Война образов

Что показал мир на Всемирной выставке в Шанхае

Ожидания многих экспертов, побывавших на выставке, не совпали с увиденным. Привычное сознание подсказывало, что в соответствии с темой ЭКСПО должны быть представлены новейшие научно-технические изобретения, образцы техники, технологии, инновации, улучшающие жизнь человека в городе и вообще в мире. Однако продемонстрировано было совсем другое – необычные архитектурные формы, игровые и анимационные фильмы, скульптуры, изображения, музыкальные композиции – одним словом, все то, что называется «художественный образ». И, если вдуматься, в этом нет ухода от темы или скудости технической мысли.

Просто Шанхайская выставка со всей очевидностью показала всему миру – индустриальная эпоха с опорой на промышленные технологии закончилась. Все! Теперь в постиндустриальном мире главным конкурентным преимуществом и главной движущей силой станут образы. Образы будущего, образы взаимоотношений в обществе, государстве, между цивилизациями.

Почему образы, а не философские или научные трактаты? Да просто потому, что образ минует, пусть и пытливый, но все же рациональный ум. Образ напрямую вызывает чувства в душе, побуждает отклик в сердце, а сердцу не надо ничего объяснять и доказывать – человек сразу чувствует, нравится или не нравится. Именно образами атакует реклама, выстраиваются всемирные бренды, накачивается гудвилл и держится такой бесценный человеческий актив, как репутация.

Конечно, постиндустриальный мир вовсе не отменяет промышленное производство, так же как буржуазные революции не отменили господствовавшее до них сельское хозяйство, но движитель развития человечества станет иным. Кстати, финансовые технологии являются переходными от материальных технологий к виртуальным образам, ведь надежность валюты, доллара, например, или ценность бриллианта основываются во многом на специально сформированных ожиданих, представлениях, то есть, тех же образах. Разрушь образ, и незыблемая пирамида оказывается карточным домиком.

Поэтому власть будет у тех, кто сможет лучше формировать, поддерживать и продвигать образ будущего. Нынешняя ЭКСПО наглядно зафиксировала не просто конкуренцию, а настоящую схватку образов – передовую войны смыслов. Победители в войне смыслов, так же как и в Ялте 1945 года, договорятся о геополитических параметрах нового мира, и новый Бреттон-Вудс уже вовсе не призрак.

Чтобы лучше понять, какой образ представила Россия на ЭКСПО в Шанхае, надо соотнестись с тем, что продемонстрировали другие страны. Безусловный лидер, на мой взгляд, это Китай. Павильон в форме перевернутой пирамиды построен как грандиозный храм, держащий небо.

Надо заметить, что у китайцев нет Бога, а есть Небо. Мощь и величие гигантского сооружения впечатляет. Внутри него раскрыто много тем, но центральной является гимн труду в эпическом кинофильме. Героизация и воспевание трудового порыва и трудового подвига сродни той, что была в нашей стране в 30-е годы первых пятилеток прошлого века. Фактически Китай продемонстрировал своему народу и всему миру очередной после Пекинской олимпиады триумф. Время американского доминирования закончилось, центр мировой политики неуклонно смещается с Запада на Восток.

Фантастически удивил павильон Саудовской Аравии – словно космическая летающая тарелка приземлилась в парке. Посетители, отстояв многочасовую очередь, совершают символичное восхождение по спирали от земли с водой к небу – внизу фонтанчик, а сверху исламский орнамент, так же как и буддийская мандала, символизирует мироздание. А на небе-крыше райский оазис. Внутри на сферические стены, пол и потолок демонстрируется фильм, то есть, изображение как бы окружает человека со всех сторон. И ты под музыку летишь то над пустыней, то над городом, то взмываешь в небо, где рядом птицы, то погружаешься в море, где вокруг экзотические рыбки. Интересное ощущение – насколько велик мир и не ограничивается стенами домов и улицами городов.

США вроде не мудрствовали лукаво. Круглый павильон в виде нефтеналивного танка. Экспонатов нет, демонстрируются три фильма. Просто. Но это только на первый взгляд. Если кратко, то отмечу следующее. Первый фильм, где американцы пытаются произносить по-китайски приветствия, призван снять психологический барьер между разными культурами. Второй фильм, где наряду с Б. Обамой и Х. Клинтон много детей, в том числе китайской внешности, демонстрируется на трех больших экранах. Причем разные кадры с разными персонажами хаотично перескакивают с одного экрана на другой. Задача этого фильма – фрагментировать сознание и вкладывать в подсознание скрытые смыслы.

Третий фильм несет в себе сильнейший концептуальный заряд, рассчитанный именно на китайского зрителя. Девочка, несмотря на скепсис соседей, пытается благоустроить унылый двор между бетонными стенами домов. Раз за разом высаживает красный цветок, но его ломают. На третий раз, когда она в отчаянии, к ней присоединяется пожилая китаянка – сажает желтый цветок. Затем подключается еще один сосед, с семитскими чертами лица, и сажает синий цветок. Все три цвета точно соответствуют архетипичным цветам в сознании китайцев, достаточно посмотреть на их государственный флаг и оформление телевизионных передач. Весь двор вовлечен в обустройство садика по рисунку девочки, кстати, сад в китайской традиции тоже много значит. Последним подключается накачанный англосакс, без него бетонную глыбу не сдвинуть. И даже после ливня, который смывает все труды, соседи, вовлеченные в общее дело, вновь высаживают цветы и деревья. Садик расцвел, вслед расцветают другие дворики и весь город. Хеппи-энд. Над этим фильмом постарались очень «посвященные зодчие». Понятно, что это модель будущего, скорее всего попытка подвести под G2. А какой смысл скрывается за этим образом, другой вопрос, ведь еще Сунь-Цзы учил, как создавать у противника ложное представление. И часть элиты СССР в свое время купилась на образ западной либеральной демократии, что из этого получилось – известно.

Из европейских стран стоило бы отметить Великобританию. Кстати, китайский флаг рядом с флагом другой страны больше я не видел. Павильон издали напоминает человеческую голову с «ежиком» волос. Вместо волос подсвеченные изнутри трубки из оргстекла. В самом павильоне пусто, те же трубки входят внутрь, и в каждой из них семена, зерна различных растений. Семя – это начало начал в живой природе. Видимо, англичане хотели показать, что они – начало всех начал на планете, или ее генофонд, или сакральные хранители этого генофонда. Опять вроде просто, но оригинально и с большой амбицией.

На этом фоне российский павильон архитектурно снаружи выглядит вполне достойно, особенно вечером с красно-золотой подсветкой орнамента двенадцати белых башен изнури. Но внутри лилово- и фиолетово-розовые оттенки, гигантские цветы, причудливое птичье щебетание скорее вызывают ассоциации с картиной «Аватар». Концептуально экспозиция, конечно, не дотягивает до вышеперечисленных павильонов.

В конце октября на закрытие выставки со всего мира собираются главы государств, правительств, аристократических домов и те, кого называют «закулисой». Уж кто-кто, а мировая политическая элита хорошо понимает силу и смысл образа.

Заниматься модернизацией, инновацией, нанотехнологиями, безусловно, необходимо. Но Россия, претендующая и на достойное место в новой мировой финансовой системе, и на достойное место в международном разделении труда, и, конечно, на достойное место в глобальной политике, просто обязана предъявить всему миру образ привлекательного, гармоничного или по-русски ладного, будущего для всех стран и народов на планете Земля. То, чего, кстати, на Востоке – в Индии, Китае, Иране – уже давно ждут именно от нас. Разумеется, и образ самой России должен соответствовать образу прекрасной мечты о будущем человечества. То есть сначала мы должны реализовать такой образ у себя, а затем продемонстрировать его миру. Прорыв в будущее можно осуществить только с помощью новых социогуманитарных когнитивных технологий. Такие разработки у нас уже есть.

Валерий МУНИРОВ, и. о. председателя Союза военных исламоведов России

ОКНО В НОВОЕ НЕБО

Что же показала Россия китайцам и миру в своем павильоне на Всемирной универсальной выставке глобализма в Шанхае?

Павильон России на ЭКСПО-2010 в Шанхае – это «ледяная глыба» в отсветах «северного сияния» снаружи. И бутафория, иллюзия, галлюцинации «мира сего» изнутри. Но поверх детской сказки в крыше павильона, выше макета космического корабля, в «ТВЕРДИ НЕБА» (а это термин из первой главы Книги Бытия – Генезиса) показаны «ОКНА» в бесконечную черноту звездного Космоса. И это главный символ для желтых людей, что назвали свое государство Поднебесным, находящимся в центре «Под Твердью Неба».

Поводырем зрителей по павильону выступает Незнайка (по-китайски: сяо у чжи, где «сяо» – маленький; «у» – отрицание; «чжи» – знания). И маленький человечек (ну а какой же масштаб должен быть у человека перед Величием Вселенной), конечно, ничего не знающий о том, что же там, за прорехами в ТВЕРДИ, ведет зрителей по тому миру, что под ТВЕРДЬЮ и показывает на «ОКНА в НЕБЕ», что приоткрыли великие русские новаторы Космоса: Циалковский, Федоров, Н. Рерих, Вернадский, Королев, Гагарин...

А главный ориентир для того мира, что под Твердью Неба – это Полярная звезда. Вокруг нее крутится небосвод. И китайский император в Срединном Государстве Под Твердью Неба, как Сын Неба, уподоблял себя Полярной звезде, вокруг которой кругами строится «гармония мира».

Ну а Полярная звезда, что на Небе, указывает-то на север. Поэтому снаружи павильон РФ – это ледяная глыба в отсветах северного сияния. А изнутри все устремлено (подъемом по спиральным лестницам) к этим окнам-трещинкам в Тверди Небесной: к окнам в «новое небо, где обитает правда».

А кое-что про Новое Небо ЗНАЕТ УМОМ (в полноте, конечно, не знает, поэтому и «незнайка»). И ЧУВСТВУЕТ СЕРДЦЕМ (конечно, только предчувствует, а потому «пред-чуйка»). То есть умом и сердцем лишь предугадывает то, что ЗА Твердью, в мире НЕвидимом, именно Россия (с хитрецой прикинувшаяся любимым героем русских сказок Иваном-дураком).

Такую короткую интерпретацию того, что без коварного умысла людей, но всецело по воле Неба, де-факто получилось в павильоне России, мог бы дать китайцам в своих объяснениях в день визита на выставку Президент РФ Д.А. Медведев. Но он, конечно, сказал нечто другое.

Андрей ДЕВЯТОВ

Политический журнал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе