Возможен ли отстрел Саакашвили?

Президент Грузии Михаил Саакашвили растратил бюджетные средства на установку на президентском самолете одноместной системы катапультирования стоимостью в 12 миллионов лари (около семи миллионов долларов). С таким обвинением выступил один из лидеров Лейбористской партии Иосиф Шатберашвили. 

Оппозиционер рассказал, что о катапульте президент задумался после того, как под Смоленском в авиакатастрофе погиб президент Польши Лех Качиньский. Шатберашвили напомнил, что Саакашвили “ради личного комфорта” приобрел на средства из госбюджета самолет Challenger за 56 миллионов долларов, хотя в свое время обещал пользоваться только регулярными авиарейсами.  


Один из лидеров партии “Движение за справедливую Грузию” Петр Мамрадзе в беседе с обозревателем “МК” вспомнил, что вопрос о покупке для официальных визитов президента самолета Challenger обсуждался в парламенте вскоре после “революции роз”. “Когда Саакашвили только стал президентом, он демонстративно совершил несколько визитов на обычном рейсовом самолете, — рассказал г-н Мамрадзе. — Однако вскоре заговорили о том, что самолет президента должен соответствовать его статусу. Вскоре его, по моим сведениям, купили по линии Минобороны. Это было еще где-то году в 2005-м”.  

Возможно ли поставить на пассажирском самолете одноместную катапульту, “МК” рассказал ведущий конструктор АНТК им. Туполева, создававший катапультные установки для самолетов дальней авиации “Ту-22М3” и “Ту-160”, Моисей ДЫМЩИЦ:  

— Катапультное кресло на одного человека в самолете установить можно. Надо помимо расчетов вырезать люк, который будет отбрасываться перед тем, как кресло выйдет из кабины, поставить направляющие рельсы, по которым оно будет двигаться, и подвести к этой конструкции специальные механизмы, с помощью которых этот vip-пассажир сможет “отстрелиться” сам, либо это сможет сделать командир экипажа, либо кто-то ответственный за его безопасность. Если Саакашвили заботится о жизни своих попутчиков, то придется еще сделать и газоотводный канал, который уведет огонь от работающего двигателя катапульты в атмосферу. Установка этого оборудования должна согласовываться с разработчиками.  

Но, думаю, это все же домыслы. Во-первых, катапультное кресло незаметно для всех в самолет не поставишь. Во-вторых, чтобы им воспользоваться, надо уметь правильно пристегиваться, рассчитать момент, когда произвести “отстрел”, и т.д. К тому же при “отстреле” человек испытывает перегрузки, которые достигают 16 g. 

Материал: Ольга Божьева, Марина Перевозкина

Московский комсомолец
Поделиться
Комментировать