Русская православная Африка: почему наша церковь достигла на континенте немалых успехов

В африканских странах растет количество приходов Русской православной церкви.

Рядом с храмами строятся школы, детсады, гуманитарные центры. Епископы и священники подвели итоги необычного миссионерского года.



Африканские православные не приняли украинский раскол

- Православные люди не захотели ассоциировать себя с украинским расколом, - напомнил историю появления РПЦ в Африке ее патриарший экзарх, митрополит Клинский Леонид.

Когда патриарх Александрийской церкви Феодор II вошел в общение с украинскими раскольниками и признал их, часть священнослужителей и паствы его церкви с этим не согласились. Они увидели в этом нарушение незыблемых канонов церкви.

Русская православная церковь с 2019 по 2021 год терпеливо ждала, что патриарх Феодор II изменит свое неканоническое решение. Когда стало ясно, что этого не произойдет, она объявила о создании своего патриаршего экзархата в Африке. Чтобы, в частности, дать канонический приют тем православным священникам и пастве, которые не желали поддерживать украинских раскольников.



Где Русская церковь, там помощь

Африка - это 1,3 миллиарда человек населения и 54 страны, неравнодушные к православной вере.

- Ежемесячно, а иногда и ежедневно мы получаем запросы из новых стран, - уточняет митрополит Леонид, - верующие африканцы хотят быть членами РПЦ.

Уже все знают, что в служении Русской церкви важное место занимает гуманитарная составляющая и социальная помощь. Тем более, что несогласившиеся с Александрийской церковью клирики были выгнаны греками из домов, в которых жили, и из храмов, где служили. Дело доходило даже до того, что им не разрешали брать чистую питьевую воду из скважины, находящейся на территории храма Александрийской церкви. РПЦ пришлось искать им жилье, подключать к источникам чистой питьевой воды, организовывать и открывать школы, брать на себя попечительство над детскими приютами. Поскольку Африка - страна преимущественно сельскохозяйственная, то приходится заботиться, в том числе, и о доставке своей пастве зерна и удобрений, пополнении семенного фонда.



Африка канонически не принадлежит Александрийскому патриархату

Александрийский патриархат привык считать Африку своей канонической территорией, но "мнение это новое, и никогда Соборами не утверждаемое", поясняет председатель миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки, иерей Георгий Максимов. "Соборно" канонической территорией Александрийского патриархата признан только Египет, напоминает он.

Титул "всея Африки" стал добавляться к имени Александрийского патриарха только в 1830 году, хотя в реальности в Африке южнее Сахары греческое православное присутствие не было обозначено.

Официального признания этого со стороны поместных православных церквей тоже нет. Хотя Русская православная церковь никогда не возражала против несения этой миссии Александрийской церковью и отправляла значительные суммы в поддержку ее миссионерской и гуманитарной деятельности. Эта поддержка была разрушена солидарными с украинскими раскольниками действиями патриарха Феодора II.


То, что произошло на Украине, неожиданно помогло Африке. Без Русской православной церкви Африке пришлось бы очень тяжело


И когда часть африканских православных священнослужителей и верующих, поняв, что их совесть не позволяет им находиться в общении с патриархом Феодором II, стали просить, чтобы их взяли в прямое ведение Русской православной церкви, не было причин им отказать, подчеркивает иерей Георгий Максимов.

И после решения Священного Синода РПЦ началось время "нашего присутствия" и заботы о христианском православном населении Африки.



Почему я решил перейти в РПЦ?

- Почему я решил перейти в РПЦ? - спрашивает себя архимандрит Захария (Мулингва) из Танзании. - Потому что наша церковь всегда выступала за "истинную веру" и отстаивала ее еще 2000 лет назад. И когда патриарх Феодор II, не посоветовавшись ни с кем, не проведя никаких консультаций, присоединился к украинским раскольникам, истинность нашей веры оказалась под вопросом.

По его словам, большинство священников, особенно в Танзании, не согласившись с этим решением, решили бороться за истинную веру и отстаивать истинное православие. Пришлось столкнуться с "огромными проблемами", прежде всего связанными с изгнанием из храмов и домов. Постриженный в монахи в 2010 году, архимандрит Захария, вернувшись в Танзанию, и так вел сложную жизнь монаха без монастыря - снимал квартиры, менял жилье. По словам этого упорного и верного православию человека, приход в Африку Русской православной церкви "очень положительно" сказался на ситуации (дал возможность не отступить от истины и канонов веры тем, кто этого для себя не допускает) и обернулся настоящей человеческой поддержкой не только в вере, но и в жизни.

Важен вклад РПЦ в образование африканских священников
- И конечно, Африка очень много получила с точки зрения образования, - подчеркивает архимандрит Захария.

По его словам, многие африканские священники не имели в детстве возможности учиться. И первое, что получили такие священники от РПЦ - поддержку и возможность учиться. В том числе, и в Москве. В Александрийской церкви таких возможностей не было, церковь не проявляла активности в желании помочь африканским священнослужителям получить хорошее образование, отмечает архимандрит Захария.


Посещая исторические места, я все более и более убеждаюсь в величии русского православия


Результатом открытости и заботы со стороны Русской церкви, выдачи ею стипендий на богословское образование, по его словам, стало резко выросшее желание многих молодых африканцев быть православными священниками и монахами.

- То, что произошло на Украине, неожиданно помогло Африке, - заключает он. - Без Русской православной церкви Африке пришлось бы очень тяжело.



Еретики по неграмотности

- Я женился в этом году и милостию Господней получил возможность отправиться в Россию учиться, - рассказывает диакон Даниил (Агбаза) из Нигерии.

Помимо занятий теологией сейчас он активно посещает русские церкви и монастыри.

- Они прекрасны, - делится впечатлениями. - Посещая исторические места, я все более и более убеждаюсь в величии русского православия. Мне особенно запомнился монастырь, где находятся мощи святой Матроны.

Признается, что почитал святую Матрону Московскую и святителя Луку Крымского еще в Африке. По его словам, благодаря трудам митрополита Леонида, "все у нас в Нигерии складывается хорошо". Люди, желающие стать монахами, могут поехать в Россию и увидеть настоящую монашескую жизнь и среду.

Начинают разрешаться фундаментальные проблемы с богословским образованием. "Часто африканские священники Александрийской церкви не могли объяснить азы веры, не понимали, что такое Евхаристия, и как функционирует приход, потому что то богословское образование, которое они получали раньше, было на уровне детского", - рассказывает диакон Даниил.

В некоторых приходах, по его словам, не соблюдались каноны, не читались христианские книги, а от священников можно было услышать слова, которые "иначе как богохульством не назовешь". Но не по их еретическому настрою, а по неграмотности.

С приходом Русской православной церкви можно надеяться на высокую духовную культуру, настоящую образованность, жизнь по канонам, и с правильными обрядами.

Помимо диакона Даниила, в Санкт-Петербурге изучают богословие еще три студента из Нигерии, которые собираются потом вернуться на родину с приобретенном здесь опытом жизни в православной вере.

По словам митрополита Леонида, уже прибыли 6 африканских слушателей богословских курсов. На Мадагаскаре намечается первая монашеская женская община. Ее пока единственная монахиня проходит послушание в Московском Рождественско-Богородицком монастыре. Говорит, что полюбила Россию, набирается опыта, и готова устанавливать монашескую жизнь на православном Африканском континенте.

- Мы - христианская страна, - вспоминает о христианских корнях Африки настоятель прихода святого Иоанна Лествичника в Кейптауне, священник Николай Эстерхейзен, потомок европейцев, поселившихся в ЮАР 300 лет назад.

Он также делится своими добрыми впечатлениями от посещения Московской духовной академии и считает самым важным для Африки "акцент на образовании".



Африка как новая православная молодость

Самое большое впечатление на пресс-конференции, подводящей итоги миссионерской работы Русской православной церкви в Африке, на меня произвели темнокожие африканские священнослужители - отец Захария и отец Даниил.

Это невероятное ощущение, может быть, самое сильное на Земле, когда человек другого языка, другой культуры, другой страны, другого цвета кожи, вдруг очевидно становится тебе - в чем-то главном - своим. Это "свое" задано им христианством, православием. Теперь уже и русским православием. Они умны. С хорошей лексикой. В них чувствуется духовная выделка (в том числе и аскетическая), которой я бы позавидовала. И самое главное, в них чувствуется человеческая высота. Не только культурная, больше чем культурная - собственно человеческая, духовная высота. И эта высота задается им христианством.

Всегда любившая Африку и африканцев, я подумала, глядя на этих православных отцов, что наша Русская церковь прирастает в Африке какой-то новой духовной стратой. К нам будто присоединяется новая - подростковая или юношеская - чистота. Красота этих молодых и настоящих в своем старании найти истину христиан видна особенно. Давайте ее не проглядим и их не разочаруем.



Кстати

В столице Уганды прямо напротив президентского дворца будет построен духовно-административный центр Русской православной церкви. По согласованию с президентом страны Йовери Мусевени он будет возведен в лучшем месте столицы страны - Кампалы.

- Господин президент из своего резерва выделяет 6,5 гектара в лучшем месте столицы, прямо напротив президентского дворца, - рассказал патриарший экзарх Африки РПЦ, митрополит Клинский Леонид. - Я думаю, что это такой стартовый прожект, который должен нам дать положительный импульс.

По словам экзарха, руководство Уганды также заинтересовано в том, чтобы духовно-административный центр был "комплексно связан" и со строительством Русского центра науки и культуры в Кампале.

Центр будет включать в себя здание для детской школьной группы, общеобразовательную школу, госпиталь и несколько других объектов социально-гуманитарной направленности.

Автор
Елена ЯКОВЛЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе