Билль о нравах

Барак Обама даровал финансовому миру моральный кодекс строителя капитализма 

Такой перетряски финансовая система США не знала со времен Великой депрессии. Президент Барак Обама ожидает, что проект "Акта о восстановлении американской финансовой стабильности" поступит к нему на подпись уже в первые дни июля. Сейчас работу над объемистым - около полутора тысяч страниц - документом, известным на Капитолии как "билль 3217", заканчивает согласительная комиссия Сената и палаты представителей. Что будет на выходе?

Документ, призванный избавить мир от кризисов, уже сейчас сравнивают с Версальским мирным договором 1919 года, который наказал Германию, но не проследил за выполнением обязательств. А через 20 лет грянула новая катастрофа. В мировой экономической войне правила примерно те же. Власти США в противостоянии с корпорациями одержали временную победу и продиктовали условия мира. Уолл-стрит готовится взять реванш.


Финансовое бюро расследований

Экономический "Версаль" явно вышел половинчатым. С одной стороны, он существенно меняет правила игры на американском да и на мировом рынке. С другой - эти изменения представляют собой хорошо забытое старое. Многие американцы прекрасно помнят те времена, когда, приходя в любой банк, можно было легко разобраться, где инвестиционный отдел, а где - розничный. Торговцев "котами в мешке" выдавала хотя бы самая невзрачная вывеска на офисе. Однако уже при Джордже Буше-младшем слияние розничного и инвестиционного банкинга достигло невероятных масштабов, и обычный клиент перестал догадываться, что, отдавая деньги в управление, он оказывался участником сложнейших и крайне рискованных финансовых схем.

Поэтому неудивительно, что Барак Обама не стал изобретать колесо. Ведь нынешний кризис не что иное, как результат отмены того регулирования, которое существовало еще в 1990-е годы. Главная идея реформы проста. Предлагается расширить линейку продуктов крупных банков, чтобы те не занимались одной лишь инвестиционной деятельностью. Снизить объемы торгов производными финансовыми инструментами, а также сделать их более прозрачными и -контролируемыми.

Все эти пункты есть в "билле 3217", и именно они должны привлекать наибольшее внимание, а не различного рода советы, организации, комиссии и прочие комитеты, учреждаемые новым законом. Один новый орган, впрочем, выделить стоит. В кратком резюме "билля 3217", любезно предоставленном "Итогам" его разработчиками из Сената США, приоритеты расставлены таким образом.

На первом месте - создание бюро по защите прав потребителей. Оно будет функционировать при Федеральной резервной системе, и в нем сконцентрируются все права по защите клиентов, до этого рассредоточенные в десятке ведомств.

Независимость обеспечит директор этого финансового ФБР, назначаемый лично президентом США и утверждаемый Сенатом. Бюро получит отдельный бюджет и полномочия карать или миловать корпорации по своему усмотрению. А также повышать финансовую грамотность населения, которая в Америке, как выяснилось, оказалась не на высоте.

Главный автор закона, сенатор-демократ Кристофер Додд, уверен, что потребители наконец получат орган, "способный дать им уверенность в том, что действующая система работает для них, а не для финансовых гигантов Уолл-стрит".

Эхо минувшей войны

В этом, правда, уверенности особой нет. Казалось бы, в таком пространном и долго прорабатываемом документе не может быть никаких упущений. Однако критики то и дело находят в законе все новые слабости. Одна из наиболее часто упоминаемых заключается в том, что билль практически оставил за бортом ситуацию с двумя полуправительственными ипотечными корпорациями - Fannie Mae и Freddie Mack, безответственная кредитная политика которых стала одной из причин жестокого обвала рынка недвижимости, спровоцировавшего мировой финансовый кризис. Даже скромная поправка сенатора Боба Коркера - установить какие-то стандарты на выдачу кредитов ипотечными гигантами - была отвергнута. Не менее загадочным образом за чертой действия закона оказались продавцы автомобилей: экономическая деятельность этих компаний, вероятно, благодаря усиленному лоббизму не подпадает под регулирование бюро по защите прав потребителей.

Сомнительной кажется и забюрокраченность реформы - слишком много создается новых ведомств без ясного понимания, а что же они изменят по существу. "Насмешкой над здравым смыслом" считает Уильям Айзек, глава Legg Global Financial Services, параметры деятельности учреждаемого законом Совета по надзору за финансовой стабильностью. "Вместо создания действительно независимого совета, - говорит Айзек, - Сенат доверяет управление и формирование штата сотрудников совета министерству финансов".

Администрация Обамы вела борьбу за продвижение финансовой реформы под лозунгом: "Мы за Мэйн-стрит, а не за Уолл-стрит", то есть за простых людей, а не за финансовых воротил. И это обеспечило президенту довольно убедительную поддержку населения - около половины американцев высказываются за новые правила игры для финансовой системы. Вместе с тем на выходе выясняется, что и финансистам особенно нечего опасаться. К примеру, оптимизм излучает исполнительный директор JP Morgan Chase & Co. Джейми Даймон: "Мы в итоге получим что-то лучшее, чем мы имели раньше".

Реакция крупного бизнеса неудивительна. В реформе нет главного. Несмотря на "наезды" властей на такие столпы Уолл-стрит, как Goldman Sachs, Белый дом не решился добиваться раздела их бизнеса и создания на месте этих гигантов менее крупных и более прозрачных компаний.

А все потому, что Барак Обама со товарищи готовятся к войне, которая уже закончилась. Создается оружие, которое было актуальным вчера, но вряд ли пригодится завтра, когда финансисты изобретут доходные инструменты и схемы инвестирования, которых свет еще не видывал. По мнению абсолютного большинства экспертов, причиной нового глобального кризиса станут не игры на деривативах, а растущий государственный долг некоторых стран. И речь в данном случае идет вовсе не о Греции, проблемы которой породили лишь локальный кризис еврозоны. На минувшей неделе государственный долг США превысил очередную и на сей раз "несчастливую" отметку - 13 триллионов долларов. Про регулирование же финансовых игр самих американских властей в "билле о нравах бизнес-сообщества" не сказано ни слова.

Николай Зимин

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе