Надо аннулировать культурные границы между Малороссией и Великороссией

28 июля — это день святого равноапостольного князя Владимира, и поэтому в этот день также отмечается Крещение Руси. Разумеется, Крещение Киевской Руси — это растянутый во времени процесс, но совершенно понятно желание многих верующих праздновать это событие в определенный день, и день святого Владимира для этого наиболее подходит.

Год назад в эти дни в Киеве был патриарх Алексий II, тогда ещё помимо празднования стояла очень серьезная задача не допустить масштабного раскола на Украине и согласия Константинопольского патриарха Варфоломея благословить создание так называемой «единой поместной церкви на Украине», которую проектируют братья Ющенко и которая бы означала раскол русского Православия. Тогда патриарх Варфоломей не решился пойти на этот чудовищный шаг, и мы будем надеяться, что основная точка невозврата тогда уже была пройдена. Не только надеяться, но и делать для этого всё, что можно. Сегодня же пребывание на Украине патриарха Кирилла носит праздничный характер, хотя нам известно, как некоторые нациствующие группировки из Западенщины пытались сорвать этот визит, провоцируя драку с украинскими казаками, верными Московскому Патриархату. Раз уж приходится вспоминать этот неприятный инцидент, то нужно заметить, что украинский национализм сегодня не может ничего предъявить, кроме вот этих откровенных нацистов, что само по себе очень показательно. Поскольку никакой Украины без России не существует, то единственная автономная украинская национальная идея — это идея Украины как не-России, почему именно так называлась программная книга бывшего украинского президента Кучмы «Украина — это не Россия». Соответственно, свой этнонационализм украинским радикалам приходится срисовывать с нерусских форм, например, с немецкого нацизма, что они и делают.

Как мы теперь видим, визит Московского Патриарха на Украину в конце июля становится доброй традицией, но очень важно, чтобы значение Крещения Руси, самой фигуры князя Владимира и всего киевского периода русской истории было полноценно осознано и у нас, в Великороссии. Националистические власти Украины прекрасно понимают значение Киевской Руси и поэтому пытаются максимально приватизировать киевское начало русской истории, объявить князей Владимира и Ярослава чуть ли не «украинцами». В противоположность этому киевскому началу саму Великороссию они хотят представить как варварско-ордынское начало, укрепленное Московским княжеством и противостоящее киевскому. Самое страшное, что на эту политмифологию, рассчитанную на совершенно необразованных людей, ведутся и некоторые россияне, подверженные так называемому «евразийскому мифу» русской истории. Причем здесь речь не идет исключительно о последователях писателя-фантаста Льва Гумилева, как очень метко назвал его протоиерей Димитрий Смирнов, речь идет о довольно широкой околоевразийской литературе различных псевдоисториков и псевдолитераторов, которые с удовольствием навязывают миф о происхождении Великой Руси от чего угодно, но только не от Киева. Безусловно, историческая Россия — это очень сложное явление и, как любое большое государство, тем более расположенное на границе цивилизаций, имеющее сложный генезис. Но эту сложность нужно изучать, а не выдумывать и не усложнять её в угоду частным пожеланиям. Киевская Русь не дает любителям этой измышленной «цветущей сложности» додумывать свои мифы до конца, потому что есть очевидный факт — никакой принципиальной, непреодолимой разницы между культурами Киева и Москвы не существовало, это была культура одного народа, одной государственной преемственности и, наконец, одной Церкви. Оторвать Киев от Москвы и Москву от Киева — это золотая мечта всех западных русофобов, которые хотят навязать Великороссии миф о ее сугубо азиатском, ордынском происхождении, а Малороссии — миф о её якобы фундаментальном различии с Великороссией. Необходимо понимать, что киевское начало русской культуры — это не какое-то особое, отдельно взятое начало, которое может конкурировать с любым другим, это её единственное начало, и не потому, что Москва питалась Киевом, а потому что Москва — это продолжение Киева, потому что никакой особой московской культуры без киевской никогда не существовало. Просто русские из Киевской Руси пришли на северо-восток, построили тут новые города и продолжили тут свою культуру. Единственное, что привнесла Москва в эту единую русскую культуру — это идею Империи, идею великого государства, обладающего особой, универсальной вселенской миссией. Это идея византийской миссии, которую Москва унаследовала от падшего Константинополя, но именно идейное, идеологическое наследство, потому что культурное византийское наследство на Руси уже было со времен её Крещения.

Очень много слов сказано о том, каково было значение Крещения Руси для самой России. Христианство дало России единую религию и, соответственно, единую религиозную идеологию, которая автоматически стала национальной. Эта религиозная идеология позволила создать единое централизованное государство, зачатки которого уже были в Киевской Руси. Вместе с этим христианство позволило древним русичам обрести те фундаментальные признаки культуры, которые формируют цивилизацию как таковую — это письменность и каменная архитектура. Древнерусская словесность и древнерусская храмовая архитектура — это именно те источники, по которым мы можем судить о жизни Древней Руси, в распыленном язычестве ничего этого не было. Наконец, в самом начале русской истории, в XI веке, в Киеве появляется непереоценимый текст — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, с которого начинается вся Русская Национальная Идея. Как правило, такие тексты пишутся в период апогея развития любой нации, а тут он был написан в самом начале. Таким образом, киевское начало русской культуры — это восточно-христианское, восточно-европейское, восточно-славянское её начало, это начало византийское, скрещенное со славянским, то есть это и есть, собственно, русское начало. Для нас это означает, что мы должны с большим почтением относиться к Киевской Руси, не только не меньше, но, может быть, даже и больше, чем современные украинские националисты. Мы должны всячески подчеркивать нашу прямую связь с Киевом, мы должны аннулировать культурные границы между Малороссией и Великороссией, которые искусственно возводят сиюминутные политики, и мы, конечно, должны праздновать день святого Владимира и День Крещения Руси как важнейшие общенациональные праздники. Следует также обратить внимание на то, что в самой Москве есть всего только один храм святого Владимира (в Старых Садах) и всего только один храм святой Ольги, и то при Паломническом центре, то есть это домовый храм. Очень хорошо, что в Черёмушках строится храм святого Владимира и святой Ольги.

Нужно просто понимать, что то, что сегодня ещё кажется само собой разумеющимся, уже завтра для многих людей, отравленных русофобской мифологией, которая очень часто преподносится под видом русофильской, будет совершенно непонятно, и для многих людей нового поколения святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга окажутся всего-навсего национальными героями украинской истории, в то время как они повлияли на христианизацию всего восточного славянства, то есть, в территориальном измерении, всей Восточной Европы. 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе