Как Никита Хрущёв упрощал русский язык и что из этого вышло

Русский язык достаточно сложен, и в советское время предпринимались меры по его усовершенствованию.

Хотя, кажется, что язык Пушкина и Толстого не требует никаких улучшений. Тем не менее, в 1964 году СМИ опубликовали «Предложения по усовершенствованию русской орфографии». К счастью, в силу они не вступили, иначе прекрасный русский язык был бы нещадно исковеркан. А ведь существовал человек, стоящий у власти, который мечтал об изменениях и упрощении языка.



Реформа 1918 года


Первая реформа прошла в 1918 году: большевики решили ввести новое правописание. /Фото: mf.b37mrtl.ru


После революции все чаще стали возникать предложения о внесении изменений в правописание. Правда, они готовились еще до установления новой власти, и участвовала в этом Орфографическая комиссия при Академии наук. Разрабатывались правки, но в дело они не вступили. В 1917 году, весной, временным правительством было подано заявление о том, что орфографию русского языка следует обязательно реформировать. Правда, особых перемен достигнуто не было. Это объяснялось тем, что во время происходящих событий эта тема была не особо актуальной. Когда свершилась революция 1917 года, уже в конце года большевики объявили о том, что будет осуществлен переход на новейшее революционное правописание.

Изменения не были приняты, поскольку у власти были другие проблемы. Даже революционные издания печатали в соответствии со старыми образцами. Прошло немного времени, и осенью 1918 года партия решилась на внедрение нового правописания. Власть большевиков окрепла и уже могла приказать решать вопрос незамедлительно.

Изменения, которые предполагала реформа:

Были изменены окончания в родительном и винительном падеже «яго»и «аго» изменялось на «его»;

В конце слова теперь не следовало писать «ъ», он использовался исключительно как разделительный знак;

Приставки стали заканчиваться на «с», а не на «з», в тех случаях, если перед ними были глухие согласные;


Из алфавита были убраны буквы «ять», «фита» и и» с точкой, то есть десятеричное.

Проводимую реформу вскоре ее стали ассоциировать исключительно с новой властью. И это несмотря на то, что использовались труды филологов, опубликованные еще в дореволюционное время. Противники новой власти отказались принимать абсурдные на их взгляд изменения. В частности, эмигрантские периодические издания почти все выходили с использованием старых правил.



Реформа №1: почти как сейчас


Хрущев не отличался хорошей грамотностью, потому старался писать как можно реже. /Фото: sun9-9.userapi.com


Во времена правления Сталина особых изменений в правописание введено не было. До сороковых годов не использовали букву «ё», и почти не использовали «й». Правда, «й» находилась в алфавите, а вот «ё» не было. В 1942 году внесли правку, закрепив нахождение буквы «ё» в алфавите. Отменили апостроф, используемый вместо разделительного твердого знака. Убрали точки в сокращениях — теперь название страны стали писать СССР, а не С.С.С.Р.

Когда к власти пришел Хрущев, была проведена одна из крупнейших реформ с 1918 года: орфография и пунктуация получила «новейшие» правила, их приняли в 1956 году.

Их можно назвать условно «косметикой» — лишь некоторые слова теперь писались иначе. Например, жолудь — жёлудь, диэта — диета, чорт — чёрт, снигирь — снегирь, варьянт — вариант. Люди перестали танцовать и стали танцевать, и на танцы они хотели идти, а не итти. Букву «ё» можно было употреблять по выбору. Кстати, такие правила работают и сейчас. Но в случае с победой второй хрущевской реформы с орфографией была бы ситуация ужасающая.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Как могла бы выглядеть Москва: Странные архитектурные проекты, которые остались только на бумаге.



Реформа №2


Сторонники реформы утверждали, что школьники не могут разобраться в правилах русского языка. /Фото: nash-sssr.ru


Подготовка ко второй реформе была начата в шестидесятом году. Ее разработкой занималось Отделение литературы и русского языка Академии наук. Цель ставилась простая: орфография должна была быть понятной даже самому необразованному человеку. Тогда же ввели обязательную «восьмилетку». Лозунг реформа: упростим орфографию для учебы самых слабых школьников. Это якобы позволяло улучшить обучение школьников, то есть отчитываться с отличными цифрами по повышению успеваемости.

Но это было не главным. Не все знали, что вторая реформа делалась под Никиту Хрущева. У него были проблемы со знанием письменного русского, ведь этот человек закончил церковно-приходскую школу, при этом плохо учился. Хрущев делал ошибки и стеснялся своей неграмотности, старался не писать от руки, и, естественно, очень радовался, что будет реформа. Он поддержал компанию по упрощению правил русского языка. В 1962 году известный филолог Ефимов выступил с заявлением, что сложная орфография — преграда для детского творчества. Им было предложено сделать правила простыми и доступными любому ребенку. Ефимов заявил, что это дореволюционные лингвисты усложнили язык специально, чтобы крестьяне не могли его изучить.

Конечно, это были лишь эмоции. Но кроме них поступали и другие мнения. Например, от школьных учителей в специализированные организации сдали приходили письма, где они предлагали упростить орфографию, поскольку учащиеся не способны понять программу. И только 1/3 школьников справляется с учебой. Половина детей пишет плохо, делает ошибки. А остальные вообще не могут понять, как же грамотно писать. А что в союзных республиках ( русский язык не родной), дела ужасны.

Академия педагогических наук опубликовала результаты исследований, что каждый шестой ученик не способен пройти тест по русскому языку. После этого, в 1963 году создали Госкомиссию по орфографии при Академии наук для разработки новейших правил, которые понял бы самый слабый ученик. Под руководством академика Виноградова комиссия приступила к действиям. На помощь пришли известные лингвисты, в том числе Ожегов и Розенталь. Для соблюдения равновесия использовали помощь учителей и писателей (Корней Чуковский и Владимир Лидин).

Существовала и общественная орфографическая комиссия. В ее составе были активные сторонники изменений. Возникли споры, в основном между участниками Ленинградской и Московской школы.

Радикально настроенные участники считали изменения чересчур мягкими, а консерваторы утверждали, что противники создают дурацкий язык, и страдают все строгие орфографические правила Против фонетического письма выступал Семенихин, который утверждал, что писать так, как слышишь — глупо, несуразно.
В сентябре 1964 года комиссия выдвинула предложения. Они появились в СМИ, чтобы люди с ними ознакомились.

Итак, что хотели изменить: вместо «е» после «ж», «ч» и «ш» следовало писать «о» жолтый, чорный, жолудь. Отменялся твердый знак. Вместо него — мягкий знак, но только как разделительный. Мягкий знак рекомендовалось упразднить после «ж», «ч», «ш», «щ» в окончаниях. То есть появлялись мыш, лиш, молодёж. Предлагалось отменить двойные согласные в словах иностранного происхождения, только если они не явно слышались при произношении. Значит, не теннис, а тенис, однако ванна (потому что так слышится). Вместо «ы» после «ц» надо было писать «и» — циплёнок, циган, огурци, отци.

Чередование в корнях (в некоторых), планировалось отменить «загарать», «ростение», «возрост». Наречия прилагалось писать только слитно — заглаза, вобщем. Такие суффиксы как -енский надо было заменить на –инский: кладбищинский, рождествинский, нищинский. Слова исключения надо было изъять: теперь писалось парашут, жури, заец.

Специалисты в очередной раз вступили в споры. Консерваторы утверждали, что изменения конечно же упростили бы орфографию, но обращали внимание на тот факт, что русский язык имеет огромную историю, определенные, старинные формы, и это невозможно не учитывать. Радикалы же показывали дневники школьников с двойками и говорили, что ученики не могут изучать такой сложный язык и его нужно немедленно упростить. И что это царь сознательно усложнил язык, чтобы кухаркины дети остались неграмотным. Многие понимали, что в реформе заинтересован Хрущев. Поэтому противники были осторожны, и скорее всего реформа была бы принята, если бы не непредвиденный случай. Он не дал сделать русский язык «олбанским».



Крах реформы


После того, как Хрущев ушел на пенсию, реформа была постепенно свернута.


В октябре 1964 года состоялся пленум ЦК КПСС по результатам которого Хрущев был отправлен на пенсию. Реформа потерпела крах. Понятно, что Никита Хрущев обеими руками голосовал за упрощение русского языка, скорее всего потому что сам был неграмотен. А, может быть, хотел похвастаться тем, как дети теперь прекрасно изучают язык. Реформа отражала желания Хрущева. О ней много говорилось, слишком много печаталось информации в СМИ. С восторгом публиковались воззвания скорее ввести реформу, повысить грамотность, облегчить жизнь учащихся. Но, как только Хрущева убрали, все резко переменилось. В прессе стали вести компанию против изменений, против реформы, тех филологов, которые были «за», подвергали критике. Против реформы голосовали многие известные поэты и писатели: Шагинян, Кирсанов, Леонов, Заходер. Постепенно дискуссия сошла «на нет», и к концу 1964 года реформу потихоньку свернули: отклонена с пометкой «плохо продумано, много затрат» и т.д. Вот так, к счастью, попытка сделать русский язык простым, а если честно, натуральным «олбанским» с грохотом провалилась.

Автор
kulturologia
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе