Кто нашей дружбе сердцем рад –
Тот наш соратник, тот наш брат,
Единства сила есть у нас,
Есть гордость – Родина у нас.
Сулейман Стальский,
народный поэт Дагестана
В 2024 году Дагестан и вся многонациональная Россия отмечает 155 летний юбилей народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского. Юбилейные мероприятия проходят в непростых условиях, когда коллективный Запад ведёт с Россией открытое вооружённое столкновение на Украине. И сам Дагестан, и весь Северокавказский регион в последние десятилетия стали зоной особого внимания, когда недруги делают всё, чтобы сеять вражду между народами, между конфессиями, пытаясь нарушить мир и спокойствие нашего многонационального российского народа. В такое время нам нужны новые условия для укрепления дружбы, единства и сплочённости, чтобы становиться главной укрепляющей силой нашей родины – России.
Дагестан – родина более ста полноправных народов. Многие из них с древних времён жили и живут в дружбе, мире и согласии, никогда не ссорились между собой, никогда не давали себя в обиду врагам. Мы по праву гордимся своими великими сынами, поэтами, прозаиками, ашугами, оставившими яркий след в культуре Отечества. Нам необходимо использовать духовное богатство наших поэтов-классиков, таких как Сулейман Стальский, Етим Эмин, Омарла Батырай, Махмуд из Кохаб-Росо, Ирчи Казак и других, так как они являются примерами укрепления дружбы и единства между дагестанским и российским народами.
Дружба народов – самое дорогое и великое богатство. Она строилась веками и держится на прочной духовной основе, которая учит жить и трудиться на благо общества, почитать старших, уважать человека независимо от национальной и конфессиональной принадлежности, защищать родную землю.
Сулейман Стальский – выдающийся лезгинский поэт, один из представителей устной дагестанской поэзии, родился 18 мая 1869 года в селении Ашага-Стал Кюринского округа, ныне Сулейман-Стальского района Республики Дагестан, в семье бедняка. Рано осиротев, с 14 лет батрачил. Позже в поисках заработка стал отходником – работал на нефтепромыслах, на строительстве железной дороги и моста через реку Сырдарья, чернорабочим в депо, побывав во многих городах: Дербенте, Баку, Гяндже (Кировабад), Самарканде.
С. Стальский был избран делегатом Первого Всесоюзного съезда писателей в Москве. Его поэтическое выступление на съезде в переводе А. Безыменского было опубликовано во многих газетах страны.
Выступая на Первом съезде писателей СССР, великий пролетарский писатель М. Горький сказал: «На меня, и я знаю не только на меня, произвёл потрясающее впечатление ашуг Сулейман Стальский. Я видел, как этот старец, безграмотный, но мудрый, сидя в президиуме, шептал, создавая свои стихи. Затем Гомер ХХ века изумительно прочёл их. Берегите людей, способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создаёт Сулейман».
Первые стихи-песни С. Стальский стал слагать ещё в молодости, выступая против несправедливости и носителей социального зла. Началом его творческого пути считается песня «Соловей», сложенная в 1900 году.
Всей жизнью, судьбой, своими корнями, трудом крестьянина и народного поэта он был связан с родной страной и со своим благородным лезгинским народом, где с молоком матери впитываются лучшие традиции: дружба, единство, куначество, побратимство, толерантность.
Его поэма «Думы о Родине» является ярким примером того, как С. Стальский выражал своё чувство любви к Отчизне. Простым и понятным языком он доносит до читателя мысль о том, что Родина – это святыня, которую необходимо беречь и защищать.
Поэт выражает свою глубокую привязанность к родной земле, говоря, что только на родине он познал радость дружбы, единства и братства с российскими народами: «Впервые радость я познал, / Впервые гордость испытал, / И дружбы драгоценный дар / Я наконец обрёл, счастливый».
В стихотворении встречается призыв к единству, дружбе и солидарности. Сулейман часто обращается к читателям словами «товарищи», «друзья», «братья», «кунаки», в которых сквозит большая любовь к людям. Только в эпоху великих потрясений появляются такие люди. «Сулейман Стальский был громадным и настоящим поэтом в глубоком и первоначальном значении этого слова, – говорил о нём русский писатель Леонид Леонов. – Всем нам надо много учиться у него искусству строить свою творческую биографию».
Поразительно, но самые выдающиеся советские поэты были восхищены самобытным творчеством Стальского, так тонко и пронзительно переходившего к обобщениям планетарного масштаба. Сулейман Стальский был верным сыном Дагестана, всей России. Его одинаково волновали социальные и бытовые проблемы людей как малой, так и большой родины. Он возвысился поэтическим словом от Кюры до всего Кавказа и далее до просторов необъятной многонациональной России. В этом восхождении он не отрывался от своего национального корня, питающего всё древо его живительной поэзии.
Вот что пишет Борис Пастернак, нобелевский лауреат: «На первом Всесоюзном съезде писателей обращала на себя внимание фигура старика в пастушеской одежде горца. «Это Стальский, Сулейман Стальский, – передавали друг другу, – дагестанский ашуг». Старик вежливо, в величавом безмолвии сидел в аванзале, дожидаясь часа своего выступления.
Программа съезда разрасталась. Ораторам не предвиделось конца, и их речи переносились с утра на вечер, с заседания на заседание. А мы как в лихорадке носились из президиума в почтовое бюро и помещение для машинисток, к мандатному столу или в фойе, куда нас вызывали записками, садились, вставали, совещались, звонком призывали к порядку. А он сидел – как сел в первый день в барашковой шерсти и войлоке, недвижно скромный и учтиво горделивый. Он сидел и смотрел куда-то вдаль перед собой, и только раз, когда к нему подошёл Горький, которому он радостно и почтительно шагнул навстречу, в его поле зрения вместе с Горьким вошли колонны, лампочки и публика в зале и вместе с ним вышли, когда Горького отозвали в сторону.
Трибуна, вселявшая такое волнение в нас, его не испугала. Она не изменила его голоса, не нарушила спокойствия, не сломила красивой простоты и стройности его повадки. Ему дали слово. Зал насторожился. Ровно и по-вековечному текла незнакомая медленная речь. Было ясно: зал для него тесен, помост – недостаточно высок. Верстовой простор виделся его взору, верстовая высь подпирала его. Вот что, кроме приветствия, привёз он из Дагестана, вот с чем сидел несколько дней среди нас.
Помимо сложенных им творений и сама жизнь народного барда есть памятник письменности, потому что автор сам становится книгой для записей последующих поколений. Так будет, верно, и со Стальским. С той же располагающей естественностью, с какой переступал любой порог, вступал он в обстановку бессмертия и перейдёт в легенды – прямодушный, внушительный, непритязательно вдохновенный».
В начале 30 х годов XX века стихи Стальского появляются на страницах республиканской периодической печати на лезгинском, позже – на русском и языках народов Дагестана. В 1934 году в Даггизе вышел первый сборник его стихов на родном языке. С. Стальский – участник I Вседагестанского съезда писателей, член Союза писателей СССР с 1934 года. В этом же году Стальскому было присвоено звание народного поэта Дагестана как «старейшему поэту лезгинской бедноты, начавшему плодотворную деятельность четверть века назад и активно помогающему своим творчеством социалистическому строительству», говорилось в постановлении ДагЦИКа.
Во второй половине 30 х годов XX века имя и портреты С. Стальского не сходили со страниц газет и журналов страны. Его стихи переводили и публиковали на языках народов СССР. В Дагестане вышла его книга стихов «Избранное», а в Москве – книга «Стихи и песни». Его перу принадлежат и поэмы: «Поэма о Серго Орджоникидзе», «Дагестан», «Думы о Родине».
В дагестанском селе
…Многолетняя дружба связывала С. Стальского с народными поэтами Дагестана: Г. Цадасой, А. Магомедовым, А. Гафуровым, а также с известным дагестанским писателем Э. Капиевым, написавшим широко известную книгу новелл «Поэт», прототипом героя которой стал Стальский.
В феврале 1936 года ЦИК СССР наградил народного поэта Дагестана С. Стальского орденом Ленина. В сентябре он был избран председателем правления Союза писателей Дагестана, а в октябре 1937 года выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР.
Сулейман Стальский ушёл из жизни 23 ноября 1937 года. «Мы, писатели и поэты Дагестана, да и всей России, клянёмся перед твоей могилой, великий Сулейман, что в нашей жизни и нашем творчестве мы будем твёрдо идти по проложенному тобой пути. Будем учиться мастерству на твоих песнях и стихах», – говорил великий Гамзат Цадаса, отец народного поэта Дагестана, кавалера ордена Святого Андрея Первозванного Расула Гамзатова.
Высокую оценку творчеству С. Стальского дал выдающийся советский писатель, лауреат Нобелевской премии Михаил Шолохов: «Сулейман Стальский принадлежал к тому разряду истинно народных поэтов, которые были взращены своим народом, но широкое признание получили только при советской власти. Думы родного народа, его радости и горести, подслушанные поэтом, обретали певучую, пленительную в своей непосредственности и свежести форму песен-стихов и, обогащённые талантом певца, снова шли в народную гущу, чтобы жить, не умирая».
В последующие годы в дагестанских, центральных издательствах и издательствах многих союзных и автономных республик выходили и переиздавались книги стихов великого ашуга. Издавались они и за рубежом.
Именем С. Стальского названы улицы в городах Дагестана, Северного Кавказа и Закавказья, Лезгинский драматический театр в Дербенте, литературно-мемориальный музей в селении Ашага-Стал, нефтегазоносное месторождение в Ногайском районе, океанский теплоход Дальневосточного морского пароходства и буксирный теплоход «Ашуг Сулейман» Каспийского морского пароходства, административный район Дагестанской АССР, улицы, населённые пункты, дома культуры, школы и библиотеки, учреждена литературная республиканская премия и многое другое.
День рождения Сулеймана Стальского, 18 мая, ежегодно отмечается как День поэзии народов многонационального Дагестана. На одном из таких Дней поэзии у бюста С. Стальского на его могиле в Махачкале народный поэт Дагестана Расул Гамзатов сказал: «Мы гордимся, что у истоков нашей дагестанской поэзии стоит Сулейман Стальский – дагестанский соловей, – как величественная душа прекрасного лезгинского народа. Мы шагаем вперёд с именами основоположников нашей дагестанской литературы в сердцах, мы всегда будем верны их традициям. Они имеют право на бессмертие».
Сулейман Стальский остался в дагестанской и российской поэзии как истинный народный певец, для которого народ был главным героем творчества, а родной язык – символом бессмертия народа. Сулейман Стальский в своей поэзии показал всему миру Дагестан, Россию, оставив свою вершину рядом с Шалбуздагом – вершину Сулеймана Стальского. «Если все герои – соколы, то поэт должен быть орлом: летай, раскрывай крылья пошире! И сейчас я говорю то же самое всем, кто спрашивает у меня о вдохновении. Летай! Это закон, которым начинается песня…» – в назидание говорил великий дагестанец.
Поэзия Стальского – это высокий полёт дагестанского, лезгинского, российского творческого духа, который был и остаётся в гуще многонационального народа России. И великим становится поэт, который воспел духовные идеалы своего народа, своей страны. Таким народным поэтом был и остаётся в веках Сулейман Стальский.
Гасангусейн Абдулжелилов, председатель Фонда патриотического воспитания молодёжи имени генерал-полковника М.Т. Танкаева, помощник председателя Общественной палаты Республики Дагестан