Плоскость Украины

Подавляющая масса российских увещеваний Украины и предложений той одуматься лежит в плоскости интересов. Тогда как западноевропейский вектор Украины лежит в совсем другой плоскости - плоскости идеалов.

С рациональной точки зрения действия Украины могут выглядеть странно. Но подобными странностями пронизана вся новейшая история постсоветского пространства. Возьмём простейший пример. Советские учёные в 90-х как могли поддерживали авторов "демократических реформ", не взирая на слова этих авторов про 30 миллионов человек, которые должны будут вымереть от наступления нового светлого будущего. Наступившее светлое будущее в кратчайшие сроки вынудило самих учёных искать спасения за границей. Вот уж стоило построить дом, чтобы потом из него бежать. И что же предлагает для решения своих проблем учёное сообщество (точнее, значительная его часть) сейчас? Вернуть радикальных реформаторов 90-х и их идейных наследников на место умеренных, сменивших - и то лишь частично - радикальных десять лет назад. От удара дубинкой по голове должны вылечить два удара дубинкой по голове. Звучит не слишком рационально? Ну, так абсолютизация рацио - один из важных признаков шизофрении. Увлекаться этим не стоит.

Имеет место совсем не извращение интересов, а превращённая форма сферы идеального. Чтобы бороться с ней на Украине, нужно побороть её для начала в России. Если российская элита смотрит на Запад, почему не должна смотреть туда элита украинская?.. А рассказы про дебет, кредит, ВВП... Эффект от них можно описать тремя словами - что слону дробина. Что, собственно, и происходит.

Одним из наиболее продвинутых вариантов увещеваний служит опрос, обращённый к украинцам: кем, вы бы хотели, чтобы стала ваша дочь. С ответами а) профессором университета; б) тут возможны разные варианты – служанкой/уборщицей/ и т.д. вплоть до самой древней профессии. Подразумевается, что уж такая постановка вопроса ребром должна вразумить неразумных. При этом забывается, что в самой России ещё 20 лет назад девочки на вопрос о самой желанной профессии отвечали – валютная проститутка. Из громкоговорителя на боевых машинах, окружавших парламент в октябре 93-го, звучало "Путана, путана, путана...". Там ещё дальше слова интересные: "ночная бабочка... но кто же виноват?.." Мол, рука рынка невидима, но справедлива – кому-то надо и путаной. И далее: "огни отелей так заманчиво горят"...

Для того, чтобы Россия хотя бы смогла начать в чём-то убеждать Украину, ей в первую очередь требуется самой понять, что по большому счёту стоит у Украины на кону, и в чём корень украинских опасений сближения с Россией. Корень этот – (само-)идентификация.

Как заявил один из президентов Украины Кучма (и даже книгу так свою назвал): "Украина – это не Россия". То есть, не знаю что, но точно знаю, что не Россия. Уцепиться не за что – будем утверждаться от противного.

Можно сближаться с Россией в условиях отсутствия реальной опасности за свою идентификацию. Не боится потерять её Казахстан, не боится потерять её Армения: казахи останутся казахами, армяне – армянами. Стремится в Таможенный Союз Вьетнам? Так ведь понятно, что "Вьетнам – это не Россия". Произносить это никому и в голову не придёт: мол, а что – кто-то сомневается?..

Можно сближаться с Россией, видя опасность потери собственной идентификации, но не бояться её потерять. Это пример Белоруссии. Там и сейчас белорусский язык не больно-то и нужен стране. Даже без всякой интеграции. Совсем исчезнет – не беда.

В отличие от Белоруссии Украина и видит опасность, и боится. Современная Украина – проектное государство. Некоторыми своими частями обязанная воле и настроению почти современных нам отдельных людей, а не векам истории. Как сказал всё тот же Кучма: "У нас на повестке дня стоит задача, […] перефразируя выражение известного итальянца: создать украинца". Фаза строительства в самом разгаре. Западная часть Украины как отдельное государство могла бы пойти на союз с Россией хоть сейчас. Но это лишь профессора ВШЭ готовы раздавать собственную территорию направо и налево. Украинской элите, да и вообще любой здравой элите во всём мире, такое развитие событий совсем не улыбается: хочется и восток переварить, и самоидентификацию не потерять. Так что с точки зрения болеющих за собственную "отдельность" украинцев, понимают они это или просто чувствуют, союзничать с Россией может быть и выгодно, но рано, слишком рано. Не хочется из украинцев вдруг превратиться просто в "окраинцев".

Если воспользоваться грубой биологической аналогией в качестве метафоры, вспомнив из школьного курса, что различия между видами и подвидами зависят только от вероятности того, что в отсутствие внешних препятствий две популяции будут сливаться назад в одну, единую популяцию, можно сказать, что подвиды уже образовались, а разные виды ещё нет.

Притом, что политически России от Украины почти ничего-то и нужно. Нужно общее научное, экономическое, и так далее пространство для повышения уровня конкурентноспособности в мире. А политически Россию устроит отдельное, в её нынешних границах, живущее своим умом, но дружеское и братское государство. Этакий вариант Канады и США.

Но чтобы приглашать Украину под крышу общего дома, России нужно начать, наконец, этот дом серьёзно строить. Рядышком с другими домами: европейским или американским, тем, что на холме. А не одной рукой раствор замешивать, а другой - стучаться в европейский дом, пытаясь получить тамошнее полуподвальное помещение с решёткой на окошке. Такие шизофреники никому не нужны в посредники. Украине не нужны точно.

Дмитрий КОГАН

Liberty.ru

Поделиться
Комментировать