Россия и Украина: все довольны?

От редакции. Сегодняшний официальный "День Черноморского флота РФ" особенно важен в свете недавних Харьковских соглашений, подписанных президентами России и Украины, в соответствие с которыми Украина продляет срок аренды Россией крымских военно-морских баз в обмен на снижения цен на энергоносители. Празднование "Дня Черноморского флота РФ" - хороший повод вновь вернуться к дискуссии о смысле и значении этого договора для двух государств. 
* * * 
Решительность, с которой новая украинская власть ведет себя в российско-украинских отношениях, стала настоящей неожиданностью для украинского экспертного сообщества. В первую очередь, вызывает удивление стремительность, с которой удается разрешать различные вопросы. Не стала исключением и ратификация соглашения о продлении срока пребывания Черноморского флота в Крыму до 2042 года, подписанного ранее в Харькове президентами России и Украины Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем. Новая украинская власть доказала свою эффективность и подтвердила, что она контролирует положение в политическом классе. 


При этом складывается впечатление, что, несмотря на все свои заявления, оппозиция совсем не планировала срывать ратификацию соглашения. Если бы они действительно стремились к этому, тогда им нужно было не объявлять о своих намерениях во всеуслышание, а, скажем, занимать помещения парламентского зала в ночь на пятницу, что позволило бы им физически контролировать здание Рады. Лидеры оппозиции выглядят так, как будто они в высшей степени удовлетворены происходящим. Во-первых, у них появилась тема для оппонирования действующей власти – «не сдадим Крым». После выборов они были деморализованы, конфликтовали между собой, а сейчас есть основа для объединения – выступить в роли «единственных патриотов» в противовес «преступной власти». Во-вторых, оппозиция снова в центре внимания, в то время как еще месяц назад они были никому не интересны. 

В итоге все довольны: и Россия, и действующая украинская власть, и оппозиция. 

Правда, для нас российский интерес выглядит несколько странным. По нынешним временам 32 года – это невиданный срок для обязательств. Сам Владимир Путин во время визита в Италию говорил о необходимости строить «Южный поток», так как на Украине власть постоянно меняется, и все прекрасно понимают, что в случае денонсирования нынешних соглашений опять могут возникнуть проблемы с транзитом газа. Все понимают, что пока гарантом выполнения соглашения является только наличие в кресле президента Виктора Януковича и его большинство в Раде. Да, сегодня больше не будет провокаций, есть почва для компромиссов. Но может ли Россия решить, что теперь флот в Новороссийске не нужен и стоит свернуть соответствующее финансирование? Однозначного ответа нет. Будет на Украине новая власть – и планы по размещению Черноморского флота могут быть похоронены – найдется способ денонсировать Харьковские соглашения, даже если это и проблематично с юридической точки зрения. 

Кроме того, невозможно не учитывать тот факт, что подписание соглашения стало возможным в значительной степени благодаря благосклонной позиции Запада по этому вопросу. Оппозиция лишилась союзников в Европе и в США, что было продемонстрировано достаточно внятно. Но ведь такая позиция Запада – не навсегда. Непонятно, чем закончится перезагрузка отношений России с США. Запад стремится обезопасить себя от угрозы энергетического давления со стороны России, достаточно вспомнить разговоры про сланцевый газ. Никто не может гарантировать того, что через 7-8 лет отношения России с Западом не изменятся в худшую сторону. И тогда в руках новой украинской власти окажутся козыри для денонсирования соглашений. 

Окончательный результат неясен, а, между тем, Россия теряет некоторое количество денег. Цены за газ для Франции, Италии, других стран являются коммерческой тайной. Между тем, украинская оппозиция утверждает, что 230 долларов за баррель – это не скидка, а стандартная цена для европейских стран. Может быть, в России действительно считают, что Украина платит слишком высокую цену за газ? 

Смущает и еще один нюанс. Символически выиграла Россия, а та часть Украины, для которой символы имеют значение, не получила никакого символического компенсатора. Наверняка, стоит над этим подумать, хотя и трудно сказать, что могло бы стать таким компенсатором. Возможно, российская поддержка стремлению Украины стать членом ЕС – символическое признание за Украиной права видеть себя в необозримом, далеком будущем в качестве части Европейского Союза. 

В любом случае ратификация Харьковских соглашений – это некий старт для нового пакета соглашений, результат резкого изменения уровня доверия между нашими странами. Можно рассчитывать на совместное производство в сфере авиастроения, на совместные проекты в вопросах, касающихся космоса, атомной энергетики и т.п. Разумеется, речь идет о проектах достаточно краткосрочных, но таких, которые могли бы принести быструю прибыль обеим странам. Украина заинтересована в партнерах, вместе с которыми можно было бы зарабатывать деньги. 

Однако важно понимать, что Украина отнюдь не собирается отворачиваться от Запада и попадать в орбиту России. Не стоит торопиться с подобными утверждениями. Хороший пример, чтобы убедиться в сомнительности этого мнения – отказ Украины от присоединения к Таможенную союзу России, Белоруссии и Казахстана. Напротив, в этом году ожидается создание зоны свободной торговли Украины с ЕС. Вхождение в Таможенное пространство означало бы однозначный отказ от экономической интеграции с Европой. Интеграция – это чисто прагматический интерес для украинской экономики и украинского бизнеса, это процесс взаимодействия и кооперации. Но это не означает, что сделан геополитический выбор в пользу интеграции на Восток против интеграции на Запад. Ищутся возможности использовать преимущества кооперации и в том, и в другом направлении. 

В России существует точка зрения, что Украине нужна федерализация и реформа политической системы, к которой Януковича может подтолкнуть реакция оппозиции на Харьковские соглашения. Однако пока Янукович рассчитывает на то, что окажутся результативными его усилия в несимволических направлениях, таких как экономика, социальная политика, предоставление права регионам самим определять своих героев. Скорее всего, он рассчитывает на то, что этого окажется достаточно и кардинальной политической реформы не потребуется. Возможно, его нынешние шаги – это предварительный этап возможной в будущем регионализации, которая должна будет пройти через все стадии, вплоть до конституционного закрепления.

Михаил Погребинский 

Russian Journal
Поделиться
Комментировать