Россия, вперед. И немного вправо

Россия вступила в эпоху легализации русского национализма. Что из этого получится, вряд ли зависит от действующей власти, взявшейся управлять процессом

Страну давно тянуло к национализму. Ей разрешили. Пусть. Все лучше, чем неприкрытый застой. Отодвинули от идеи откровенных экстремистов, дали слово высокообразованным интеллектуалам. Власти кажется, что она сможет этим управлять. Что, если "Наши" ходят русским маршем по центру Москвы, а в регионах лидерами националистов посажены люди уравновешенные и благовоспитанные, ситуация под контролем.

— Русские не будут больше терпеть притеснения со стороны кавказцев,— решительно заявляет участник недавнего по-настоящему массового русского марша в Ростове.— Пусть уезжают в свои аулы.

Нет, Миша совсем не похож на скинхеда с цельнометаллическим мозгом. Учится в Южном федеральном университете. Факультет экономики, управления и права. Второй курс. 

— У нас в универе на бюджетных — сплошь кавказцы. Покупают ЕГЭ, чуть что — суют взятки преподам, и все у них отлично. Ведут себя, блин, как оккупанты. Лезгинку свою танцуют, к девушкам пристают. Надоело. Вам, например, не надоело?

Разумеется, у меня для ответа есть много правильных слов. Про то, что любой национализм в многонациональной стране — губителен, что принимать быдло за представителей всего народа может только быдло. Что взяточничество университетских преподавателей — проблема едва ли не большая, чем тугие кавказские кошельки, растолстевшие на кремлевской антитеррористической диете. Но ведь не ходит Ростов антивзяточным маршем... И совершенно ясно: как только я начну все это говорить, разговор наш будет окончен. Так бывает: если от правильных слов ничего не меняется, настает момент, когда от них начинает тошнить.

Противостояние славянской и кавказской молодежи в Ростове длится непозволительно, катастрофически долго. Жестокие драки, все чаще с поножовщиной, случаются едва ли не ежемесячно. Стоит ли уточнять, что большинство таких преступлений остаются безнаказанны? (Антитеррористических капиталов хватает не только на вузовских преподавателей.) В феврале 2009 года в драке с кавказцами на Пушкинской погибли Игорь Пархоменко и Дмитрий Саханевич, состоявшие в ростовском дивизионе националистической общественной организации "Русский образ". Пархоменко был с девушкой. Спустя год убийц не нашли, на пешеходном мосту в центре города участники "Русского образа" вывесили баннер с именами погибших, а на месте их гибели появилось устрашающее граффити: "Долг платежом красен"... Зато к приезду высоких гостей с Пушкинской, где и происходит большинство русско-кавказских стычек, стали убирать лавочки — от греха подальше, чтоб не собирались.

Русский марш, собравший около полутора тысяч человек, прошел в Ростове после очередного убийства. Первокурсник Ростовского государственного строительного университета Максим Сычев был убит его ингушским сверстником Хасбулатом Мархиевым за то, что отказался решить ему задачу по высшей математике. Проведя борцовский прием, Мархиев бросил Сычева головой о землю. Случилось это 22 ноября. В результате полученной травмы Максим скончался в больнице 27 ноября. Митинг памяти, вылившийся в шествие через центр Ростова, состоялся 12 декабря, на следующий день после Манежной.

Ростовский марш и беспорядки на Манежной схожи основным сюжетом: разгневанная толпа требует у верховной власти справедливости — и верховная власть обещает толпе дать эту справедливость. Убийцы спартаковского болельщика Егора Свиридова были отпущены следователями и задержаны после Манежной, убийцу Максима Сычева привел в милицию его старший брат на следующий день после ростовского марша. Авангардом ростовского, как и московского, выступления стали футбольные фанаты. По заверениям Ростовского ГУВД, "инструкторами" здешнего марша выступили активисты футбольных "фирм", приехавшие в Ростов из Москвы и Питера. О приезде гастролеров, на голубом глазу заявляет начальник пресс-службы ГУВД по Ростовской области Алексей Полянский, было известно заранее. Вопрос "почему их не задержали?" задавать, как вы понимаете, бессмысленно.

Незадолго до начала траурного митинга перед общежитием ГРСУ главная политическая сила современной России — футбольные фанаты — собрались отдельно в районе стадиона "Динамо" (стадион расположен через дорогу от общежития). Разогрелись — прорепетировали речовки, с которыми ростовчане чуть позже прошлись по городу: "Ростов — русский город", "Ростов — для ростовчан", "Вместе — и до конца". Милицейские патрули вежливо наблюдали.

— Власть забила на народ! — кричал обернутый в российский флаг оратор, взобравшись на милицейский уазик.— Пора ей напомнить, чья это страна!

Насчет того, что забила, вопрос спорный. По-моему, она очень даже внимательно прислушивается к гласу народа, когда тот решает, наконец, высказаться. В свою очередь, власти, после Приморского края, после Кущевки и Гусь-Хрустального кровь из носа нужно убедить народ, что модель ручного управления действует, все в порядке. Немного качнуло, но в целом полет нормальный, долетим.

Народу позволено излить возмущение и, если получится, выдвинуть новых лидеров — тех, кто заменит собой особо проржавевшие звенья вертикали. Не получится выдвинуть самим? Так ведь все под контролем...

Через три дня после марша Ростов узнал, что есть такой человек — Артур Зыков, православный патриот, лидер общественного движения "Тихий Дон". Он пришел в офис полпреда президента Ингушетии в Ростове-на-Дону Магомеда Дарсигова и под объективы телекамер извинился перед мусульманами всего мира за оскорбительные "речовки и лозунги", звучавшие во время марша. Справедливости ради стоит отметить, что Зыков не значился в числе организаторов траурного митинга, вылившегося в шествие по оцепленному городу, да и ксенофобские выкрики были одиночными, толпа их не подхватывала.

— Нельзя было допустить, чтобы русский марш стал причиной обострения в межнациональной сфере,— говорит Артур Зыков.

Мы беседуем по скайпу. Видеосигнал отключен, вместо фотографии пользователя — табличка: "Русский, помоги русскому". Состоящий в "Русском сопротивлении" Зыков говорит, что не отождествляет зло с какими-либо народами, что главный враг русских — общая общественная энтропия, а жидовство — понятие вненациональное, синоним антихристианства.

Извинения, принесенные мусульманам, обернулись для Зыкова не только широкой известностью. На него было заведено административное дело по статье "Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования". Прокурор Ростовской области Валерий Кузнецов и вовсе произвел Зыкова в главные подстрекатели.

— Будь моя воля,— заявил прокурор,— я бы возбудил в отношении Зыкова уголовное дело. Он провокатор.

Зыков уже подал встречный иск против прокурора. По его словам, вскоре после марша начальник милиции общественной безопасности Донского ГУВД Михаил Скоков лично попросил его подписать протокол об административном правонарушении — дескать, прокуратура требует, чтобы было возбуждено хотя бы с десяток таких дел, ведь марш не был санкционирован.

— Я решил: если генерал-майор, русский офицер, просит меня подписать такой протокол — почему бы не подписать,— говорит Зыков.

Против регионального лидера "Русского образа" Александра Петрушина, официального организатора траурного митинга памяти Максима Сычева, дел в связи с нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга и так далее — не заводилось. Спустя 8 дней после марша в ростовском информагентстве МИА был созван круглый стол. Власть встречалась с представителями ростовской молодежи, в том числе с Петрушиным.

Я был искренне удивлен нерушимым, фатальным спокойствием региональных чиновников.

— Мы должны научиться лучше понимать друг друга, люди разных национальностей на донской земле должны жить в мире, мы должны эффективней использовать имеющиеся площадки для межнационального общения... молодежные организации должны активней вступать... никому не позволено пренебрегать... все должны уважать...

На 50-й минуте степенного чиновничьего бреда слово взял Евгений Никитин, и.о. начальника комитета по межнациональным вопросам, религии и казачеству администрации Ростова-на-Дону.

— Все это было подготовлено третьей силой. Какой — мы пока не знаем, но ясно, что это провокация из Москвы! — твердо заявил Никитин.— Казаки присутствовали на траурном митинге, но участвовать в марше не стали, потому что быть баранами в общем стаде, которых ведет козел, мы не хотим!

Открыто выказать недовольство столичным козлом, пусть и анонимным,— по нынешним временам это, знаете, поступок. Но ведь, насколько я понимаю, идеи русского сопротивления, возрождения и оздоровления, составившие пафос состоявшегося марша, неоказакам должны быть близки как никому другому. И вот поди ж ты! Идеи-то близки — но кто командует парадом? Любопытно, если бы московский козел открылся ростовским казакам, пригласил бы их персонально, со всем своим почтением, предоставил почетные места — они бы примкнули к несанкционированному шествию?

Единственное прозвучавшее на круглом столе заявление, могущее иметь последствия: областная администрация поддерживает предложение "Русского образа" о создании народных дружин для совместного с милицией патрулирования города с целью пресечения межэтнических конфликтов. Впрочем, не дожидаясь чиновничьей отмашки, сразу после марша Александр Петрушин вывесил в Сети номер телефона, по которому предлагалось звонить каждому, кто станет жертвой нападения кавказцев.

Молодежные представители неславянских диаспор в один голос уверяют: они давно и безрезультатно пытались добиться создания таких дружин — на многонациональной основе.

— Мы знаем, как разговаривать с нашими земляками, как воздействовать на несознательных,— говорит заместитель руководителя "Донского афганского объединения" Рафи Абдул Джафар.— После недавнего убийства грузина мы с моим русским другом на свой страх и риск устроили такое патрулирование. Договорились, что если русские будут кого-то бить, то он выходит из машины и утихомиривает, если кавказцы, то я выхожу. Я же похож на кавказца. Тогда, слава богу, обошлось. А мне один из городской администрации говорит: зачем ты во все это лезешь, президентом Афганистана хочешь стать?

— Мы еще весной предлагали создать координационный центр по предотвращению межнациональных конфликтов,— подтверждает председатель общественной организации "Единый Кавказ" Алик Микаэлян.— Предложили молодежным представителям донских казаков объединиться и патрулировать центр города, где больше всего стычек происходит. Они: здорово, давайте! Через несколько дней звонят, говорят: извините, нам запретили.

Контролируемый национализм — дело тонкое. Важно не навести порядок, важно — кто его наводит.

С Александром Петрушиным мы беседуем в моей машине. Я подвожу его к зданию Пролетарского районного суда. Здесь рассматривалось дело о разгоне в марте прошлого года "Всеславянского турнира по реалистичным боям", организатором которого выступил "Русский образ", Петрушину нужно забрать акт судебного решения.

— Во время ростовского марша не было разбито ни единой витрины, не избит ни один прохожий,— подчеркивает Петрушин.— Мы не призываем к насилию. Но гости с Кавказа действительно ведут себя по-хамски. Это недопустимо. Кавказскому беспределу пора положить конец. Но мы не проповедуем ни расового превосходства, ни ксенофобии. Мы за развитие национального самосознания, которое оздоровит нацию.

В сравнении с высказываниями на ростовских форумах слова националиста Петрушина — образец уравновешенности и благонравия. Правда, некоторые оговорки несколько озадачивают. Рассказывая о своем пути к посту регионального лидера "Русского образа": до кризиса работал в "Московском комсомольце", потом открыл компанию по продвижению сайтов,— Александр дважды путает ГФ, Гарантийный фонд, который содействует получению предпринимателями банковских кредитов, с ЦПЭ — Центром противодействия экстремизму.

Спрашиваю:

— А где вы деньги взяли на открытие компании?

Отвечает:

— В ЦПЭ... тьфу ты, в ГФ!

История с "Реалистичными боями", которые накрыл ОМОН, довольно туманна. Ворвались, поставили реалистичных бойцов лицом к стене, заставили откатать пальчики — и, никого не задержав, не предъявив никаких обвинений, уехали. А в Ростове после публикаций об этом событии активно заговорили о "Русском образе", организации молодых националистов, которых прессует милиция.

На следующий день после нашего знакомства и поездки в Пролетарский суд, где выяснилось, что действия милиции признаны неправомочными, но милиция успела это решение опротестовать, Петрушин позвонил.

— Вы, наверное, вышли на меня по публикации в интернете, где говорится, что я сотрудник ЦПЭ?

— Нет,— говорю.— Но вы, видимо, хотите сообщить, что это неправда?

— Если это правда, я требую зарплаты за полгода,— говорит Петрушин, и мы прощаемся.

Почему именно за полгода, я не уточнял.

После разговора с ним я таки нашел эту публикацию — на сайте "Сообщества патриотов России "Имя России"". Честно говоря, я не смог разобраться, чем "Имя России" отличается от "Русского образа"; на приглашение к разговору пользователи "Имени" не откликнулись. К слову, сам Петрушин выступает не только как лидер "Русского образа". Он также значится казаком станицы Георгиевской Всевеликого войска Донского, а еще — региональным представителем свежеобразуемой партии "Родина: здравый смысл".

Вообще, адепты русского национализма, по моим наблюдениям, частенько состоят сразу в нескольких организациях. Очевидно, потому что сам этот национализм идеологически и организационно — чрезвычайно аморфный. Поправлюсь: был таким до недавнего времени, пока не подоспел момент опробовать его общегосударственную пользу.

Продвигаемая облегченная версия русского национализма — без насилия и ксенофобии, с упором на сосуществование в рамках проекта "Русский мир" — безусловно, не худший вариант (худший смотрите на YouTube). В конце концов, идейные националисты, искренне верящие в чудодейственную силу национально-патриотического мифа и готовые к диалогу с другими народами, не виноваты в том, что Россия не доросла до гражданского общества. Хотя жить в просвещенно-общинном строе, на который "облегченные" националисты готовы сменить гражданский недострой, лично мне было бы... стыдно, что ли. Что и говорить, для народа, успевшего сколотить две империи, царскую и советскую, самосознание титульного аборигена — колоссальный шаг назад. Как именно преобразит Россию русский национализм, допущенный к государственному строительству? В то, что кураторам удастся удержать эту мутную стихию в предложенном русле, мне как-то не верится. Потому что удерживать они собираются все той же проржавевшей вертикалью, неэффективность которой слишком очевидна.

Денис Гуцко, писатель

Огонек
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе