Путь к Шанхаю

Что должно было быть на ЭКСПО и что получилось в реальности 

Что задумали китайцы

1 мая в Шанхае открывается Всемирная универсальная выставка, смотр величия стран и народов. ЭКСПО проводятся один раз в пять лет, начиная с середины XIX века. Последние выставки были: в 2005 г. в японском Нагоя и в 2000 г. в немецком Ганновере. Участие России в этих выставках замалчивалось, ибо ничего примечательного наша страна там показать не смогла. В эпоху глобализма ЭКСПО – это еще и рейтинговая площадка идей и смыслов грядущих перемен. Любая самая малая страна имеет шанс заявить на ЭКСПО прорывную идею, показать опережающую технологию или напомнить об уникальных ценностях культуры. А профанация участия в ЭКСПО даже и некогда «великой державы» по воздействию на общественное сознание равна провалу, сравнимому с провалом на Олимпийских играх. Китай намерен превратить ЭКСПО-2010 в Шанхае в очередной триумф китайской цивилизации, нарастив и закрепив свой успех на Олимпиаде-2008 в Пекине. Поэтому от того, как будет выглядеть Россия на ЭКСПО в Шанхае, зависит статус нашей страны в ракурсе глобализма.


Для Китая ЭКСПО-2010 в Шанхае будет очередным после триумфа Олимпиады-2008 в Пекине этапом борьбы с США за место мирового лидера. А именно: в год Олимпиады-2008 в США стартовал мировой кризис, начавшийся как финансовый и экономической. В год ЭКСПО-2010 Китай намерен продемонстрировать народам мира, что выгодополучателем от краха мировой финансовой системы на основе доллара США станет в самоназвании «Срединное государство желтых людей – лучших из лучших» (смыслы иероглифов с чтением «чжун», «хуа», «хань»).

Вступая в «цикл ЭКСПО-2010», китайцы запускают «эффект перелива» энергии денег, энергии знаний и энергии жизни из Атлантики в Тихоокеанскую зону.

Достойное участие России в ЭКСПО-2010 дало бы возможность претендовать на соответствующий статус нашего Отечества в его отношениях с Китаем и в семье народов в целом. Таким понятным статусом был бы статус «старшей сестры». Дискредитация же российского участия в ЭКСПО-2010 переводит страну на роль «прислуги за всё» в глобальном мире, ведет к «потере лица» в объявленных отношениях «стратегического партнерства и взаимодействия» с Китаем, закладывает мину замедленного действия под Олимпиаду-2014 в Сочи.

История вопроса

Опыт организации Всемирных выставок показывает, что для плановой подготовки достойной экспозиции, заставляющей задуматься о смыслах бытия, требуется три года. Председатель Правительства РФ Фрадков М.Е. своим распоряжением N366-р от 27.03.2007 г. своевременно утвердил организационный комитет по подготовке российской экспозиции и обеспечению участия Российской Федерации во Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае (КНР). Однако в 2008 году председатель Правительства РФ В.В. Путин первый оргкомитет за бездействие распустил. И уровень ответственности за образ России в глобальном мире с вице-премьера А.Д. Жукова (по должности отвечает за стратегическое взаимодействие с Китаем) формально понизил до федерального министра В.Б. Христенко (по должности отвечает за промышленность и торговлю).

Между тем наше участие в ЭКСПО знавало лучшие времена. В 1937 году в Париже символ целеустремленного труда – скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» – подавлял располагавшийся напротив павильон германского Третьего рейха с черным орлом и свастикой. Последним удачным участием был советский павильон на выставке в Монреале в середине 70-х годов. Можно сказать, что и в архитектуре, и в экспозиции это был образ музыки Свиридова «Время, вперед!» Теперь тот павильон, уже как торговый центр, стоит в Москве перед северным входом на ВДНХ в едином архитектурном комплексе с шедевром Мухиной.

Во времена застоя и затмения образа «светлого будущего всего человечества» (а коммунизм был первой попыткой глобализации) Большой стиль в архитектуре, зодчестве и ваянии в Союзе ССР сошел на нет. Ибо ось концептуальной власти в стране покосилась и упала. Тогда же естественным ходом вещей сложилась бюрократическая практика межведомственных согласований содержания экспозиций международных выставок. Наследие выставочных шедевров зодчества и ваяния Бориса Иофана и Веры Мухиной 30-х годов скатилось в размазанную согласованиями серую посредственность под эгидой управления выставок Торгово-промышленной палаты СССР. 

В новой России заземленного либерализма речь идет о комфорте и сытости настоящего. Речь идет об удержании того, что есть. Речи о захвате будущего нет. Нет и Большого стиля в искусстве. Нет и образов устремленности в завтрашний день на международных выставках, перешедших в федеральное ведение Экспоцентра, который замыкается на Торгово-промышленную палату РФ.

ЭКСПО-2000 в Ганновере (Германия) и ЭКСПО-2005 в Нагоя (Япония) готовил ЭКСПОЦЕНТР. Память поколений не донесла до наших дней никаких выдающихся сведений об участии России в этих торжествах глобализма. Тем не менее уроки прошлого многое объясняют. Позволяют моделировать и то, чего нет, но что может воплотить в материальные формы наша выставочная бюрократия в условиях аврала.

Так вот в Нагоя образ России в сопоставлении с экспозициями Японии, США и Китая воспринимался убого и являл собой взгляд в прошлое. Стандартный павильон был расположен в самой дальней от главного северного входа южной точке территории и представлял собой банальный куб. А неподвижная экспозиция (фотографии, макеты, мумия мамонтенка) состояла из пяти тем, раскрывающих лозунг «Гармония ноосферы». Экспозиция начиналась с панорамы русского леса и представляла богатство природных ресурсов России. Далее в разделе «Человек и Космос» висела фотография Гагарина. Стоял макет первого советского двухместного челнока с фотографиями приводнения еще 80-х годов ХХ века, а также гипотетическая модель космического самолета ТУ-2000 с экологически чистым водородным двигателем.

В разделе «Духовный мир» представлялась культура народов России с особыми достижениями в области балета Большого театра и детской мультипликации (Чебурашка). В дальнем углу показывались средства контроля за природными и техногенными катаклизмами. А в центре зала лежала натуральная мумия детеныша мамонта с бивнями и в шерсти. Эта диковина широко рекламировалась и привлекала основное внимание японцев. Сувениры были представлены матрешками, медведями, самоварами и балалайками. В целом образ России был обращен в прошлое и воспринимался как кладбище мамонтов и кладовая природных ресурсов, явно избыточных для собственного потребления. Увы, на фоне «русского леса» (природа) фотографии Гагарина (техника 60-х), Чебурашки (современная культура) и матрешек с балалайками (а-ля рюс) все наше Отечество воспринималось как кладбище динозавров.

А как у соседей?

Уникальный павильон Японии был выполнен в форме шара. Посетители запускались внутрь шара порциями на прозрачную дорожку, вокруг которой сверху и снизу, справа и слева в объеме и с «квадро-звуком» показывался пятиминутный фильм с чернотой звездного неба, рассветами и закатами, потоками воздуха в высших слоях атмосферы, облаками, птицами, подводным миром, грохотом извержения вулканов и неслышным полетом бабочек. В результате возникало ощущение сверхчеловеческих сил природы, подчиненных лишь воле неба. Другие японские павильоны демонстрировали чудеса робототехники и других диковин человеческого разума.

Павильон США представлял собой объемный кинотеатр, где на первом плане средствами безэкранной голографии (симуляция объема), а на втором плане средствами и эффектами экранного кино демонстрировалась идея свободы, демократии и технического прогресса. Главным героем фильма выступал узнаваемый образ Бенджамина Франклина со стодолларовой купюры. Незабываемый эффект достигался внезапным содроганием скамеек под зрителями и взбрызгиванием воды над их головами.

Ошеломляющий японскую публику контраст торжества культуры над технотронной «развитой дикостью» являл собой павильон Китая. На голых стенах китайцы развесили образцы классической иероглифической каллиграфии, несущие идею китайского первородства и величайшей мудрости их предков. А в центре павильона девушки в национальных костюмах вживую играли даосскую музыку. Так китайцы показали японцам, что такое гармония человека с природой. А японцы спинным мозгом прочувствовали, что они со всей своей робототехникой перед китайцами никто и звать их никак. 

Что будет на ЭКСПО-2010

Выставка – это огромная территория, примыкающая к величайшей реке мира Янцзы. Связанная с огромным городом скоростным наземным и водным транспортом, а также линией метро (станция метро расположена прямо под павильоном Китая). Причудливо спланированная и заботливо обустроенная территория заполнена павильонами 250 стран и международных организаций, а также полусотней павильонов китайских провинций и крупных компаний. По расчетам устроителей, за полгода работы выставку посетят до 100 миллионов человек, 95% которых составят китайцы.

Бюджет участия России в выставке составляет примерно полтора миллиарда рублей. Оператором проекта выступает государство в лице ВВЦ. Архитектор строения Левон Айрапетов, внутренняя сценография Бориса Краснова. Генеральный комиссар выставки – вице-президент ТПП В.П. Страшко. Оргкомитет возглавляет министр промышленности и торговли России В.Б. Христенко. По линии МИДа за выставкой присматривает посол РФ в КНР и начальник Первого департамента Азии. Оба они являются членами оргкомитета. Администрация президента напрямую с участием России в выставке не связана, так как это полномочия правительства.

Павильон России построен на площади 6000 кв. метров по оригинальному проекту в три этажа. Внешний вид строения, особенно сооружения на крыше, вызывает ассоциации с чумами на стойбище малых народов Севера. Внутри же павильон задуман как «Город юных талантов», веселые образы которых позаимствованы из сказок Носова «Незнайка в городе Солнца» и «Незнайка на Луне». Предполагается, что павильон России вызовет особый интерес у китайских посетителей с детьми. А вот какие послания «мировому правительству» в ракурсе глобализации пошлет предметная экспозиция российского павильона, пока неизвестно. 

Похоже, возобладала идея вообразить Россию как страну Севера. То есть отнюдь не православного «Света с Востока» над храмом «Древа Жизни», а с шаманским духом приполярного северного сияния над чахлым «Древом познания добра и зла», как-то связанного с нашими либералами. А символика тут такая: золотисто-красный орнамент северного сияния на белых чумах крыши, двенадцать колонн солнечного цикла города древних – Аркаима – и внутренняя сценография, где гидом на пути познания современного этапа «модернизации и технологического развития» будет Незнайка. 

Надо хорошо понимать, какими глазами китайцы будут смотреть на Незнайку. В Китае очень хорошо чувствуют разницу между тем, что называется «молодой человек» и «Ваше Превосходительство!» Символом мудрости в Китае выступает старец, будь то Конфуций или Лао-Цзы, Сократ или Маркс. Для людей иной культуры у китайцев есть два имени: «почтенный (старый) человек с окраины» и презрительное: длинноносый «волосатик» с белым лицом порока. Так вот образ Незнайки-юнца с длинными соломенными волосами – это и есть классический презренный «волосатик».

И в связи с этим еще один неприятный момент. Дело в том, что у каждой страны на ЭКСПО будет свой национальный день. Днем России назначено 28 сентября. И этот день совпал с днем рождения Конфуция – праздником всех китайцев, чтящих своего великого «совершенно мудрого» предка. Чтобы ни показала Россия в этот день, понимание роли и места России в мире в сознании китайцев будет происходить в сравнении с величием учения Конфуция. А суть конфуцианства – это устав: старшие и младшие; начальники и подчиненные. И в этом контексте – как ни называй «юного волосатика»: хоть «Незнайка», хоть «Умка» или «Хочу все знать», а статус России в сознании китайцев не поднимется выше «прислуги». И это при том, что сталинский СССР носил титул «старшего брата».

А чтобы выправить дефект символов архитектуры и сценографии павильона, Россия должна сказать Китаю что-то очень искреннее и, в обстановке мирового кризиса, что-то чрезвычайно мудрое, достойное уважительного статуса хотя бы «сестры». 

Что покажет Россия

Из официальных источников известно: «На выставке 2010 года в Шанхае Россия должна подтвердить свою способность на равных участвовать в глобальном технологическом диалоге и быть одним из лидеров по отдельным направлениям этого процесса. В рамках заявленной темы на ЭКСПО-2010 «Лучший город, лучшая жизнь» уникальность российского подхода будет раскрываться через специфические типы российских городов и, соответственно, новых подходов (решений) по улучшению жизни. Основной акцент будет сделан на соединении наиболее приоритетных для России направлений, в том числе по теме урбанистики: энергетическая безопасность и энергетическая эффективность, инновации в здравоохранении и социальном развитии, атомные технологии, освоение космоса, развитие телекоммуникаций и информационных технологий».

В самом конце октября, перед закрытием ЭКСПО китайцы намерены собрать в Шанхае большой «саммит» глав государств и правительств, руководителей международных организаций, авторитетных людей мировой закулисы. Поедет ли кто-нибудь из лидеров нашей Родины в Шанхай или произойдет то же, что и с закрытием Олимпиады-2010 в Ванкувере, «вновь покажет время». Но опасаюсь, что люди, которые принимали проект, выделяли бюджет, наблюдают за строительством, думают, что они представляют Россию, а на самом деле готовят ее провал. Ни архитектуру, ни сценографию, ни экспозицию исправить уже нельзя. Теперь можно лишь выдавать то, что есть, за шедевр, весьма удачный и по высоте, и по геометрии, и по цвету, и по обилию положительных эмоций, и по приятным ощущениям детства, и по восторгу от «башни инноваций».

Беда в том, что у нас в самых высоких коридорах власти много «друзей Запада» и нет подлинного интереса к Китаю. А интереса нет потому, что нет понимания «китайской специфики». Упование на «силу Запада» таит опасность пропустить серьезный удар от Китая, стремительно наращивающего свою совокупную мощь и мирно захватывающего позицию мирового лидера глобализации по-китайски.

Гармония мира

Ключевым для понимания того, как и когда китайцы намерены реализовать сделанные заявки на превращение страны в универсальную (всеохватывающую) империю, выступает идеологическая кульминация церемонии открытия Олимпиады-2008, когда тысячи людей на поле стадиона выложили иероглиф (хэ) со смыслом «гармония мира». Все китайцы, японцы, корейцы и люди других народов, воспринявших иероглифические (символические) смыслы даосско-конфуцианской цивилизации желтых людей, чувством различили значение происходящего. А цивилизованные по-европейски белые люди и люди других рас и цивилизаций, пользующиеся знаками буквенного письма, – остались в недоумении.

Лозунг «гармония мира» был официально поднят и вписан в политику КНР на V Пленуме ЦК КПК 16-го созыва летом 2005 года. В конфуцианской системе взглядов «гармония мира» понимается не иначе как политический процесс внешних сношений центра Земли, занятого Срединным государством желтых людей (средоточия культуры), и всего остального окраинного мира (варваров). При этом превосходство цивилизации центра над варварством окраин традиционно мыслится как тотальное, вневременное, нравственное, единственно возможное состояние, предопределенное и естественное так же, как различие между отцом и сыном.

Хотя в материалах последних съездов КПК пик благоденствия страны назначен на 2019 год, кардинальные изменения места Китая в мире планируются уже в 2012 году. В Китае это будет год XVIII съезда КПК, проведение или даже спокойный отказ от проведения которого в связи с формой возвращения Тайваня в лоно родины ознаменует окончательный переход единого Китая в лоно имперской традиции по «Мандату Неба». В политической доктрине преобразующего влияния благодатной силы – дэ – всеохватной универсальной империи Небесной династии большое внимание придается знамениям Воли Неба (высших космических сил). 

Объявленный в Китае «штурм высот» геоэкономики наверняка закончится в пользу Китая и к посрамлению США. Китай уверенно станет лидером Азиатско-Тихоокеанского региона, где Россия в 2012 году во Владивостоке должна провести саммит Организации Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС). К 2012 году будет вполне ясно превосходство совокупной мощи Китая над всеми странами региона. Со всей очевидностью, это соотношение на Дальнем Востоке будет не в пользу России. Складывается ситуация, когда Россия на саммите АТЭС рискует «потерять лицо» в циничной форме данника «местных продуктов» и туземной администрации окраинной земли, находящейся под присмотром «министерства церемоний» Срединной империи.

Что можно было предложить

Чтобы «сохранить лицо» в 2012 году, России необходимо было бы использовать возможности ЭКСПО-2010 для того, чтобы по умолчанию выйти из китайской политической схемы «гармонии мира» (безграничного благого влияния центра на окраины и искренних поклонов окраины величию Срединной империи). И по умолчанию же перейти на схему «клятвенного союза добрососедствующих суверенов – мэн» с равными претензиями на обладание благодатной силой – дэ. Такое в китайской политической традиции возможно. 

На Олимпиаде-2008 в Пекине Китай выдвинул лозунг «Один мир – одна мечта», полностью соответствующий китайской политической доктрине универсальной империи (глобализации по-китайски). Для ЭКСПО-2010 в Шанхае назначен девиз: «Лучший город – лучшая жизнь». В матрице понимания западных ценностей этот девиз означает сытость и комфорт каждой индивидуальной личности в инфраструктуре удобств транспорта и связи; гостеприимства сферы ресторанных и гостиничных услуг; сферы расслабляющих развлечений, отдыха и оздоровления. Здесь приятно общаться с партнерами по бизнесу, согласовывать вопросы текущей политики, удобно заключать сделки и проводить финансовые операции. Имя такого города: «Ворота в мир глобализации по-американски». Со всей очевидностью и за явным преимуществом перед Москвой, Нью-Йорком, Лондоном и Парижем, не говоря уже о Владивостоке, названным критериям лучшей жизни соответствует быстро модернизируемый город Шанхай.

Преобразующее внешний мир благое влияние Срединного государства наверняка выразится в китайских ценностях радости спокойной жизни в кругу большой семьи, где отец строг и заботлив, младшие уважают старших, царят мир и порядок. С большой вероятностью, на ЭКСПО-2010 Китай так или иначе продемонстрирует лучшую жизнь как единое, духовное, зажиточное и слаженное четкой иерархией «общество социальной гармонии». При этом, чтобы гармония мира по форме перешла в небесный порядок на земле по существу (для стяжания Мандата Неба), китайская политическая доктрина требует привести благие силы общества в соответствие с Небом и Землей. Такая троичная гармония соответствия человека Высшему Закону Неба и естественным законам Земли выражается иероглифом хэ. И Россия с троично-асимметричным сознанием русских (русские пьют на троих, блуждают в трех соснах, кричат троекратное «Ура!») обладает здесь такой же благодатной силой – дэ, как Китай в случае с гармонией мира (хэ). В образ павильона России на ЭКСПО-2010 необходимо было перевести наше понимание китайской политической доктрины соответствия гармонии концентрических кругов по горизонтали и гармонии соответствия человека Небу и Земле по вертикали. Где образ глобализации по-русски – это радость, а не уют.

Павильон России должен был символически соединить не запад и восток Земли, как это привычно преподносится в трактовке двуглавого орла в унаследованном от Второго Рима гербе России, а Небо и Землю через сердца людей, как это следует из христианского благовестия «Нового Неба и Новой Земли, где обитает Правда».

То есть следовало бы отказаться от разъединяющей и противопоставляющей символики познания добра и зла и перейти на объединяющий символ Древа жизни. А именно, исподволь на уровне чувств: в формах, символах и декоре показать прежде всего китайцам роль России как ожившего Древа жизни в стране Восхода, находящейся в геополитической оппозиции странам Заката (Запада). Зеленого Древа жизни, прорастающего из желтой почвы прагматизма Срединного государства китайцев. И одолевающего тяготы жизни людей не совершенством технологий комфорта тела, но радостью души от схождения с неба Духа Истины.

Такой образ России мог бы выразить павильон, соединяющий жизненные силы квадрата Земли и круга Неба через концентрацию Света на Древе жизни. «У лукоморья дуб зеленый» – вот верный образ могучей и процветающей России, который должен вытеснить из общественного сознания иностранцев матрешки, балалайки, шапки-ушанки, звериный оскал и рев дикого медведя. Лучшую жизнь трудно обрести лишь в рациональных конструкциях города, ее можно взрастить как живое дерево. И именно мировое дерево, в равной степени понятное всем цивилизациям, могло бы стать естественной композиционной осью павильона России.

Что в реальности

Но получилось другое. По официальным данным: «Каждый месяц российский павильон будут посещать известные российские деятели (ученые, спортсмены, артисты), они будут читать лекции либо давать мастер-классы. Планируется проведение интерактивных мероприятий для журналистов, работающих на ЭКСПО. К примеру, шеф-повар российского ресторана будет показывать мастер-класс приготовления популярных блюд русской кухни». Как говорил красноармеец Сухов: «Павлины? Ну-ну». 

Самый фундаментальный кризис современности – это кризис будущего. Причем будущего как самого близкого: 2010–2012 годов, так и на перспективу до 2050 года. И если для широкой публики может быть и достаточно показа мастерства приготовления кислых щей, то для людей масштаба «всемирности и универсальности» на дискуссионной площадке нужно бы устроить по крайней мере «диалог цивилизаций». 

Со всей очевидностью, китайская и российская цивилизации едины в том, что они НЕ ЗАПАДНЫЕ. От ментальной «перезагрузки» отношений с США России реальные выгоды инновационного плана не светят, да их никто и не обещает. Китай же выступает как монолит культурной независимости, хозяйственной самостоятельности и политической ответственности. Его доктрина «гармонии мира» не носит признаков авантюризма и не выступает непосредственной угрозой для России. Здесь кроется возможность поднять российско-китайские отношения с межгосударственного уровня «добрых соседей» на прагматически обоюдно более выгодный уровень «родственных цивилизаций».

Китайцы очень прагматичны, и их отношения с зарубежьем – это «бесконечный путь хитрости». Вежливая хитрость обезоруживается искренностью. Искренность китайцами ценится очень высоко. Но для возникновения чувства уважения к искренности китаец должен почувствовать в собеседнике не простодушие юного бесхитростного простака, но великодушие человека широкой эрудиции, несгибаемой воли и глубокой, лишенной всякой паники осмысленной мудрости. 

Начиная с письма индийских махатм Ленину, завещания лидера исламской революции в Иране Хомейни и до признаний видных еврейских каббалистов наших дней – все взоры неординарных людей, просветленных откровением, обращены к России. Прорывные идеи лучшей жизни на новой земле под новым небом с верой и надеждой ждут от России. И почки этих идей – иначе, возможного, справедливого, совместимого с природой жизнеустройства уже набухают. Вот-вот лопнут и распустятся в алом сиянии правды. Возможно, это случится ко времени проведения ЭКСПО-2020 в Москве.

Андрей ДЕВЯТОВ, постоянный заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия

Политический журнал

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе