* * *
Мультикультурализм ныне имеет дурную славу. Анализируя недавние высказывания ряда европейских политических деятелей, стоит помнить, что большинство из них (Франция или Германия) никогда не поддерживали и не поощряли мультикультурализм. Поэтому «мультикультурализм» для них просто модное словечко, которым пользуются, когда говорят о чем-то другом – о широко распространенном восприятии культурной и социальной отчужденности иммигрантских сообществ от основной массы приютившего их общества.
Повсеместные трудности с мобильностью мигрантов в плане образования и занятости списываются такими политиками на культурное наследие, которое якобы тяготеет над приезжими. Однако эмпирические исследования выявляют совсем другую картину. Конечно, существуют «карманы» культурной сегрегации и даже возвратной этничности. Безусловно, существуют малые группы религиозных фундаменталистов и отдельные группировки, враждебно настроенные по отношению к определенным элементам европейской общественной жизни. И все же большая часть иммигрантов в Западной Европе не особо отличается от ее исконных жителей в плане культурной ориентации. Широкий сегмент иммигрантского населения можно в целом считать культурно ассимилировавшимися. Основные проблемы интеграции, скорее, носят структурный характер и касаются образования, занятости и доступных возможностей.
Тем не менее каждой стране предстоит найти свой путь в отношении мигрантов, – путь, согласующийся с ее историей, административным устройством и законодательной традицией. Однако можно определить несколько отправных пунктов. Во-первых, иммигранты нуждаются в динамичной экономике, гибком рынке труда и расширении доступных им каналов социальной мобильности. Важным условием для этого является стабильная правовая основа с набором ясных, разумных правил. Во-вторых, необходимо учитывать, что меры, направленные исключительно на благоустройство иммигрантов, зачастую вызывают недовольство у ущемленных групп населения принимающей страны и, как следствие, социальные конфликты. Кроме того, эти меры очень часто вызывают негодование и у самих мигрантов, которые чувствуют, что их принимают за людей второго сорта. Поэтому принимаемые меры должны быть направлены прежде всего против социальной маргинализации.
Мартина Цвейнер
Russian Journal