Евразийский стандарт

"Раньше других пройдя первую волну кризиса, Казахстан оказался более подготовленным к дальнейшим испытаниям", говорит посол Казахстана в России Адильбек Джаксыбеков 

В течение месяца страны ЕврАзЭС подпишут соглашение с Евразийским банком об управлении средствами межгосударственного антикризисного фонда. Основными донорами этой общей "подушки безопасности" станут Россия и Казахстан. О том, как эта республика преодолевает кризис, в гостях у редакции "Итогов" рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Российской Федерации Адильбек Джаксыбеков.


- Господин посол, некоторые эксперты считают, что Казахстан менее болезненно, чем другие страны, включая Россию, переживает экономический кризис. Правда ли это?

- В какой-то мере да. Это объясняется тем, что наша страна раньше своих соседей ощутила дыхание кризиса. Мы почувствовали его еще осенью 2007 года. Это было связано с высокой степенью интеграции Казахстана в мировую экономику. Прежде всего в финансовую систему. Наши банки были связаны внешними займами с банками западных стран. Как только у них вспыхнул ипотечный кризис, в Казахстане возник дефицит кредитных ресурсов. Это отразилось и на нашей экономике, в первую очередь на строительном комплексе... В этой связи по поручению президента республики был предпринят ряд мер, благодаря которым экономика относительно безболезненно справилась с последствиями первой волны финансового кризиса.

- И тут всех накрыла с головой волна вторая...

- Да, но ведь за одного битого двух небитых дают. Раньше других пройдя первую волну кризиса, Казахстан оказался более подготовленным к дальнейшим испытаниям. Начиная с осени 2007 года до ноября 2008 года на борьбу с кризисом из госбюджета у нас было выделено около 550 миллиардов тенге (4,5 миллиарда долларов), что составляет 3,5 процента ВВП. Эти деньги пошли на поддержку строительного и банковского секторов, развитие малого и среднего бизнеса, обеспечение продовольственной безопасности. В итоге нам удалось сохранить устойчивое развитие экономики в прошлом году. Почти в два раза - с 18,8 до 9,5 процента - сократилась инфляция. Вырос объем ВВП, промышленного и сельхозпроизводства, почти на 40 процентов увеличился внеш­неторговый оборот. И еще: была решена проблема ликвидности для банков.

- За счет чего правительство поддерживает экономику?

- За годы подъема экономики Казахстану удалось сформировать внушительный Национальный фонд. Даже оппозиция, которая раньше активно критиковала нас за создание этой "подушки безопасности", вынуждена сейчас прикусить язык.

- Каков размер этого фонда?

- 47 миллиардов долларов вместе с золотовалютными резервами. Для Казахстана это очень большая цифра. Если брать по отношению к ВВП, получается, это больше, чем размеры российских фондов. Нашим плюсом является и то, что Казахстан представляет собой естественный транспортный коридор, логистический центр между Россией и Китаем, Европой и Азией.

- "Завязанность" казахстанских предприятий на российских партнеров - это, как говорится, палка о двух концах. Кооперация помимо явных преимуществ приобретает в условиях кризиса и не менее явные недостатки. Разве не так?

- Трудности в отдельных отраслях российской экономики ощутимо сказались и на казахстанских предприятиях. Скажем, снизились объемы производства на российских металлургических заводах и, соответственно, сократилась поставка на них сырья из Казахстана. Кроме того, падение цен на продукцию привело к снижению общего объема товарооборота между нашими странами. Так, за январь 2009 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года он сократился более чем на треть. Ратуя за активную кооперацию, мы тем не менее должны защищать национального производителя. Именно для этого, а также для сохранения золотовалютных резервов и была проведена недавно девальвация тенге.

- На саммите стран-членов ЕврАзЭС в Москве было принято и решение об учреждении совместного антикризисного фонда.

- Да, он учрежден в рамках этого союза в размере 10 миллиардов долларов. Он будет способствовать государствам, входящим в ЕврАзЭС, в преодолении кризисных явлений.

- Получается, нечто вроде страхового фонда общего пользования...

- Наверное, так. Дело в том, что в ЕврАзЭС входят разные с точки зрения уровня экономического развития государства, в некоторых из них могут возникнуть критические ситуации. Нехватка продуктов питания, например. Тогда-то и пригодится антикризисный фонд. Это структура абсолютно некоммерческая. А для реализации совместных экономических проектов у нас успешно действует Евразийский банк, у которого большое будущее.

- Верите ли вы в то, что рубль в один прекрасный день способен стать нашей общей, единой валютой?

- Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже неоднократно заявлял, что монополия доллара как мировой резервной валюты нелегитимна, поэтому нужна принципиально новая валюта. Переходным решением президент Казахстана видит систему региональных валют, одну из которых он предлагает ввести в рамках ЕврАзЭС. Предпосылки для этого в определенной степени создаются в результате образования вышеупомянутого антикризисного фонда. Безусловно, решение данной проблемы требует детального обсуждения, чтобы выйти на конкретный, четкий документ. Кстати говоря, в этом плане у Казахстана и России накоплен неплохой опыт.

- Вы имеете в виду "дорожную карту", подписанную руководителями России и Казахстана?

- В том числе. Этот план действий на 2009–2010 годы включает в себя 40 мероприятий, охватывающих весь спектр казахстанско-российских отношений. Это и меры по укреплению сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе, включая использование атомной энергии в мирных целях, и кооперация в военно-технической сфере, и активизация работы в рамках совместных проектов и венчурных фондов для взаимного инвестирования в нанотехнологии. Огромным резервом развития сотрудничества наших государств являются традиционные связи регионов Казахстана и России. На долю приграничных районов уже сейчас приходится более 40 процентов общего товарооборота двух стран. Не все, конечно, идеально. В наших торговых связях сохраняется, к сожалению, еще немало вопросов, тормозящих совместное развитие. Скажем, нет пока должной координации в работе таможенных, пограничных, ветеринарных, транспортных и фитосанитарных служб на общей границе. Это приводит к повторным проверкам, что существенно замедляет процедуру пересечения границы. Почему бы не создать совместные контрольно-пропускные пункты, действующие по принципу "одной остановки"?

- Для того чтобы упростить все эти процедуры, и создается сегодня Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.

- Это хорошее дело. Большая часть документов по формированию правовой базы этого объединения уже подписана. Обеспечение так называемых четырех свобод - товары, услуги, капитал и рабочая сила - станет важным фактором увеличения товарооборота между нашими странами. Другой важный фактор нашего дальнейшего сближения - это решение о создании странами - членами Организации Договора о коллективной безопасности мобильного соединения, способного быстро разрешать возможные локальные конфликты. Как, увы, показывает жизнь, они пока что вполне возможны.

- Ваша страна в 2010 году займет председательское кресло ОБСЕ, а в 2011 году возглавит Организацию Исламской конференции. Это отражение "многовекторной" политики, которую проводит Астана?

- Сегодня Казахстан становится центром глобального межцивилизационного и межконфессионального сближения. Это очевидное признание заслуг как нашей страны, так и ее основателя и президента Нурсултана Назарбаева. Казахстан стал единым кандидатом на руководство в ОБСЕ от всех государств СНГ. Именно Россия поддержала нас первой. Теперь перед нашей страной - как будущим председателем - серьезные задачи, в том числе по оптимизации сотрудничества по всем измерениям. Надеюсь, Казахстану удастся придать ОБСЕ более деловое и практическое наполнение.

- В вашей стране даже принята специальная государственная программа "Путь в Европу"...

- В ней определены на 2009–2011 годы задачи по широкому взаимодействию с европейскими странами. Это касается всех измерений - экономического, политического, культурного... Мы хотим привлечь к нам европейский опыт управления, передовые технологии, хотим совершенствовать национальное законодательство и механизмы государственного управления в европейском контексте. Это позволит в итоге сфокусировать наше стратегическое видение председательствования Казахстана в ОБСЕ. И не подумайте только, будто таким образом пересматриваются приоритеты нашей внешней политики на постсоветском пространстве. Напротив, в программе обозначена необходимость стратегического сотрудничества с государствами СНГ, особенно с Россией. Заложены конкретные мероприятия, предусмотрен обмен опытом...

- Кстати, об опыте. Вы были первым мэром Астаны. Как вы смотрите на то, что наиболее рациональным решением проблем московского мегаполиса будет перенос российской столицы куда-нибудь в глубь страны?

- Это вопрос чисто российский. Говоря же о нашем опыте, хотел бы напомнить, что президент Назарбаев осуществил перенос столицы из Алматы в Астану как раз во времена кризиса девяностых. Тогда это здорово помогло нам преодолеть трудные времена. Активизировалось строительство, появились новые рабочие места, поменялись акценты в экономике. И главное - изменился менталитет. Казахи в принципе домоседы, любят свою малую родину. А тут страна перемешалась, загудела! На этом могучем импульсе мы живем и сегодня.

Кирилл Привалов

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать