2008-Й: Продолжение следует

Традиционно, то есть уже во второй раз, мы начинаем год специальным прогнозным номером. Тем не менее соблазна вспомнить прошлогодний первый номер, проанализировать наш прогноз на этот, мягко говоря, не самый штатный годик, лишний раз напомнить о том, как мы были правы и какие все остальные дураки, — этого соблазна нам избежать не удалось. Даже обложку прошлогоднего первого номера мы вынуждены модернизировать минимально. Таким образом мы решили дать авторам прошлогоднего прогноза возможность по своему усмотрению взглянуть на то, как они видели текущий процесс год назад и как они его видят в обозримой перспективе.

Это тот уникальный случай, когда всем авторам прогноза это сделать нестыдно. 

  Что касается вашего покорного слуги: прошлогодний текст назывался «Синдром Третьей мировой». Собственно, это тот самый зловещий и самый табуированный аспект прогнозирования, на котором казалось целесообразным сосредоточиться на старте 2008-го. Сегодня этот аспект не перестал быть менее зловещим, но явно стал менее табуированным. По мере осознания теперь уже многими характера и масштабов нынешнего кризиса естественно понимание того, что такого рода кризисы не могут остаться в плоскости исключительно экономической, а выливаются в процессы социально-политические и военно-политические. 

  Опять же — все, что происходит вокруг кризиса, не может не подтвердить, что Соединенные Штаты до последнего будут стремиться сохранить свое глобальное доминирование, не только политическое, но и финансово-экономическое — несмотря на то, что весь мир, включая их ближайших союзников и партнеров, отказался признать их деятельность как глобального финансового регулятора удовлетворительной. То есть отказ от доминирования как цена предотвращения экономического коллапса системы для Соединенных Штатов неприемлем. Ни при каких рациональных соображениях. Это и есть системный кризис, когда и американские граждане, и американские элиты становятся рабами собственной системы, вынужденными обеспечивать ее воспроизводство. 

  Что касается конкретных очагов военно-политической дестабилизации, которыми можно было бы обеспечить реализацию идеи «Война все спишет», — стоит провести краткую ревизию прошлогодних акцентов. 

  1. Иранский узел. В прошлом году не сработало, хотя ситуация, как хорошо знают специалисты, находилась буквально на грани. Острому желанию ударить по Ирану противостояли как внутренняя вашингтонская оппозиция со стороны реалистов-прагматиков, так и категорический отказ части ключевых потенциальных союзников поддержать антииранскую операцию. США не смогли обеспечить северный фланг операции, получив очевидно мотивированный отказ Турции и Азербайджана и поставленные перед фактом нейтрализации военной инфраструктуры Грузии, которая, по известным причинам, Соединенным Штатам не могла бы отказать ни в чем. Тем не менее в сочетании с ХАМАСстанско-сирийско-израильским соусом иранский очаг представляет собой вполне разогреваемое блюдо. 

  2. Индо-пакистанский узел. Операция по демократизации Пакистана, снесшая в этой стране единственную дееспособную в кризисной ситуации власть. Мумбайская история, сегодняшнее развитие которой только подтверждает самые неприятные предположения по поводу ее инициаторов и их целей. Пакистан в настоящий момент остается гранатой с вынутой чекой, притом гранатой с ядерной начинкой. Пнуть которую очень легко технически, но все-таки пока еще очень страшно даже при самом поверхностном взгляде на цепочку последствий, предсказать дальнейшее развитие которых не берутся даже геополитические авантюристы, разрабатывавшие планы «Нового Ближнего Востока». Возможность инициировать глобальную катастрофу легко и втемную делает этот очаг чудовищно соблазнительным в условиях обострения кризиса. 

  Однако одним из ключевых событий минувшего года стало возникновение нового узла, который можно назвать «постсоветским» (то есть, что самое неприятное, контрроссийским). Самым важным аспектом грузинской акции против Южной Осетии (мы здесь не рассматриваем конкретные параметры, цели и результаты операции) была, несомненно, прямая санкция Вашингтона на военную операцию своего сателлита, направленную против России. То есть Соединенные Штаты продемонстрировали нежелание напрямую связываться с нами силами собственными и своих статусных союзников, но одновременно продемонстрировали очевидную волю в использовании живой силы и техники на постсоветском пространстве в военном конфликте против России. И здесь сегодня основная потенциальная угроза — узел №3 — уже, наверное, не Грузия, а Украина. Опять же, Соединенные Штаты пока не давали санкции на прямые силовые действия против России своим ставленникам на Украине (хотя действия Ющенко в период осетинского кризиса прямо намекают на такую возможность), однако, как сегодня становится очевидным, Соединенные Штаты дали санкцию на беспрецедентно наглую и публичную блокаду Украиной газового транзита, без которой такие действия были бы попросту невероятны.

  Украина находится на грани экономического коллапса. Что, кстати, лишает всяких ограничений организаторов антироссийских авантюр. Это беспроигрышный шанс перевести стрелки на Россию в ситуации экономического обвала, в неизбежности которого украинские политические элиты уже не сомневаются. Если такая санкция у «оранжевых» имеется до наступления коллапса, то есть основания полагать, что после его наступления даже специальные санкции не понадобятся. Достаточно веры в поддержку и заинтересованность «глобального регулятора». То есть одним из наиболее опасных потенциальных очагов реализации стратегии «Война все спишет» на настоящий момент становится именно Украина. Идея крайне соблазнительная, поскольку позволяет с легкостью реанимировать всю систему антироссийских мотиваций, союзов, мифов и предрассудков. То есть единственную реально действующую западную систему управления сознанием, поскольку никакой другой после пресловутого «завершения холодной войны» создано не было. 

  И здесь надо обратить внимание на одну деталь: если прозападные, то есть проамериканские, деятели и на Украине, и на всем остальном постсоветском пространстве абсолютно уверены в крайней заинтересованности Вашингтона в их усилиях, то у обратной стороны такой уверенности нет. Вне зависимости от потенциала народной поддержки. И потому возникает впечатление, что и обратной стороны нет вовсе. В политических и неполитических классах на постсоветском пространстве окрепла уверенность, что там никаких операторов, кроме американцев и их порученцев, просто нет. Российская Федерация доказала свою способность занимать очень жесткую позицию в защите своих интересов в пределах своих границ и своих ограниченных, публично закрепленных обязательств (Южная Осетия, Абхазия, может быть и дай бог — Приднестровье). И, кстати, именно этим в значительной степени деморализовала русоцентричные силы за пределами обозначенной территории. Если кто-то рассчитывает, что такая позиция способствует укреплению мира на постсоветском пространстве и снижению напряженности в отношениях с западными партнерами, — это ошибка. Во-первых, партнерам напряженность и конфликты, как уже говорилось, нужны как таковые. А во-вторых, самый надежный способ гарантировать мир — это капитуляция. Лучше безоговорочная. 

  Что касается самого кризиса. В рамках глобального видения придется повториться. Номинально кризис — «29-й год» — состоялся в октябре 2008-го. Реально на живом теле мировой экономики он проявляется с серьезной задержкой благодаря мудрой антидефляционной политике «глобального регулятора». Для того чтобы первичный спад достиг «дна», и в эпоху Великой депрессии понадобилось три года. Прогноз Михаила Хазина о том, что благодаря антидефляционной политике сползание на «дно» в нашем случае может занять большее время, представляется спорным, поскольку степень воздействия безграничной необеспеченной эмиссии на платежную систему не имеет прецедентов. Есть основания полагать, что антидефляционная политика окажется еще более разрушительной, чем дефляционная, то есть приведет не просто к глубокому спаду и депрессии, что является, в общем, болезненной, но закономерной стадией экономического цикла в нормальном капитализме, а к разрушению основ общественной системы и существующего экономического уклада. Тем не менее какое-то время у нас, очевидно, есть. Социально-политические процессы, если они уже не дошли где-то до стадии полной спелости, зреют еще дольше, чем экономические. Даже у смертельной болезни есть инкубационный период. То же самое касается и собственно военно-политических конфликтов. Вот этот временной лаг и дает нам возможность говорить о собственно российской политике, ее качестве и возможных наших шансах на успех. Однако, к сожалению — или к счастью, — это предмет для отдельного текста. У нас пока еще есть возможность сделать это в следующий раз. Единственно: можно согласиться с тезисом Михаила Хазина в его более чем кратком прогнозе: «для этого необходима радикальная смена экономической модели развития страны». 

  Тот же автор год назад:

  «Экономика США (в современной системе определяющая для мировой экономики) жить с совокупным долгом в $55 трлн долго не сможет. Весь этот колоссальный пузырь не может не взорваться, и есть серьезные основания считать, что это произойдет именно в нынешнем году. Поэтому мы считаем контрпродуктивным какой-то отдельный прогноз для России, опирающийся на некие текущие тенденции.

  Никаких признаков дееспособности, адекватных реальным вызовам, эта система не демонстрирует. Пока ничего, кроме накачки ликвидности, то есть твердого решения лечить алкоголика опохмелом (причем в дозах, превосходящих те, которые привели объект к указанному заболеванию), мы не наблюдаем. 

  Главный вопрос: находится ли Америка в состоянии системного кризиса, подобного тому, который с неизбежностью сгубил Советский Союз? Главная черта системного кризиса — неспособность системы адекватно реагировать на вызовы. 

  Необходимо признать, что Америка, очевидно, будет пытаться сохранить свое лидерство любой ценой. В экономике Америка не имеет никаких преимуществ перед конкурентами, кроме способности эмитировать и обесценивать свой доллар и свои долги, что ее в конечном счете и губит. Считается очевидным, что Америка обладает огромным превосходством в военной сфере. Если совсем просто описать задачу по спасению американской экономики, американцы должны сделать то, что сделали мы в 1998 году, то есть осуществить дефолт. Проблема в том, что американская финансовая система — это и есть глобальная финансовая система, в которую так или иначе входят все. Тут по-тихому не получится. То есть глобальная война — лучшее прикрытие для дефолта такой глобальной державы, как США. И лучший способ списать издержки этого дефолта на периферию своей же глобальной системы, то есть заставить, как это удавалось и раньше, платить за американский кризис всех, кроме американцев».

Михаил Леонтьев

Профиль
Поделиться
Комментировать