85 лет назад был подписан Пакт Рериха – документ, призванный защитить мировое культурное наследие.
Подписание пакта Рериха
По оценкам ученых, не более двух процентов людей на планете способны создавать абсолютно новые концепции. Но даже среди этих творческих личностей воплотить свои идеи в жизнь способны менее одного процента. К последним, несомненно, относится наш соотечественник, русский художник Николай Константинович Рерих. Автор более 7000 картин, нескольких десятков литературных трудов, археолог, историк, этнограф, мыслитель, путешественник-исследователь Центральной Азии.
По масштабу достижений и многогранности таланта его сравнивали с титанами эпохи Возрождения. Но особое признание и всемирную известность Николаю Рериху принесла общественная деятельность. 15 апреля исполняется 85 лет со дня подписания Пакта Рериха – уникальной общественной инициативы представителя русской культуры. Эта дата традиционно отмечается во всем мире как Международный день культуры.
В середине 30-х годов XX века, предчувствуя неотвратимость Второй мировой войны, Н.К.Рерих смог совершить, казалось бы, невозможное – объединить прогрессивную мировую общественность вокруг идеи создания специального пакта – международного договора, который бы брал под охрану и защищал от разрушений культурные достижения человечества: памятники, образовательные и научные учреждения, библиотеки. Под защиту предполагалось брать и персонал этих учреждений. В XX веке Николай Рерих был одним из тех, кто глубоко понимал ведущую роль культуры в формировании духовной жизни человека, нравственных ценностей и моральных устоев общества. Разрушение культуры, по его мнению, есть путь деградации, противостояний, конфликтов, кризисов и войн: «мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык».
Неотъемлемой частью Пакта Рериха стало Знамя Мира –отличительный флаг, предназначенный для обозначения объектов культуры, взятых под защиту этого договора, указывающий на их неприкосновенность от бомбардировок, разрушений и вандализма. В центре белого полотнища в красной окружности пирамида из трех красных кругов – символ культурной преемственности поколений Прошлого, Настоящего и Будущего в круге Вечности.
«Мир через Культуру» – эта простая, но глубокая идея Рериха стала концепцией нового мироустройства. В обществе, уставшем от бедствий Первой мировой войны и всемирного экономического кризиса 1930-х годов, эта идея получила горячее одобрение. Инициативу русского художника поддержали тысячи представителей общественности из разных стран, в том числе, крупнейшие политические, общественные и духовные лидеры того времени: король Бельгии, король Югославии, Папа Римский, физик Альберт Эйнштейн, писатели Герберт Уэллс, Рабиндранат Тагор, Томас Манн. По всему миру стали создаваться комитеты в поддержку Пакта Рериха и Знамени Мира. Прошли три международных конференции. Сформировалось международное культурно-просветительское рериховское движение в защиту памятников культуры. Русский художник-миротворец смог изменить мир.
15 апреля 1935 года Пакт Рериха – Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был подписан в Вашингтоне. В присутствии президента США Ф.Д. Рузвельта подписи под документом поставили представители двадцати одной страны - США и латиноамериканских стран – это четверть государств того времени. Договор обеспечивал всеобъемлющую защиту объектам культуры не только во время войн, но и в мирное время. Он провозглашал безусловный приоритет сохранения культурных ценностей перед военной необходимостью, тем самым, обеспечивая максимальную степень защиты мирового культурного наследия. В этом плане Пакт до сих пор не имеет себе равных. Вторая мировая война показала, насколько востребованными и актуальными оказались идеи Николая Рериха. СССР и Европе, не подписавшим этот Пакт, было суждено понести самые большие культурные потери в войне.
Однако Пакт Рериха не остался только намерением на бумаге. В 1945 году, при разработке США планов применения ядерного оружия в Японии, первым в списке стоял Киото – древняя столица этого государства. Город-музей должен был разделить страшную участь Хиросимы и Нагасаки. По некоторым сведениям, в последний момент советник президента Трумэна напомнил об обязательствах США, взятых при подписании Пакта Рериха, и Киото вычеркнули из списка военных целей.
После катастрофических культурных потерь Второй мировой войны мир снова обратил свое внимание на Пакт Рериха. Этот юридический документ положил начало новой эпохе в отношении человечества к своей культуре. Его принципы и нормы нашли отражение в Конвенциях и протоколах, направленных на охрану объектов мировой культуры, в том числе, легли в основу Гаагской конвенции 1954 г. Основополагающая идея Николая Рериха о Мире через Культуру нашла отражение в Преамбуле Устава ЮНЕСКО. Пакт стал выдающимся вкладом России в развитие мировой цивилизации и формирования системы международного права в области сохранения культурного наследия.
Инициатор Пакта придавал этому документу огромное просветительское значение, так как этот исторический договор воспитывал у подрастающих поколений уважение к сокровищам культуры не только своего народа, но и других народов. Ведущую роль в деле защиты памятников культуры Николай Рерих отводил общественности, а не правительствам. «Не устанем твердить, что кроме государственного признания нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми…».
Со дня подписания Пакта Рериха прошло 85-лет. Но и сегодня, в XXI веке его идеи по-прежнему актуальны и востребованы. В начале третьего тысячелетия человечество стало свидетелем невиданных потерь мирового культурного наследия. В пожарах войн и вооруженных конфликтов, в результате террористических актов и вандализма гибнут созданные предшествующими поколениями бесценные памятники культуры, составляющие духовно-историческую память развития человеческой цивилизации. Размеры ущерба, нанесенного мировой культуре за последние десятилетия, огромны. Афганистан, Египет, Ирак, Сирия, Тунис, Ливия, Мали. Этот скорбный список стран неумолимо растет с каждым днем. На наших глазах преступно уничтожаются духовные святыни, очаги культуры и знания вне зависимости от их религиозной и национальной принадлежности. Дикое невежество и религиозный фанатизм подрубают древнейшие культурные корни мировой истории, ведут к гибели бесценные сокровища человеческого гения, несущие миру свет просвещения, духовности, знания и красоты. Это общая боль и трагедия для всего человечества. Охваченный пламенем Собор Парижской Богоматери стал в 2019 году своеобразным символом безвозвратных утрат духовной культуры прошлого не только Европы, но и всего человечества.
Напоминающим набатом звучат слова Николая Рериха: «если с одной стороны будут призывы к разрушению храмов, музеев и всех культурных сокровищ; если темная рать будет призывать к разрушению всех Рафаэлей, то насколько сильнее и звонче должны звучать голоса, понимающие, что лишь духовными ценностями будет живо человечество».
На фоне 85-летнего Юбилея со дня принятия Пакта совсем не праздничной выглядит ситуация с наследием Николая Рериха на родине, в России. В 2017 году при участии Министерства культуры РФ в Москве был ликвидирован общественный музей имени Н.К.Рериха, созданный Международным Центром Рерихов на пожертвования общественности и меценатов. Музей был основан в 1989 году в московской усадьбе Лопухиных младшим сыном Рериха – Святославом. Для создания музея он передал в Россию творческое наследие своих родителей – сотни картин, уникальный семейный архив, ценные коллекции предметов искусства. После закрытия общественного музея более 18 тысяч музейных предметов из его фондов были вывезены, и судьба их остается неизвестной. Все обращения российской и международной общественности с просьбой создать государственно-общественную комиссию по установлению местонахождения наследия семьи Рерихов, проверки его целостности и условий хранения игнорируются.
Не меньшую тревогу вызывают условия хранения картин Н.К.Рериха в государственном музее Востока. В результате несоблюдения условий хранения бесценные шедевры оказались на грани утраты. Только массовое возмущение общественности способствовало привлечению внимания к этой проблеме органов прокуратуры и государственных структур.
В октябре 2019 года, в канун 140-летия со дня рождения Н.К. Рериха, чиновники потребовали снести в Москве единственный в мире мемориал с прахом художника-миротворца, установленный по завещанию его младшего сына.
Разрушается в Пскове Анастасиевская часовня – уникальный памятник культуры федерального значения. Этот архитектурный шедевр, созданный в 1911 году выдающимся архитектором А.Щусевым, расписан по эскизам Н. Рериха. Двадцать лет сотрудники Псковско-Изборского заповедника безуспешно добиваются от государства выделения средства на реставрацию и сохранение памятника, который без срочной помощи может быть утрачен уже в этом году.
Международный Центр Рерихов – крупнейший в мире культурно-просветительский и научный центр по изучению, сохранению и популяризации наследия Рерихов также может прекратить свое существование в ближайшее время из-за угрозы принудительного банкротства.
В преддверии юбилея Пакта Рериха, отмечаемого в мире как Международный день культуры, складывается совсем не радостная картина уничтожения наследия и забвения памяти великого сына России, который вошел в историю человечества как Водитель Культуры.
В 1935 году, за несколько дней до подписания Пакта, Николай Константинович записал в своем экспедиционном дневнике: «Сейчас наш стан среди пустыни. Кто-то когда-то по неведению уничтожил обширные леса, остатки которых мы видели. За лесами ушли и травы. И воды скрылись под землю. Пустыня! Так же точно по невежеству и по злобе можно все разрушить. И кому же нужна будет эта пустыня, вещественная или духовная. <...> Власть имущие, скажите решительно! Повторите и твердите о мире и созидании».