Почему в Европе не используют отчество, а в России оно есть у всех и что такое матчество

Гугл на запрос «Владимир Путин» выдает почти 70 млн ответов, а по запросу «Владимир Владимирович Путин» чуть больше 5 млн.

Даже в России обращение по отчеству становится все менее популярным и востребованным. В печатных изданиях уже давно пишут без отчества, даже первых лиц. Подобное в советской периодике просто невозможно представить. Но в разговорной речи деловое общение предполагает обязательное наличие отчества. Почему же в России используются отчества, а во многих странах их никогда не существовало? И смогут ли отчества заменить матчествами?


В крупных компаниях, зачастую, распространены обращения по имени, но на «вы». Для большинства, особенно молодежи, такое обращение кажется наиболее приемлемым и удобным. И да, именно эта форма обращения соответствует международным стандартам, к тому же, для иностранцев, выговорить какое-нибудь «Ильинична» или «Аристархович» - слишком сложная задача, не удивительно, что при таком общении многие намеренно убирают отчество, представляясь исключительно именем.

Однако в данном вопросе речь идет не только об удобстве обращения к тому или иному человеку, ведь имя (в широком смысле этого слова) – это самое личное, что есть у человека, то что с ним всю жизнь. Именно от имени зависит самоидентификация и определение своей роли в обществе.

При этом, определяя какие-то нормативы относительно имени, государство вкладывает определенные традиции, догмы и ценности. Немудрено, что в разных странах составляют индивидуальное имя, основываясь на разных принципах. И роль государства в этом, бесспорно, высока.



Откуда в России появились отчества и для чего?


Увы, не все мужи заслуживают того, чтобы их имена были отражены в отчествах.


Большинство историков и других специалистов склоняются к мнению о том, что в России, имеющей исключительно патриархальные корни, отчество появилась как еще одна дань уважения к отцу, главе семейства. Отчество выражало связь детей с отцом, их принадлежность к его родовой линии. Являлось некой основой, их фундаментом, опираясь на который они могли расти дальше. Фактически именно с таким ощущением и жило большинство.

Первое упоминания об отчестве встречается в летописях 945 года, правда тогда оно буквально обозначало «Алексей сын Василия» и использовалась не повсеместно, скорее в исключительных случаях. С окончанием «-вич» могли позволить себе отчества только князи и другая знать (например, князь Ярополк Святославич). Остальные люди так называться не могли, да и незачем им было подчеркивать связь с простолюдином, то ли дело, когда отец сам князь Святослав.

Так было начиная с 15 века, причем даже среди знати такое именование было признаком особого привилегированного положения, и лично определялось царем. Так, например, братья купцы Строгановы, несмотря на то, что не являлись представителям знати, носили отчество Иоанникиевича. Столь широкий жест в их сторону был сделан за то, что они помогли присоединить Урал и Сибирь (весьма равнозначный ответ, стоит заметить).


Фамилии и имени в ту пору было достаточно.


С тех пор и пошло, что у холопов отчества не было, знатные люди имели отчество, но без окончания «вич». Например, Иван Осипов Петров. Если же отчество оканчивалось на «ич», то это было знаком особенной привилегированности. В конце концов, это окончание стало чем-то вроде приставки как «де» у французов или «Ван» у голландцев.

Обязательным для всех отчества сделал Петр Первый, вне зависимости от происхождения, в документах должно было фигурировать имя отца. Стоит ли говорить, что все с охотой стали указывать отчества, чувствуя при этом, что приобщаются к чему-то более возвышенному и доселе недоступному. Екатерина Вторая сделал отчества законодательно обоснованными, но при этом же она поделила по ранговой принадлежности и отчества. К тем, кто относился к первым пяти рангам, нужно было обращаться по имени-отчеству с окончанием на «вич», представители с пятого по восьмой ранг назывались по отчеству, но без этого окончания, все же остальные назывались только по имени.

Тем не менее, в 19 веке все обращались к друг другу используя ту форму отчества, к которой мы привыкли сейчас, ограничения же касались только упоминаний в документах и других канцеляризмах. Тогда же вошло в обиход обращение только по отчеству, как подчеркнуто уважительное, но при этом и свойское. Много примеров этому в русской классической литературе.



Как обозначают имена в Европе?


Каждая европейская страна имеет свои особенности в составлении полного имени.


В Исландии используются отчества. Имя и отчество, а вот с фамилиями дело обстоит сложнее. Они есть в среднем у каждого десятого гражданина и то, чаще всего они получили фамилию заграницей. Все списки, к примеру, в алфавитном порядке, составляются исходя из первой буквы имени. Это порождает ряд трудностей, поскольку идентифицировать членов одной семьи исходя лишь из имени не получится.

Британцы и вовсе проще относятся к имени своих граждан. Родитель может зарегистрировать своего ребенка под каким угодно именем и фамилией. Никто не будет выяснять имеете ли вы право их носить. Разве что уточнят как их правильно написать.

Но это у британцев, в ряде стран существуют запреты даже на то, каким именем можно называть детей, а какими – нет. Так, в Германии нельзя называть детей словами, которые обозначают предметы или того хуже продукты питания. Еще в Германии нельзя менять имя или фамилию. В Дании, Швеции и Исландии и вовсе существует свой комитет, определяющий списки имен, доступных для использования – наречения детей.

Для большинства стран мира использование имени и фамилии вполне достаточно для того чтобы обозначить человека как индивидуальную личность и его принадлежность к определенному роду, династии, фамилии. И никаких особых выделений матери или отца в имени ребенка, как это происходит в России из века в век.



Исчезнет ли отчество в России и чем это может грозить?


Остаться в Царской России без отчества было незавидной долей.


Филологи уверены, что российская трехименная система имен людей в масштабном смысле этого слова совершенно особенная. Это не просто дань уважения к своему роду, но и уважение к другим, обращаясь по имени-отчеству, то есть определяя в обращении имя того, кто дал жизнь, собеседник как бы подчеркивает значимость человека.

Нередко к человеку обращаются по батюшке во время шутливого разговора, даются выдуманные отчества для иностранцев, причем шутки такого характера могут проскальзывать в передачах. Если обратиться к классической литературе, то это окажется давней традицией. Герцен Жан Батиста Боке называл в письмах Иваном Батистовичем, у Тургенева в «Дворянском гнезде» встречается Христофор Федорович, который вообще-то Христофор Теодор Готлиб Лемм.

Подобная шутливая фольклоризация зарубежных имен, живущая и по сей день, лишь подчеркивает, национальную особенность трехименной системы. Нередко отчество оставляют, когда обращаются к человеку в уменьшительно-ласкательно форме. Любонька Николаевна, Андрюша Петрович – звучит неоднозначно и очень колоритно.


Куда важнее, чтобы у ребенка был отец и семья, нежели просто отчество.


Отчество, особенно если знать историю его возникновения, было призвано дистанцировать его обладателя со всеми остальными, именно поэтому в деловой речи принята такая форма обращения. Однако на работе, где большинство взрослых так и остаются Иван Петровичам и Екатеринами Евгеньевнами, часто завязываются теплые дружеские отношения, дистанция стремительно сокращается, а привычка обозначать друг друга именем-отчеством, остается.

Однако именно патриархально настроенная система губительно действует на институт отчества в России. Несмотря на то, что оно есть у всех с рождения, добавлять его к имени начинают лишь с возрастом, после того как человек завоюет некий авторитет. Если исключить определенные профессии, то чаще всего молодой специалист вливается в коллектив, имея только имя, сам же обращается ко всем по имени-отчеству.

Такая система сохраняется и абстрактному «Андрею», вовсе не хочется становиться «Андрей Васильевичем» и походить на пузатого дядьку в возрасте – начальника соседнего отдела. Воспринимая отчество как груз прожитых лет, большинство молодых (и не очень) людей, намеренно просят обращаться к ним исключительно по имени. Потому совсем не исключено, что в ближайшем будущем необходимость в отчестве отпадет, но, конечно же, речь не идет о том, чтобы оно перестало использоваться в официальных документах. Все-таки, чем сложнее структура имени, тем оно индивидуальнее, информативнее и полезнее.



Что такое матчество и кому оно нужно?


Огромное количество отцов стали номинальными, а в лучшем случае, воскресными.


Предположим некий Виталий, клялся в любви некой Ольге, просил родить совместного ребенка. Ольга же, вроде бы и воспылав чувствами в ответ, мечтающая о семье, быстро произвела на свет наследника. Тогда-то молодой папаша и решил, что друзья и выпивка ему важнее, а ребенок сам как-нибудь вырастет. И вообще, на что ему мать?

История казалась бы странной, если бы не была банальной. На сегодняшний день сумма долгов по алиментам в России составляет 152 млрд рублей, подавляющая часть из которых накоплена нерадивыми отцами. Так должен ли совместный ребенок абстрактного Виталия и Ольги носить отчество «Витальевич» в знак того, что он потомок этого доблестного мужа? В то время как Ольга работает на двух работах одна, чтобы вырастить ребенка в одиночку и ничем его не обделить.

Огромное количество таких «Ольг» решили, что подобное положение вещей совершенно несправедливо и имя отца, участвовавшего только в зачатии ребенка, никак не должно быть отражено в его отчестве.


Церковь не одобряет матчеств.


Статья 58 Семейного кодекса гласит, что отчество дается по имени отца. Правда, субъектам оставили право использовать иные варианты, например, исходя из национальных обычаев. Несмотря на это, в России нет даже понятия «матчество», часть имени, образованная от имени родителя всегда называется отчеством. Тем не менее, в России уже есть попытки указать имя матери в этой графе свидетельства о рождении. Правда, чиновники не регистрируют такие варианты.

Компромисс, впрочем, найден. Используются имена, похожие по произношению на имя матери. Раиса – Раис, Мария – Марий, Ольга - Олег и тд.

Стоит ли говорить, что такая инициатива была подхвачена не только ярыми феминистками, но и многими женщинами, которые считают справедливым присутствие собственного имени в отчестве ребенка?


Скоро Еленовны и Светлановичи массово войдут во взрослую жизнь.


Иначе матчества именуют матронимами и общество реагирует на такое новшество весьма неоднозначно. И если женщины подходят к такому пусть и с осторожностью, но зачастую с пониманием, то вот мужчины чувствуют себя глубоко оскорбленными, особенно те, кто и дальше надеялся гордо носить звание отца, не прикладывая в связи с этим никаких усилий.

Однако есть и другая сторона вопроса, если даже такое явление приживется, то каково в дальнейшем будет человеку с матронимом? Сможет ли Петр Светланович руководить заводом или хотя бы бригадой рабочих? Не пронесет ли через года обиды матери на мужчин и сможет ли снять с себя ярлык «безотцовщины», ведь сколько столетий должно пройти для того, чтобы общество стало реагировать на матчества как на само собой разумеющееся явление?

К тому же это явление совсем молодое и о каких-то результатах можно будет говорить как минимум через добрый десяток лет, когда Светлановичи и Еленовичи несколько подрастут. Кстати, та же 58 статья говорит о том, что любой, достигший совершеннолетия может поменять свое отчество на любое другое.

И именно этим законом пользуются другие женщины, которые выросли без отцов и не планируют дальше носить их имена в качестве отчеств. Так, уже есть прецеденты, когда взрослая женщина поменяла отчество с Александровны на Анновну. Создана петиция, которая требует закрепить матронимы на законодательном уровне, кстати, у нее пока больше противников, нежели сторонников.


Если отец не принимал в жизни ребенка никакого участия, то вычеркнуть его нужно полностью, уверены многие женщины.


Кстати, матринимы не такое уж и новое явление в истории России, скорее, хорошо забытое старое. Еще на Руси некоторые дети получали не патронимы, а матронимы, чаще всего это означало, что малыш – «половинчатый», «боровичок», а проще говоря, незаконнорожденный. Он не получал отчества потому что не имел на него права, поскольку «рожден во грехе». И если тогда ребенка лишали отчества в наказание за проступок родителей, то сейчас виноват лишь один мужчина и это он оказывается недостойным того, чтобы его имя включалось в отчество. Эдак повернулось представление о семейных ценностях за несколько столетий!

Впрочем, некоторые дети получали имена матерей, даже если были рождены в результате законного брака, так происходило, если род женщины был гораздо более именитым, либо было нужно передать наследные права. Иногда детей переводили на матронимы, если оказывалось, что их отчество обесславлено дурными поступками отца. Так пытались защитить новое поколение.

В прежние патриархальные времена отчество было чем-то гораздо более ценным, но создавать искусственно уважение к отцу глупость. Равно как и пытаться сопротивляться неизбежным социальным процессам. И уж если когда-то отчество и пропадет, то значит, так тому и быть. Ведь если вспомнить глубоко патриархальную Русь, то иные подробности кажутся вовсе не гуманными, например, то, как относились в Царской России к незаконнорожденным детям.

Автор
kulturologia
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе