Караимы: тоже крымчане

Караимы проживают на полуострове восемь веков, сумев пережить и татарское владычество, и немецкую оккупацию

Когда говорят о «коренных жителях Крыма», даже большинство россиян и украинцев вспоминают только крымских татар. Но полуостров с древних времен осваивался представителями многих цивилизаций, был родным домом для поколений скифов и греков, итальянцев и евреев, турок и немцев, болгар и готов. И даже список народов, для которых Крым — основная родина, татарами не ограничивается. Тут еще живут и караимы с крымчаками, о происхождении и религии которых до сих пор спорят ученые.

На всемирном фестивале культуры крымских караимов в Евпатории. Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС, архив

Иудаизм или караизм?

На улицах крымских городов можно встретить красивые здания в мавританском стиле, утопающие в буйной зелени. Чаще всего — заброшенные или используемые не по назначению. На их фасаде можно разглядеть следы давно сбитой шестиконечной звезды. Это молитвенный дом не евреев, а караимов. Они его называют не синагога, а кенасса, а караимскую религию — караизм — одни считают либо особым ответвлением от иудаизма, либо и вовсе отдельной религией, одной из самых малых по численности среди авраамических.

Слово «караим» появилось в IX веке, и наряду со словом «раввинист» изначально использовалось для обозначения религиозных групп внутри иудаизма. Эта общность возникла в Вавилоне еще в VIII веке, когда часть иудеев решила придерживаться только «истинного учения Танаха (ветхого Завета). Талмуд же и Устный Закон, по мнению караимов, его исказили. Как водится, сами себя они назвали «самой чистой формой иудаизма», а раввинисты сочли караимов сектантами.

Из Вавилона караимы расселились в Византию, Египет, Испанию, примерно в XIII веке они попали в Крым. Почти во всех странах караимы продолжали, несмотря ни на что, считать себя евреями, но лишь крымские постепенно начали осознавать себя другим народом. Тем более что основным его «ядром» со временем стали уже не семиты, а местные тюрки. По одной версии — хазары, по другой — половцы, говорить крымские караимы стали также на тюркском языке.

«Путешественник Птахия из Регенсбурга нашел живших среди тюрков-кочевников южнорусских областей сектантов-ананитов, которые проводили субботний вечер в темноте и запрещали даже резать хлеб в субботу».

Караимская синагога получила название кенасса, раввин — хахам, кантор — хазан. В кенассе принято снимать обувь, женщины и мужчины отделены перегородкой. Караимы не используют тфилин, цицит (кисти по нижним краям талита)—- белые и голубые. У караимов очень жесткие законы ниды — даже на дверях караимских домов было две ручки: общая и отдельно для женщин в состоянии ритуальной нечистоты.

Внутренний двор Большой соборной кенасcы в Евпатории. Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС

Внутренний двор Большой соборной кенасcы в Евпатории. Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС

Караимский календарь — лунный, первым месяцем года считается нисан. Празднование Нового года может выпадать на любой день недели, поэтому караимский Иом-Киппур не всегда совпадает с раббанитским. Песах и Суккот празднуются лишь семь дней, признавая Пурим, караимы не соблюдают пост. Ханука не считается у караимов праздником, но субботние запреты у караимов более всеобъемлющи, нежели 39 ограничений, предусматриваемых в раввинистическом иудаизме.

Протоиерей Стариков в статье «О крымских караимах» (Православная жизнь: приложение к журналу «Православная Русь», 1966, № 5) писал:

«Если познакомиться с религией караимов, то можно видеть, что их Библией считалось Пятикнижие Моисеево, они признавали Иисуса Христа пророком, но наравне считали пророком и Магомета, что они верят в переселение душ, что их праздники идут по лунному календарю, что положение женщины и до, и после замужества, основывается на учении Магомета, что у кенассы строился, как у мечети, фонтан и было специальное помещение для омовения по типу магометанскому, что при входе в кенассу снималась обувь, как у магометан. Особенно почиталась книга «Левит» (из Пятикнижия Моисея) и из нее главы 18 и 19 о любви к ближнему, к старшему, о морали. Это учение расширялось в проповедях газзанов и как-то приближалось к учению первохристиан. Характерно, что в учениях караимов нет высказываний, возвышающих этот народ над прочими, нигде не проповедуется рознь между людьми, но о человеколюбии достаточно говорится».

Восемь веков в Крыму

В Средние века большинство крымских караимов жили в столице Крымского ханства Солхате (ныне Старый Крым) и в Чуфут-Кале (она же — «Еврейская крепость») неподалеку от Бахчисарая (еще в XIX веке его население состояло почти исключительно из караимов). В XV веке вторгшийся в Крым литовский князь Витовт провел первую «депортацию» — - переселил часть жителей полуострова в свои владения. Так появились и польско-литовско-белорусские татары, и совсем небольшие — в несколько сотен человек — общины караимов в Литве (Тракай), на Западной Украине (Луцк, Галич, Львов).

Историк Илья Казас писал в статье «Общие заметки о караимах» (журнал «Караимская жизнь», 1911, № 3—4):

«Судьба караимов в Крыму отличается от судьбы живших в Западной Европе талмудистов. Они не подвергались, подобно последним, жестоким религиозным гонениям, не знали ужасов инквизиции, для них не сожигались те страшные костры, на которых принимали мученическую смерть сотни и тысячи их религиозных братьев иного толка».

После присоединения Крыма к Российской империи для караимов наступил настоящий «золотой век» — на них не только не распространили «черту оседлости» и прочие ограничения, применявшиеся к евреям, а фактически уравняли в правах с православными, но избавив даже от воинской повинности. Караимы имели налоговые послабления, им разрешалось приобретать земельную собственность — это позволило многим стать крупными землевладельцами и промышленниками.

Неудивительно, что все те красивые и богатые здания караимских кенасс и в Крыму, и за его пределами (в Одессе, Николаеве, Бердянске, Харькове) построены при русских царях. Лучшее отношение к караимам по сравнению с евреями способствовало окончательному с ними размежеванию, росту национального самосознания как отдельного народа. Но сам народ при этом оставался очень небольшим (несколько тысяч человек, 1—1,5% населения Крыма) прежде всего за счет перехода части караимов в христианство и их ассимиляции. В некоторой мере ассимиляция затронула даже не перешедших в христианство — с начала ХХ века богослужения в кенассах начали проводить уже даже не на тюркском, а на русском языке.

Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине. Фото: Станислав Красильников / ИТАР-ТАСС

Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине. Фото: Станислав Красильников / ИТАР-ТАСС

В советское время многим караимам стало жить хуже — прежде всего из-за борьбы с «эксплуататорами» (у богатых караимов национализировали их предприятия и земли) и «религиозным дурманом» — кенассы, как и церкви, закрывали. Переделывали в склады, клубы и фабричные корпуса. Но самым тяжким испытанием стала, конечно же, Великая Отечественная война.

С началом немецкой оккупации над караимами нависла угроза уничтожения — вначале фашисты сочли их евреями и готовились к поголовному истреблению народа. Подобное уже случилось в Киеве — немногих проживавших в городе караимов вместе с евреями расстреляли в Бабьем Яру. Но за караимов вступились эмигрировавшие в Европу еще в 1920-е годы офицеры армии Врангеля, православные священники и итальянские ученые (проводившие в Крыму в 1930-е этнографические изыскания), сумевшие убедить поборников «расовой чистоты» что караимы евреи лишь по религии (да и то не совсем), а по происхождению — тюрки.

Епископ Берлинский и Германский Серафим в апреле 1942 года пояснял немцам:

«Караимское вероучение, по признанию Русской православной церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия. Рядом законодательных актов русское правительство подтверждало полную религиозную обособленность караимской религии и предоставляло караимам все права русских граждан, без всяких ограничений».

За караимов вступился также бывший городской голова Евпатории Семен Дуван и известный крымский адвокат Самуил Ходаш. Он разыскал в центральном симферопольском архиве документы о том, что караимы являются самостоятельным тюркским этносом. Позднее Ходаш сам был расстрелян нацистами в марте 1942 года за отказ от сотрудничества с оккупантами.

Известны случаи помощи караимов своим соседям-евреям, которых они прятали у себя в домах или снабжали документами своих погибших родственников. Многие были выявлены фашистами и тоже расстреляны, но в целом народу удалось уцелеть в отличие от крымчаков. Этот крымский народ — тоже тюркский, но исповедовавший талмудический иудаизм — фашисты не пощадили и, несмотря на несемитское происхождение, большей частью уничтожили.

В наши дни

После освобождения Крыма караимам вновь повезло — они не были депортированы в отличие от крымских татар, болгар, греков, армян и небольших общин румын, венгров, немцев и итальянцев. Но устранение татарского языка из обихода в Крыму привело к резкому упадку и языка караимского, а глубокое изучение караимской истории стало вдвойне опасным из-за возможных обвинений как в сионизме, так и в пантюркизме.

На улице Караимская в Евпатории.Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС

На улице Караимская в Евпатории.Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС

Темы, относящиеся к крымским татарам, их языку и культуре, а также к истории евреев и караимов, все послевоенные годы были полузапретными. В результате в общественном сознании возобладали искаженные представления как об истории Крыма в целом, так и о караимах в частности (в тех редких случаях, когда о них вообще вспоминали). Неудивительно, что в годы распада СССР почти половина общины караимов переселилась в Израиль — по законам этой страны они имеют право на репатриацию, и даже религиозные деятели Израиля считают караимов «заблуждающимися» евреями.

В 2003 году Всенародным съездом крымских караимов Украины была принята уточненная формулировка своей национальной идентичности:

«Крымские караи (крымские караимы-тюрки) — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию»

В настоящее время в Крыму насчитывается всего 647 караимов. Они компактно проживают в Бахчисарае, Евпатории, Севастополе, Симферополе, Феодосии, Ялте. Здание кенассы в Евпатории было отреставрировано и вновь открыто в 2005 году. Несколько десятков караимов живут в Москве. Сегодня они считаются исчезающим народом.

В конце марта представители крымчаков и караимов в Госсовете республики Крым на первом заседание конституционной комиссии предложили включить в текст Конституции статью о коренных малочисленных народах, к которым они отнесли крымских татар, караимов и крымчаков. С этим предложением конституционная комиссия, скорее всего, согласится. А вот выделить квоты для избрания в Госсовет Крыма представителей крымских татар, караимов и крымчаков вряд ли удастся, так как это предложение противоречит Конституции и законодательству России.

Подробнее http://rusplt.ru/society/Karaimi-9170.html
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе