Глобализация. В каком мире мы будем жить завтра?

1На всей земле был один язык и одно наречие. 2Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. 3И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. 4И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

5И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. 6И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 7сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. 8И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. 9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. (Бытие 11).

1На всей земле был один язык и одно наречие. 2Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. 3И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. 4И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

5И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. 6И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 7сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. 8И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. 9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. (Бытие 11).

Рыбка в мутной воде

Когда читаешь о современных проблемах и, особенно, о комментариях к ним, возникает стойкое ощущение «мутных вод», в которых очень трудно увидеть, кто же, в конце концов, прав, что нас ждет впереди, какое у нас всех будущее… Смешивается множество фактов и факторов: экономические, политические, религиозные, культурные, технические и прочие. Какие из них важнее, какие определяющие, а какие второстепенные? Одни исследователи делают акцент на экономике, другие – на политическом влияние, третьи – на религиозной и национальной самобытности… Однако, возможно, объективность этих факторов кажущаяся, ведь все преломляется через психологию человека и определяется в конечном счете фактором человеческим – самое важное и самое сильное то, что мы сами считаем самым сильным и важным. Впрочем, не без существенной оговорки – надо рассматривать не только то, что открыто заявляется лидерами тех или иных групп, но и то, что за этим стоит, подчас неосознаваемое ими самими. И в очень большой степени описанное положение касается проблемы Глобализации.

Ниже будут приведены слова «за» и «против» этого явления. О ней можно спорить, но факт в том, что этот процесс идет. Причем идет, очевидно, как естественное продолжение развития нашей цивилизации. Вопрос в формах, в которых она протекает, и в его результатах. Мы можем спорить, но, может быть, она попросту неизбежна? Мы обсуждаем эти проблемы, и для нас небезразлично, каким путем и куда двигается мир, в котором мы живем. Мы сострадаем жертвам стихийных бедствий или терактов, тем, кого мы никогда не знали и никогда не узнаем лично, – и это одна из граней глобализации. И то, что антиглобалисты разных стран объединяются ради борьбы с глобализацией - это тоже глобализация.

Вернемся к мнениям

«Новизна феномена создает дополнительные трудности в понимании мегаобщества. Как правило, явления такого масштаба становятся видны на расстоянии. Но ведь и предыстория глобализации началась не вчера. Рождение мегаобщества подготовлено длительным процессом модернизации, ставшим отличительной чертой Нового времени. В свою очередь, глобализация стимулирует и сталкивает различные модернизационные тенденции, отбирая наиболее перспективные.

Некоторые исследователи выделяют протоглобализацию, или глобализацию-1. Ее временные рамки очерчивают следующим образом: середина ХIХ - начало ХХ века (до Первой мировой войны). На основании некоторых экономических показателей (мировая торговля, вывоз капитала, золотой стандарт и т.д.) они утверждают, что в начале ХХ века мир был более глобализирован, чем в его середине. Если вспомнить о великих колониальных империях - английской, французской и других, развалившихся в середине века, то напрашивается предположение, что и политическая глобализация движется по синусоиде. Можно сколько угодно твердить, что глобализация необратима, что ей нет альтернативы. Исторический опыт свидетельствует, что при желании альтернатива всегда появится. В том числе и альтернатива глобализации».
Из статьи "Глобализация - светлое будущее человечества?"
Автор: Виктор Борисович Кувалдин - доктор исторических наук, профессор.

«Следует иметь в виду, что первые признаки завершающейся ныне глобализации появились еще на заре Нового времени и с тех пор этот сложный процесс «собирания» стран и народов в единое планетарное целое прошел три основных этапа.

ХV1-ХIХ вв. Эпоха Великих географических открытий, промышленной революции, образования колониальных империй, формирование мирового рынка и возникновение международного торгово-экономического сотрудничества. Это была эпоха становления индустриальной цивилизации, которая еще только начинала свое шествие по всему миру.

Первая половина ХХ в. Эпоха становления империализма, усиления борьбы за колониальный передел мира, что привело к двум мировым войнам, образование Лиги Наций, зарождение национально-освободительного движения в колониальных странах и всеобщее господство государственно-монополистического капитализма на основе кейнсианских представлений о рыночных механизмах регулирования.

Вторая половина ХХ в. Эпоха крушения колониальной системы империализма, появление большой группы молодых независимых государств, образование ООН и расширение ее функций, возникновение и быстрое распространение транснациональных корпораций (ТНК), образование наднациональных валютно-финансовых органов (МВФ, Мировой банк и др.), создание НАТО, ВТО, Римского клуба и других международных организаций. В это же время страны Запада впервые сталкиваются со структурным кризисом капитализма, выход из которого приводит их к формированию основ постиндустриального общества. Резкое усиление информационных потоков приводит к завершающей стадии глобализации, а окончание холодной войны способствует формированию однополюсного мира, в котором главную роль играет так называемый «золотой миллиард» населения Запада.

Таким образом, сейчас уже нет никаких сомнений в том, что глобализация станет доминирующим фактором цивилизационного развития мира в первой четверти нового века, когда процесс общемировой консолидации фактически завершится образованием мировой федерации. Однако, ее конкретные очертания сейчас далеко не ясны. В последнее время усилились споры по поводу самой структуры мирового устройства и его возможной полярности в условиях подрыва транснациональными корпорациями национального суверенитета отдельных государств. Есть серьезные опасения, что безудержный и никем фактически не контролируемый процесс глобализации, основанный на групповых эгоистических интересах богатейших стран мира, подорвет устойчивый миропорядок и столкнет мировое сообщество в состояние хаоса, невиданного со времен средневековья. И тогда, возможно, сбудутся весьма безрадостные пророчества американского политолога С. Хантингтона о глобальном столкновении цивилизаций, предотвратить которые будет уже невозможно.

Подобные негативные тенденции современного мира были со всей откровенностью обсуждены на состоявшемся в сентябре 2000 г. «саммите тысячелетия» – юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в работе которой приняло рекордное число участников – 188 государств. В ходе этой знаменательной встречи было заключено свыше 300 соглашений, а в самом конце сессии была подписана Всеобщая Декларация, основные положения которой заключались в простых и доступных истинах: свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе, взаимная ответственность. Таким образом, «саммит тысячелетия» официально закрепил глобализацию в качестве новой мировой идеологии, определяющей миропорядок грядущего века. В связи с этим Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан высказал озабоченность сложностью встающих перед его организацией проблем и отсутствием адекватных способов их решения. «Послевоенные институты создавались под международный мир, - подчеркнул он, – а мы сейчас живем в мире глобальном. Эффективное реагирование на этот сдвиг – основная институциональная задача, стоящая сегодня перед мировыми лидерами».
Из статьи "Глобализация и ее основные противоречия".
Автор: А.А.Маслов.

Проблема Глобализации вызывает сегодня огромное количество споров, сторонники и противники ее сражаются на страницах множества сайтов, на виртуальных полях сражений и на полях вполне реальных – улицах и площадях, на митингах и демонстрациях, акциях протеста и т.п.

Что же вызывает такие споры? Конечно, этим небольшим обзором мы не претендуем охватить все многообразие проблем глобализации. Коснемся лишь одной грани, а именно культуры. Критики пишут об опасности унификации, опасности утраты религиозной и национальной самобытности отдельных народов, навязывании им так называемого американского образа жизни, с соответствующими ценностями и принципами. А стало быть, и об утрате национального самосознания.

«В глобально целостной системе этносы не обогащают друг друга, а взаимопоглощаются, культуры не получают импульс для самораскрытия, а нивелируются, страны не коэволюционируют, сотрудничая, а унифицируются. Везде то же самое надевают, едят, пьют, поют, везде Диснейленд и Макдональдс. Своеобразие народов уходит в прошлое, в традицию, становится фольклором и существует как пережиток прошлого. Если бы в городах не было старых кварталов и музеев, то путешествовать было бы совершено бессмысленно: человек неизбежно попадает в окружение изощренно одинаковых автомобилей, дизайн-зданий, его преследуют вездесущие рекламы транснациональных корпораций. Многоразличное, до противоположности пестрое, географически разбросанное и растянувшееся по историческим эпохам человечество стоит на пороге трансформации в раздираемое противоречиями, но структурно однородное пространственно-временное образование».
Из статьи "Культурологический смысл глобализма"
Автор: В.А.Кутырев, - доктор философских наук, профессор.

«Идеология глобализации противостоит христианскому мировоззрению и несовместима с ним; она внедряется и пропагандируется в светском обществе и Церкви усилиями мировой элиты и выражает ее интересы. Глобализация становится воплощением утопической идеи мондиализма о создании на Земле унитарного наднационального жестко контролируемого сообщества…

В настоящее время главными проявлениями глобализационного процесса в РФ являются изменение традиционной системы ценностей, разрушение национальной культуры, христианской морали и нравственности, примитивизация мышления людей, повсеместное приучение их к «добровольно-принудительному» принятию цифровых идентификаторов (личных кодов), заменяющих человеческое имя во всех государственно-общественных отношениях».
Из итогового документа научно-практической конференции "Духовные и социальные проблемы глобализации".
Санкт-Петербург, 3-4 мая 2001 г.

«Сегодня различить контуры рождающегося мегаобщества нелегко. "Увидеть" его мешают сложившиеся, прочно укорененные представления, заданные моделью нации-государства, которая доминировала на протяжении Нового времени (эпохи Модерна). Хотя история знает немало примеров человеческих сообществ, выходящих далеко за национально-государственные рамки,- великие империи древности, мировые религии, Европа позднего средневековья. И все-таки сегодня в обыденном сознании национальные государства предстают как универсальная форма организации общества, в которой отныне навеки отлито человеческое бытие.

Идею мегаобщества трудно принять и потому, что оно не имеет аналогов в истории, и, соответственно, опоры в наличном опыте общественного бытия. Но и современная жизнь мало напоминает былые времена. Стоит ли удивляться тому, что она не укладывается в привычные рамки, создает новые формы организации…

Правда, пока что глобализация разрушает барьеры в жизни, но не в нашей психологии и сознании. Человек все еще остается средством, а не целью.

И все-таки жизнь берет свое. Оставаясь частичками национальных организмов, люди становятся гражданами мира. В процессе повседневной деятельности они все чаще вступают в контакты с иноземцами и иноверцами. Они учатся жить и работать в мире без границ. Они осваиваются в новом вселенском социуме, где все сотворенное нами - хорошее и плохое - возвращается бумерангом.

Становление мегаобщества, в котором - хотя бы чисто теоретически - все мы обладаем равными правами и обязанностями, дает нам уникальную возможность создания более справедливого и гуманного миропорядка. Лишь возможность, не более того. Чтобы превратить ее в реальность, нужны феноменальные усилия. Ведь в сущности речь идет о том, чтобы, несмотря ни на что, глобализация развивалась по демократическому пути, чтобы в рождающемся мегаобществе все имели право на жизнь, свободу и стремление к счастью».
Из статьи "Глобализация - светлое будущее человечества?"
Автор: Виктор Борисович Кувалдин - доктор исторических наук, профессор.

«Глобализация представляет собой не столько изменения в движении людей и вещей, сколько способ идентификации событий и явлений участниками мировой системы. В самом общем виде под глобализацией понимают процесс, который приводит к всеобъемлющему, всемирному связыванию структур, институтов и культур…

По мнению известного английского социолога Р. Робертсона, глобальное не может быть противопоставлено локальному, универсальное — частному. Локальное является аспектом глобализации, глобальное создает локальное. Глобализация имеет институциональный характер. Традиционные виды деятельности, характерные для локальных обществ исчезают, на их место приходят другие виды деятельности, далекие от этих локальных контекстов. Поэтому Робертсон предлагает заменить для большей точности термин «глобализация» «глокализацией». Он составлен из двух слов — «глобализация» и «локализация» — для подчеркивания их взаимного осуществления в настоящее время. Глокализация — своего рода метафора, указывающая на то, что глобальное не исключает локального, и наоборот. Существует много способов практической глокализации, включающей комбинации локального и глобального».
Из статьи "Кризис идентичности в условиях глобализации".
Автор: Надежда Николаевна Федотова — кандидат социологических наук, и.о. доцента кафедры социологии МГИМО.

Что же дальше?

Это лишь капля из того, что написано о проблемах глобализации. Однако, наверное, сразу создается ощущение, что у каждого глобализация своя. И, возможно, причина этого не только в многогранности и масштабности этого явления, но и в личных позициях каждого автора, отстаивающих свою истину и свои идеи. Каждый борется "за" или "против" того, что именно он видит в глобализации. Наверное, это вполне естественно, но хочется понимать друг друга, хочется говорить на одном языке. Вопрос в том, каков будет результат этих процессов. Что будет отражать он? Интересы той или иной группы, более или менее устойчивой, более или менее многочисленной, но все-таки – одной из огромного множества групп? Или нечто более глубокое и долговременное – человеческие ценности, существующие везде и всегда, где есть их носитель – Человек?

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе