Тони Парсонс о русских в Лондоне

Немножко робея, мы предложили Тони Парсонсу написать эссе о наших соотечественниках в Лондоне, а в ответ вдруг получили текст о России, всколыхнувший в нас почти забытое чувство — любовь к родине.

Русский язык сегодня можно услышать где угодно: в Mandarin Oriental Hotel в Гонконге, на золотых пляжах островов Пипи в Таиланде. В Лондоне русский язык можно услышать, когда к вам в дверь стучится очередной русский и предлагает неплохую цену за ваш дом. Сейчас довольно странно вспоминать те времена, когда русский язык звучал только в России. В середине восьмидесятых я побывал в СССР, и молодые москвичи пытались купить мои «ливайсы» прямо на Красной площади. Теперь русские хотят купить мою футбольную команду.

СССР был бесконечно депрессивным местом. Прекрасно помню, как во время ночного перелета из Ташкента в Ленинград меня долбанула по ногам стюардесса «Аэрофлота». Не сильно долбанула, но достаточно для того, чтобы я проснулся в холодном поту. Пока я испуганно тер лодыжку, стюардесса тыкала пальцем в свою тележку, похожую на помойку, куда выкинули все ненужные вещи. Моток ниток. Батарейки. Чучело животного с трагическим взглядом. Молоточки. «Сувениры», — объяснила стюардесса.

Старая Россия очередей, дефицита и бьющих по ногам стюардесс-будильников сгинула в небытие; скатертью дорожка! И хотя отживший образ советского человека — робот-коммуняка без чувства юмора — сменился на новорусского олигарха с отполированной ботоксом секс-бомбой на рукаве, самые прозорливые из нас догадываются, что не все русские богаты. Представьте себе, мы готовы это осознать — несмотря на то что русские толстосумы (с этим, пожалуй, не поспоришь), как никакие другие, любят кичиться богатством. «Новые китайцы» — жители еще одной экономической сверхдержавы XXI века — выметают подчистую «Хэрродс» и «Селфриджес», так что этим универмагам приходится держать штат говорящих по-китайски продавцов. Но до русских им далеко. Вы не опустошаете отделы распродаж — вы покупаете сами магазины.

Китайцам до русских далеко. Вы не опустошаете отделы распродаж — вы покупаете сами магазины.

В Лондоне проживают около трехсот тысяч русских; цифра кажется завышенной, пока мне не приходит в голову, что немногочисленные пешеходы, которых я встречаю, выгуливая пса на рассвете, — русские. Все до одного. Бизнесмен за тридцать, провожающий сына до автобуса в школу. Строители, возводящие очередной дворец для своего компатриота. Русские лондонцы отлично вписались в общество. Они подчеркнуто вежливы, их приятно приглашать в гости. Если они и отрежут кому-нибудь голову, то только соотечественнику.

Разумеется, русские приезжают жить в Лондон, потому что мой город — новый центр мира, город городов, каким раньше был Нью-Йорк. Лондон — игровая площадка богатых и знаменитых, но не только; для новых лондонцев он значит куда больше. Триста тысяч лондонских русских называют этот город домом. Что ж, это очень красивый дом. Русским нравятся лондонские школы, великолепные парки, потрясающие рестораны, магазины, бары, клубы и наша чисто английская любовь к деревенской жизни. Лондон — очень гуманистический город; единственный мегаполис на земле, где можно чувствовать себя одновременно в центре мировых событий и глубоко в своей хоббитовой норе.


Лондонцы — не важно, в какой стране они родились, — предпочитают держаться своей приватной части города, до той поры, пока им не надо ехать на работу или по другим делам. Отсюда человечность Лондона; это место для людей, которые любят детей, собак и дружеские попойки. И разумеется, русские любят пьянствовать с друзьями. Или в одиночестве, если все друзья заняты. Если вы живете в Лондоне — не важно, строитель вы или владелец «Челси», — вы не просто потребитель здешних благ.

Разумеется, русские приезжают жить в Лондон, потому что мой город — новый центр мира, город городов, каким раньше был Нью-Йорк.

Есть и еще одна причина, по которой русские едут в Лондон и отчего мы рады вас здесь привечать. Мы узнаем вас; видим в вас себя. Мы знаем тебя, Россия. Страна на краю Европы, часть континента, навсегда отделенная от нее географией и внутренним ощущением. Земля великих писателей и жутких футбольных хулиганов, запойных алкоголиков и воинов-героев — да, воинов прежде всего. Страна с историей, которой надо гордиться; нация, пожертвовавшая многим ради своей свободы и свободы всего мира, народ, потерявший империю — буквально за одну ночь! — и при этом сохранивший комплекс превосходства. Что-то напоминает, правда? Вы потеряли СССР, мы — Британскую империю, но зачастую все мы ведем себя так, как будто ничего не теряли — так, задевали куда-то. У нас есть королевские семьи, хотя свою вы расстреляли.

Объединяющее нас куда значительнее того, что нас разделяет. Лондон навсегда в родстве с русской душой. Главный порок Евросоюза — в том, что нас просят породниться с абсолютными чужаками. Но русские не чужие; они старые друзья, которые только что выиграли в лотерею, срубив большой куш. Душа Лондона полна любви к русским. Мы знаем, что в самый темный час XX века за свободу мира было заплачено русской кровью. Вот что объединяет нас в первую очередь — война не кажется нам далеким воспоминанием. Она была только вчера. А сегодня вы, сбросив смирительную рубашку былой жизни, куражитесь по полной. Хотите всего и сразу. Почему нет? Сейчас твое время, Россия.

АВТОР: ТОНИ ПАРСОНС, 22 ЯНВАРЯ 2014 Г.

ИСТОЧНИК ФОТО: ИЛЛЮСТРАЦИИ: ВАЛЕНТИН ТКАЧ

МУЖСКОЙ ЖУРНАЛ GQ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе