Идеология вокруг нас


Денис Баклагин

Родился в 1973 году. Торговый агент в сфере госзакупок. Сторонник космической экспансии и расселения во Вселенной


На днях выбрались с семьей в кино, на «Август восьмого». Конечно, мне, как радикальному империалисту,  хотелось бы побольше помпезности, но в целом – понравилось. И офисный планктон «макнули», что считаю правильно, хоть и сам такой. В-общем, еще один кирпичик в стену патриотизма и самоотверженной любви.


Ловлю себя на мысли, что визуальные, чувственные образы действуют на меня сильнее программных статей и заявлений. Мы привыкли к яркой, клиповой подаче информации, современному человеку уже стало трудно сконцентрироваться и переработать многостраничную монографию. Мы читаем по диагонали, делаем несколько дел одновременно. Плохо это или хорошо – не могу сказать, время покажет.


Однако понимаю, что образное эстетическое воздействие сейчас по своему влиянию на сознание доминирует. Невозможно сосчитать сферы и каналы этого влияния, оно повсюду и замещает сегодня идеологию.  Собственно, об этом же говорит Валерий Коровин в одной из статей: «В ситуации отсутствия доминирующей идеологии и вообще какой-либо идеологии, идеологией становится то, что является предметом массовой серийной сетевой ретрансляции… Иными словами, можно сформировать симулякр идеологии – как бы идеологические воззрения масс».


По-моему, это не симулякр – это и есть новая «расширенная» идеология ХХI века. Старые классические идеологии можно представить как аквариум, в котором плавают рыбы-политики, красуются своими плавниками, чего-то булькают. Простой человек при этом смотрит на аквариум снаружи из-за стекла. В новой идеологии на человека надевают акваланг и погружают его в этот аквариум. И он уже внутри, в воде – барахтается среди рыб, медуз и водорослей.


Это больше чем идеология, это некая культурно-эстетическая матрица, в которую как в «рассол» помещается общество. Общество этим «рассолом» пропитывается, выделяет «соки», которые в свою очередь связываются с «рассолом» и обратно пропитывают общество. Фильмы, клипы, реклама, дизайн – любые, казалось бы, мелочи несут в себе идею. Магнит на холодильник со «спайдерменом», брелок на ключах с «губкойбобом» формируют определенные образы. Каждая мелочь важна. Чего уж говорить о крупных «проектах»: модных дефиле, автосалонах, вручениях «оскаров», свадьбах принцев.


Зачастую эта матрица работает как гипнодиск. Перед глазами крутится: «Асад – кровавый убийца, убийца!» А на заднем плане: «Его нужно убрать, убрать!» Запад практически закончил строительство собственной матрицы, по крайней мере, завершил основные крупные элементы. Проблема только в том, что собрать все это в единое целое не получается – не лезет туфелька золушки на лапу уродливой сестрицы.


Нужна ли России своя матрица? Думаю, что да, нужна. Чем же она хороша? Такая матрица обладает, на мой взгляд, значительными преимуществами в сравнении с обычной идеологией.


Во-первых, она проникает повсюду: в личную жизнь, даже в интимную жизнь.


Вторым отличием является ее пластичность. Эту матрицу можно сравнить со смесителем в ванной. Нужно погорячее – можно добавить, слишком горячо – можно убавить градус.


Еще один важный элемент – это обязательная привязка к действительности, своеобразная зеркальность матрицы. Она может приукрасить реальное, но не может отразить несуществующее. Вспомним 70-80-е годы – идеология была, а реальность уже изменилась. И в этом нет вины людей, живших тогда. Они реально стали лучше жить: покупали кооперативные квартиры, машины, импортные шмотки, строили дачи. Появлялись другие мотивации. Их можно было направить на созидание, но идеология, система оставалась железобетонной, и они вылились в протест и разрушение.


Люди, находящиеся сегодня у власти, росли во времена облупившихся статуй пионеров и выцветших плакатов с рабочими и колхозницами. Поэтому они как огня боятся слов «идеология», «идеологическая работа», «пропаганда», «цензура» и пр. Да, конституция вроде запрещает, но можно же тихой сапой стимулировать имперские, коллективистские проекты, премии давать за соответствующие книги, фильмы, архитектурные решения. Одновременно подрезать всякие буржуйские темы. Запретить, к примеру, написание брендов латиницей, т.е. не «Coca-Cola», а «Кока-Кола». Во-общем, поле непаханое.


Невозможно же постоянно сидеть и ждать: а вот опять «оранжевые» на штурм Кремля собрались, отобьемся – нет ли? Невозможно постоянно бодаться. Варианта здесь только два. Либералы делятся на предателей и идиотов. Первых – поймать и на стройку, уже пробовали, помогает. Вторым – мозги поменять, сознание. Как сознание меняется? Через восприятие. Восприятие чем обусловлено? Эстетическими формами. Значит, надо менять формы. «Рабочий и Колхозница»  Веры Мухиной на Парижской выставке многим на Западе мозги поменяли.


Сейчас сорняки чужеродных эстетических форм заполняют русское пространство, захламляют наше восприятие, изменяют сознание на чужой лад. Для того, чтобы создать свой мир, свою матрицу, придется пропалывать эти сорняки, обрабатывать землю, ухаживать за рассадой.


В чем же может быть наш ответ заморским «папайям» и «маракуйям», где наши «хрен» с «редькой»? Опыт изменения культурной атмосферы был в начале ХХ века. Авангардная революционная эстетика поначалу пыталась быть всеобъемлющей, но у нее не хватило энергии для преодоления традиционных ценностей. Постепенно холодная почва классической и фольклорной культуры остановила ее, и она застыла островками конструктивизма (Мельников, например). Сегодня наши же проекты 20-х годов ХХ века возвращаются к нам с Запада, как супер-пупер дизайн.


Но вернусь вновь к посещению кинотеатра. По-моему, обласканный советскими вождями кинематограф сумел сохранить и прирастить кадры и фактически первым выходит на адекватное сопротивление западной матрице. Кто-то поспорит, конечно…

Денис Баклагин

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе