis Communications (Великобритания) Мария Тодосийчук

Мария Тодосийчук

— Природа миграции заключается в том, что люди покидают старую территорию и переезжают на новую в целях улучшения качества жизни. Но одно дело, когда африканцы переправляются на чем придется в Европу, желая выбиться в люди и почти не имея альтернатив. И другое, когда из вполне благополучной страны бегут вполне состоявшиеся люди. Что ими движет? Разве низкая зарплата? Плохое отношение государства? Несправедливые налоги (к слову, не самые высокие в мире)? Разве действительно все так плохо в России? А как так вышло, что у многих других людей получается делать бизнес или просто оставаться довольными собой и жизнью людьми?

Когда люди пакуют чемоданы накануне переезда, они думают о том, какие хорошие там будут дороги, какие вежливые и улыбчивые люди на улице, возможно, о том, что будет меньше бюрократии, больше карьерных и бизнес-возможностей, более цивилизованная правовая система. Но оказывается, что цивилизованная правовая система требует от вас соблюдения местных законов и обычаев, а не ваших собственных; что ваши карьерные возможности упираются во взаимонепонимание с коллегами и руководством; а эти улыбчивые люди почему-то не превращаются в родственные души. И вот счастье уже машет вам ручкой с теплохода, отбывающего в новые края.

Мотивация «бегство от проблем» не так уж замечательна. Куда бы мы ни приехали, мы привезем с собой нашего внутреннего нытика («вокруг все не так»), потребителя («государство должно», «система должна») и эгоистичного слабака («я так больше не могу, пускай тут остаются неудачники, а я поехал туда, где хорошо»). Эта ситуация непривлекательна еще и тем, что все указанные персонажи прилетят в новую страну налегке первым классом, а через несколько месяцев их «догонит» тяжелая и неуправляемая баржа прочно встроенных ценностей и ментальных установок, которая почти неизбежно напорется на подводный массив культурного айсберга принимающей страны.

Все дело в том, что культура, в которой мы вырастаем, слишком сильно определяет наши жизненные ориентиры: как мы относимся к деньгам, ко времени, что для нас значит дружба и отношения с людьми, каковы ценности, которые мы наследуем от родителей и передаем детям. Мы пользуемся этими ориентирами неосознанно, не подозревая, конечно же, что у людей в другой стране совсем другие ориентиры. Хотеть лучшей жизни — нормально. В действительности же при переезде в другую страну жизнь улучшается только у тех людей, кто готов ломать свою ментальность в пользу новых культурных устоев. Кому-то это удается. Но обратный поток мигрантов, говорит нам о том, что очень и очень непросто.

Андрей Попов «Эксперт Урал»

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе