План компании Magna для Opel зиждится на возможности восстановления экономики России ("The Wall Street Journal", США)

 Правительство Германии, выбрав в качестве партнера для Adam Opel производителя автозапчатей Magna International, привязало дальнейшую судьбу европейского предприятия General Motors к состоянию нестабильной российской экономики.

Планы 'Магны', подкрепленные финансированием Москвы, основываются на амбициозных прогнозах уровня продаж на российском рынке, но надо отметить, что рынок этот, хотя и почти успел стать крупнейшим в Европе, прошлой осенью, с началом спада, переживал едва ли не рекордное в Европе же падение.


General Motors уже сейчас производит примерно каждый девятый автомобиль из тех, что продаются в России, но, по сообщениям местных СМИ, руководство 'Магны' намерено утроить продажи, доведя их уровень до миллиона машин, что многим аналитикам представляется невозможным.

'Учитывая трудную ситуацию в автомобильной отрасли в целом, мы не уверены, что эта сделка принесет значительную финансовую прибыль Сбербанку', - заявили представители 'Альфа-банка' в ответ на вопрос об участии заимодавца в планах 'Магны'.

Вялые продажи

Одного взгляда на состояние российской экономики достаточно, чтобы понять: сейчас не лучший момент для того, чтобы вкладываться в автопром.

Год назад продажи росли с бешеной скоростью (в особенности это касалось иномарок, которые богатеющие год от года россияне предпочитают маркам советских времен).

Радуясь огромному спросу, Toyota и немецкий Volkswagen открыли в стране собственные производства.

Но когда разразился кредитный кризис и рухнули цены на нефть, российская экономика получила страшный двойной удар, отчего продажи рухнули: в период с января по апрель было продано на 44 процента меньше машин, чем за аналогичный период предшествующего года.

Отдельные наблюдатели продолжают надеяться на быстрое восстановление - в особенности благодаря недавнему росту цен на сырую нефть (это основной источник поступления средств в государственный бюджет России).

Но Международный валютный фонд уже скорректировал свой прогноз экономического будущего России. На этот год он предсказывает падение экономики на 6,5 процента, а на следующий - стагнацию.

Представители фонда подчеркивают наличие проблем с качеством кредитов, не дающих развиваться банковскому сектору страны (именно он был важнейшим фактором роста продаж автомобилей в годы экономического бума).

Но Россия поддержала 'Магну' не для того, чтобы быстренько нажиться на этом деле.

'Для России это очень хорошая возможность приобрести по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее передовых в техническом отношении европейских производителей [автомобилей]', - заявил глава Сбербанка Герман Греф в интервью, данном телеканалу 'Вести-24'. - 'Разумеется, эта сделка была заключена в интересах страны'.

Стимул производства

Российские официальные лица давно говорили о необходимости развития производственной базы в стране с целью снижения экономической зависимости от нефти, хотя достигнуто было немного.

В прошлом году правительство выступило в поддержку приобретения компанией Renault блокирующего пакета акций 'АвтоВАЗа', крупнейшего российского производителя автомобилей. Расчет был на то, что французская компания поможет модернизировать дизайн новых моделей и производство.

Представители 'ГАЗа', второго по величине автомобильного предприятия и 'промышленного партнера' согласно плану 'Магны', заявили в понедельник, что производство автомобилей марки 'опель' может начаться на прошедшем модернизацию нижегородском заводе уже через шесть-девять месяцев. Выпуск автомобилей может доходить до 15 тыс. в месяц, что в три раза превышает объем продаж за апрель.

Из-за обвального падения спроса на автомобили и 'ГАЗ', и 'АвтоВАЗ' едва могут расплатиться с кредиторами. Обе компании взяли кредиты в государственных банках, чтобы остаться на плаву; крупнейшим кредитором 'ГАЗа' с большим отрывом является Сбербанк.

В ноябре прошлого года под Санкт-Петербургом был открыт завод General Motors, на котором планируется собирать по 60 тыс. автомобилей в год. Однако уже в этом году производство останавливалось дважды из-за перебоев спроса, начавшихся в конце прошлого года.

В отличие от Китая, где высокие таможенные пошлины поощряют спрос на продукцию местных производителей, в России большая часть приобретаемых гражданами автомобилей ввозится из-за рубежа. По словам аналитика из группы 'ВТБ-Капитал' Елены Сахановой, Россия ни при каком раскладе не способна конкурировать со своим соседом.

'Российское правительство хочет сделать страну крупным центром производства автомобилей... но рабочая сила в Китае всегда будет дешевле', - пояснила она.

Еще одним слабым местом российского автопрома является отсутствие производителей качественных запчастей. Из-за этого производство автомобилей мирового класса в стране обходится еще дороже, что создает замкнутый круг, ибо внутренний рынок недостаточно велик для привлечения производителей высококачественных запчастей.

'Чем больше здесь будут делать автомобилей, тем привлекательней для них станет рынок', - говорит замглавы 'Автостата' (агентства промышленного консалтинга) Сергей Удалов.

С помощью 'Магны' 'ГАЗ' переоборудовал нижегородский завод и намеревается захватить пятую часть российского рынка запчастей, открыв в стране собственные заводы. По словам Удалова, процесс ускорится, если 'ГАЗ' возьмет Opel под свой контроль.

Удалов полагает, что в этом году россияне приобретут полтора миллиона новых автомобилей. Но по словам главы крупнейшего автосалона в стране, не стоит рассчитывать на продажу и миллиона 'опелей'.

'В ближайшие годы, полагаю, эффект [от покупки Opel] будет почти незаметен', - заявил Вардан Даштоян, управляющий директор Rolf Retail.

По его словам, Сбербанк 'не может изменить стратегию, просто став крупным акционером'.

Уилл Бланд (Will Bland), Эндрю Лэнгли (Andrew Langley)

ИноСМИ
Поделиться
Комментировать