Русские музы, вдохновившие Дали, Пикассо, Ремарка и других западных мастеров искусства

По статистике каждая седьмая русская женщина мечтает о муже иностранце. 
А те и не против, ещё бы! Наши девушки красивы и образованны. Сочетания женственности, чуткости, глубины мыслей и амбиций — покоряют сердца мужчин.

Не раз русская притягательность кружила головы известнейших деятелей западного искусства.



1. Гала и Сальвадор Дали


Сальвадор Дали и Гала


Имя: Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова

Псевдоним: Гала

Место рождения: родилась в Казани, в 17-ть переехала с семьёй в Москву

Годы жизни: 26 августа 1894 –1982

Муж: Первый супруг Поль Элюар. Второй — Сальвадор Дали


Картины: «Портрет Галы с омаром» (1934), «Галарина» (1944–1945), «Тройное появление лица Гала» (1945), «Атомная Леда» (1949), «Портрет Гала с носорогическими признаками» (1954), «Мадонна Порт-Льигата» (1950) и др.

«Дневник одного Гения» Сальвадора Дали начинается так: «Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ».


Сальвадор Дали и Гала


До брака с Дали Елена успела побыть женой французского поэта Поля Элюара (он и дал прозвище «Гала», что переводится с французского, как «праздник») и музой немецкого художника Макса Эрнеста. Отношения с двумя мужчинами её утомили. В 1929 году Гала ушла от двоих к третьему: живописцу Сальвадору Дали, который был на десять лет младше своей избранницы. Первый муж знал вольнолюбивый характер жены, поэтому смирился с ее уходом и вернулся в Париж. Это решение далось поэту нелегко. Всю жизнь Элюар любил Галу. Поль писал ей трогательные письма и ждал, что та когда-нибудь она одумается и вернётся. Не забывал до самой смерти.

Гала же стала главным сюжетом вдохновения художника Сальвадора Дали, который не прекращал представлять её как современную икону. Он изображал жену в образах Мадонны и святых дев. На одной из картин Христофор Колумб, ступив на побережье Нового Света, несет стяг с портретом Галы и надписью:

«Я ЛЮБЛЮ ГАЛУ БОЛЬШЕ МАТЕРИ, БОЛЬШЕ ОТЦА, БОЛЬШЕ ПИКАССО И ДАЖЕ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ».


Сальвадор Дали


Одна за всех: с момента их знакомства Гала была для него женой, нянькой, секретарем и менеджером в одном лице.

«- Утром Сальвадор делает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, расторгая легкомысленно подписанные им договоры» — говорила Гала.

«Я слепо верил всему, что она мне пророчила, — писал Дали в книге «Тайная жизнь». — Она считала меня гением. Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. Считала, что я смогу воплотить в жизнь ее собственные мифы».


Гала и Дали


Супруга находила для мужа богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала картины. Когда на живопись не было спроса, поощряла Дали создавать модели шляпок, пепельниц, декорировать витрины магазинов. Под её руководством Сальвадор организует громкие выставки, выступает с публичными лекциями. С помощью жены живописец становится мультимиллионером.

Решающим штрихом для Сальвадора Дали стали слова Галы: убей меня! Женщина вверила свою жизнь в руки самого близкого ей человека. Она ушла от прошлой семьи, бросив дочь, чтобы подарить себя маэстро. Муза умерла в 1982 году, на семь лет раньше мужа. Прощаясь с женой, Дали велел построить необычную гробницу – символ любви. Склеп Галы и будущую могилу Дали соединял подземный проход.



2. Анна Ахматова и Амедео Модильяни


«Вы во мне наваждение». Анна Ахматова и Амедео Модильяни


Имя: Горенко Анна Андреевна – настоящая фамилия

Псевдоним: Ахматова

Место рождения: Украина, Одесса

Годы жизни: 23.06.1889 — 05.03.1966 Возраст (76)

Муж: русский поэт Н. Гумилёв


В 1910 г., во время медового месяца с Н. Гумилевым в Париже, Анна Ахматова, молодая 20-летняя барышня, познакомилась с неизвестным и бедным художником Амедео Модильяни. Тот предложил написать портрет поэтессы, и Анна согласилась. Так завязался роман. После встречи в Париже Модильяни писал Ахматовой в Россию:

«ВЫ ВО МНЕ НАВАЖДЕНИЕ. Я БЕРУ ВАШУ ГОЛОВУ В РУКИ И ОПУТЫВАЮ ЛЮБОВЬЮ».

Художник поражался ее умением угадывать мысли, распознавать чужие сны. Гумилев ревновал жену и называл Модильяни «вечно пьяным чудовищем». Поэтесса не придавала этому значения.

На следующий год супруги разругались и Ахматова уехала в Париж на три месяца. Почему Париж? Поводом послужили триумфальные выступления Дягилевского балета, но истинной причиной стало желание еще раз увидеть художника.


Амедео Модильяни


Ахматова написала трогательные воспоминания об этой дружбе-любви:


«Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь. Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни, его – очень короткой, моей – очень длинной. Дыханье искусства еще не обуглило, еще не преобразило эти два существования. Это должен был быть светлый, легкий предрассветный час. Но будущее, которое, как известно, бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучало в окно, пряталось за фонарями, пресекало сны и пугало страшным бодлеровским Парижем, который прятался где-то рядом. И все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его навсегда остался в моей памяти. Я знала его нищим. И было непонятно, чем он живет. Как художник он не имел и тени признания».


Возлюбленные часто сидели на скамейках Люксембургского сада, не имея средств на кафе. Рассказывали любимые стихи наизусть, говорили о живописи. Модильяни, вдохновлённый молодой и талантливой поэтессой, написал 16 портретов Ахматовой.


Портрет Анны Ахматовой, работа Амедео Модильяни


В поздние годы Анна Андреевна не скрывала отношений с художником, наоборот, гордилась ими.

После отъезда из Парижа в 1911 году Ахматова долгое время ничего не знала и не слышала о Модильяни. Она была уверена, что он должен проблистать, просиять, должен быть всемирно известен. Но никаких сведений до нее не доходило много лет.

В начале 20-х, Ахматова была членом комиссии в издательстве «Всемирная литература». Ей в руки попал французский иллюстрированный журнал о художниках. В нём Ахматова прочитала некролог, где сообщалось, что Модильяни умер. Причиной смерти стали туберкулёз и нищета. Слава пришла к художнику только спустя год после смерти.

Так кончилась история взаимоотношений между великим художником и великим поэтом.

«Я улыбаться перестала». Ахматова Анна (Памяти А. Модельяни)

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.



3. Ольга Смирнитская и Иоганн Штраус


Ольга Смирнитская и Иоганн Штраус


Родилась: 1837 г.

Умерла: 1920 г.

Происхождение: отец кавалерийский офицер, мать из купеческого рода.


Эта история любви полна страсти. Знаменитый композитор и дирижер часто бывал в России. Любимец публики и кумир женщин боялся серьезных чувств. И вдруг влюбился как мальчишка. Ольга была полной противоположностью светской богемы — скромная и очаровательная девятнадцатилетняя леди из порядочной семьи, послушная дочь строгих родителей. Девушка писала романсы, сама сочиняла музыку. Позже её сочинения Штраус исполнял на концертах.

Эта любовь превратилась в головную боль для Штрауса.


«Целовать твои волосы (девушка подарила Штраусу отрезанный локон) — мое постоянное занятие, я не могу спать, потому что думаю, что из-за этого буду терять время»; «Так возьми же мое сердце, – писал он Ольге» – чтобы оно могло доказать Тебе, как любит Тебя, чтобы оно без остатка отдало то, что ниспослано ему самим Создателем. Ольга!.. я живу лишь надеждой не покидать Тебя никогда, принадлежать Тебе. И если надо будет преодолевать трудности, они должны быть побеждены, а в противном случае я положу конец своей жизни… Я был слишком горд, чтобы броситься к ногам другого создания, нежели к Твоим, мое обожаемое дитя. Это мое искреннее и неиспорченное сердце, оно делает меня таким гордым; его я дарю Тебе и клянусь свято быть Твоим… Береги себя, ангел, моя единственная на свете. Вечно твой Жан»,
— пишет композитор в письмах…


Но любовь сразу попала под натиск обстоятельств. Первой взбунтовалась семья Ольги. Родители девушки не могли поверить в серьезность намерений такой знаменитости. Мать Штрауса тоже была против брака. О юной Ольге женщина знала мало, только то, что рассказывал сын. Однако ей сразу стало ясно, что эта русская девушка не годится в жёны её сыну. Материнское сердце не обманешь…

Семейное предание говорит о том, что Ольга не собиралась сдаваться и «решила устроить романтическую свадьбу с похищением и побегом из родительского дома». Но ее жених был не готов к такой свадьбе. Король вальсов не осмелился противостоять своей матери, которая возражала против его брака с Ольгой.

Иоганн клялся в безумной любви, писал десятки нежных писем, называл Олю «супругой в духовном отношении». Но девушка постепенно теряла доверие. Штраус выражал свои чувства только в письмах и музыке. Ольга же ждала мужских поступков от маменькиного сыночка.


«Ты говоришь, я должен побеседовать с Твоим отцом. Ты не знаешь, каким несчастным чувствую я себя, потому что не могу последовать Твоему приказу. Я сделаю для Тебя все, отдам жизнь свою, но не могу говорить с Твоим отцом, сжалься, дитя мое, Ольга! Главная причина следующая: он оценивает меня как претендента на руку своей дочери неблагосклонно. Он будет отвечать как практично думающий человек, от которого нельзя ожидать понимания глубокой артистической души».


Позже Иоганн Штраус уезжает в Вену, откуда продолжает писать. Но девушке уже не интересно. Оля принимает предложение руки и сердца другого. Не долго горюя Штраус женится на девушке, которую подыскала мама.



4. Ольга Хохлова и Пикассо


Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на фоне афиши балета Парад, 1917 год


Имя: Ольга Степановна Хохлова

Место рождения: Нежин

Годы жизни: 1891–1955

Профессия: балетная танцовщица

Муж: Пабло Пикассо

Брак: с 1918 до 1935 (разрыв) и 1955 (официально)


Картины: «Портрет Ольги в кресле» (1917), «Ольга Хохлова в мантилье» (1917), «Портрет Ольги 1» (1919), «Ольга» (1921), «Ольга с меховым воротником» (1923), «Голова женщины (Ольга Хохлова)» (1935) и т. д.

В 1891 году в городе Нежине родилась Ольга Степановна Хохлова. Дочка полковника царской армии с раннего детства определила своё будущее. Девочка мечтала стать балериной. Ольге Хохловой удалось попасть в «Русский балет» Сергея Дягилева. Там они и познакомились с Пабло Пикассо, который делал эскизы к костюмам и декорациям спектакля «Парад». Хрупкая, изящная балерина влюбилась в красавца-художника без памяти. В свою очередь девушка увлекла Пикассо настолько, что ради нее 37-летний абстракционист на время изменил своему стилю и вернулся к реализму. Ведь она просила его: «Я хочу узнавать на портретах свое лицо…». На всех портретах ранних лет их брака Ольга задумчивая, воздушная, нежная.


Ольга Хохлова, Пикассо, Мария Шабельская и Жан Кокто в Париже. Фото, 1917


Художник повез Ольгу в Барселону, познакомил со своей матерью. 18 июня 1918 года Пабло Пикассо и Ольга Хохлова обвенчались в православном соборе в Париже.

4 февраля 1921 года у Пабло и Ольги родился сын Пауло. Новоиспечённые родители были счастливы. Пабло очень любил сына. Ольга бросила балет и посветила своё время ребёнку. Но спустя 10 лет былое счастье сошло на нет. Романтический флер, связанный с женитьбой на русской аристократке, развеялся. Художник в какой-то момент обнаружил, что женат на простой женщине, да и вообще семейные заботы не для него.


«Портрет Ольги в кресле» (Portrait d’Olga dans un fauteuil) (1917)


В 1935 году Ольга узнала, что у ее мужа роман с молоденькой француженкой. Позднее выяснилось, что любовница ждёт ребёнка. Гордая женщина не стала мириться с изменой супруга. Ольга забрала сына и уехала в Канны. Там же подала на развод.

ПИКАССО БЫЛ В ШОКЕ. У НЕГО НА РОДИНЕ, В ИСПАНИИ, ЖЕНЩИНЫ С ПОНИМАНИЕМ ОТНОСИЛИСЬ К УВЛЕЧЕНИЯМ МУЖЕЙ, РОМАН ЖЕНАТОГО МУЖЧИНЫ НА СТОРОНЕ СЧИТАЕТСЯ НОРМОЙ. У НАСТОЯЩЕГО МАЭСТРО ДОЛЖНО БЫТЬ НЕСКОЛЬКО МУЗ.

Пикассо отказал в разводе, так как не хотел делить имущество пополам. Поэтому до конца жизни Ольга Хохлова оставалась его законной женой.



5. Лидия Делекторская и Анри Матисс


Лидия Делекторская


Место рождения: Томск

Годы жизни: 1910–1998 (87 лет)

Образование: медицинское

Партнер: Анри Матисс


Картины: «Портрет в синем манто» (1935), «Дама в голубом (1937), «Одалиска. Голубая гармония» (1937), «Девушка в голубой блузке» (1939), «Интерьер с этрусской вазой (1940) и др.

Во время Гражданской войны эпидемия забрала ее родителей, и в 13 лет девочка осталась круглой сиротой. Родственница увезла ее к себе в Харбин. Позже попала во Францию.

В мастерской Анри Матисса в Ницце она появилась осенью 1932 года. Пришла по объявлению наниматься ассистентом к художнику. Ему уже шел седьмой десяток, одному было накладно справляться со всеми делами в мастерской, требовалась помощь. К тому времени за плечами Анри Матисса был уже сорокалетний плодотворный и яркий путь в искусстве. Полгода Лидия Николаевна проработала в мастерской бок о бок с мастером, создавая большое панно «Танец». Но после того как картина была закончена, в ее услугах больше не нуждались. И Делекторская снова оказалась в поисках работы.


Анри Матисс пишет портрет Лидии


Мадам Матисс в это время болела, и старая сиделка, которая ухаживала за ней, стала раздражать супругов. Тут пара вспомнила о молчаливой русской, милой спокойной блондинке, которая плохо знала французский язык. Чета Матиссов пригласила ее. Так Лидия Делекторская поселилась в этой семье.

Она прилежно ухаживала за мадам Матисс, и та поначалу благоволила к ней. Что же касается самого Матисса, то сперва он Лидию не замечал. Она была для художника обычной сиделкой, которая делает свое дело. Со временем мастер рассмотрел яркие голубые глаза, пышные русые волосы и статную фигуру девушки. Матисс стал приглашать ее позировать в качестве модели. Он рисовал ее портрет за портретом. Его восхищали линии ее тела, изящество. Лидия была скромна, трудолюбива, очень деликатна. Сиделка по три-четыре часа позировала Матиссу. За это художник платил ей «вполне достаточное, но и не очень высокое» жалованье, периодически на Новый год и в июне, к дню рождения, дарил сделанные с нее же рисунки.


Лидия Делекторская


Постепенно Лидия Делекторская стала незаменимым человеком в этой семье. Была и сиделкой, и помощницей, и служанкой, и моделью. Вскоре стала вести все дела. Это стало раздражать мадам Матисс. Отношения в семье разладились, и супруги разъехались. Мадам Матисс осталась в Париже, а Матисс уехал жить на юг Франции. Лидию он забрал с собой. Она была необходима художнику. Без нее тот не мог работать. Лидия была с ним рядом, когда ему в начале войны делали сложную операцию; она была ему верным помощником, когда он строил и оформлял свой последний шедевр – изумительную часовню в Вансе. Лидия вникала в архитектурные и строительные тонкости, была посредником с рабочими. Между ней и художником сложились доверительные дружеские отношения, душевная связь стала нерасторжимой. Но Лидия по-прежнему оставалась скромной и щепетильной.

Два раза в год он дарил ей свои рисунки. Один ко дню рождения, другой – на Рождество. Это были подарки, сделанные от всего сердца, и она их, естественно, принимала. Она знала – художник сам говорил ей – по завещанию все оставалось семье – законной супруге и детям. Строгость, честность, справедливость были сущностью Лидии Николаевны. Больше всего она боялась доставить кому-либо какие-нибудь, даже минимальные, неудобства.


Анри Матисс пишет портрет Лидии


Лидия Делекторская покинула Россию в раннем возрасте, но всё же тосковала по родине. Сильно переживала в военные годы, когда страна изнемогала в суровой войне против фашизма.


В 1945 году, когда война кончилась, Делекторская попросила продать ей шесть картин, она хотела подарить их России. Матисс за эти же деньги добавил еще одну, седьмую, картину. Все семь картин Лидия Николаевна отправила в Советский Союз – в «Эрмитаж» и в Музей изобразительных искусств имени Пушкина, с просьбой не упоминать её имени.


Лидия пережила человека, которому посвятила жизнь, на 44 года. Женщина была крупнейшим специалистом по творчеству французского гения. К ней всегда обращались музеи и галереи, когда надо было установить подлинность произведения. И ее суждение всегда было абсолютно верным. Никто не знал творчества Матисса лучше.


«…Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня — единственным смыслом жизни».



6. Наталья Павловна Палей, Ремарк и Экзюпери



Дата рождения: 05.12.1905

Место рождения: Париж, Франция

Дата смерти: 27.12.1981 Возраст (76)

Место смерти: Нью-Йорк, США


Дочь Великого князя Павла Александровича Романова, внучка императора Александра II и кузина Николая II — Княжна Наталья Павловна Палей — первая манекенщица и киноактриса царских кровей. На Западе Наталья Павловна была больше известна как Натали Пэйли. Судьба ее была удивительной, а жизнь, длиною в 76 лет — полна взлетов и падений.

Наталью Палей трудно назвать русской. Она родилась во Франции, большую часть жизни провела в Европе, умерла в США. В ее жилах смешалась кровь отца – потомка нескольких немецких родов и матери, у которой были русские, литовские и венгерские корни. Наталья прожила в России всего несколько лет – но эти годы определили ее судьбу, сформировали душу.

Наталья Палей, необычайно женственная хрупкая блондинка с высокими скулами и большими глазами, с успехом работала в модных домах ИРФЕ и «Итеб», принадлежавшем баронессе Елизавете Гойнинген-Гюне, бывшей фрейлине императрицы Александры Федоровны. Коко Шанель, впечатленная красотой и умом Натальи Палей, представила ее известному кутюрье Люсьену Лелонгу, который не только взял ее на работу, но и немедленно влюбился.

В июле 1927 года он развелся со своей прежней женой Анн Мари Обуа, и меньше чем через месяц обвенчался с Натали. В ней он нашел не только изысканную красоту и знатную фамилию, но и ум, умение вдохновлять и направлять. Натали стала лицом дома «Люсьен Лелонг» и его главным украшением. Ей он посвящал свои лучшие платья и свои самые изысканные духи – «Mon Image», «Elle… Elle…», «Indiscret»… Портреты прекрасной княжны в изысканных туалетах ежемесячно публикуются в «Vogue», ее снимают самые лучшие модные фотографы.

Позже Натали решит стать актрисой. В 1933 году известный режиссер Марсель л’Эрбье пригласил её сниматься в свой фильм «Ястреб», гдепартнером был Шарль Буайе. На следующий год она снялась у Жана де Маргена в картине «Принц Жан». Фильмы имели успех. Нельзя сказать, что у Натали был талант актрисы – скорее, дело было в ее красоте, врожденной фотогеничности и умении носить роскошные туалеты. Начинающую актрису пригласили в Голливуд, где она сначала сыграла небольшую роль в комедии «Частная жизнь Дон-Жуана», где главную роль исполнял сам Дуглас Фербенкс, а затем снялась с Морисом Шевалье в фильме «Человек из Фоли-Бержер» и других.

Вернувшись во Францию, Натали продолжила работу с Марселем л’Эрбье – в его картине «Новые мужчины» она снималась вместе с молодым Жаном Маре. Решив полностью посвятить себя работе в кино, Натали в 1937 году развелась с Лелонгом и уехала в США. Люсьен Лелонг был сильно задет; хотя они давно уже не жили вместе, он продолжал любить свою жену и ценить ее красоту, связи и деловые качества. Развод он отметил выпуском коллекции невероятно роскошных туалетов, которые демонстрировали манекенщицы – почти сплошь брюнетки, в отместку бывшей.

Практически сразу же по приезде в США, в августе 1937 года, Натали Лелонг вышла замуж вторично – за известного театрального продюсера Джона Чепмена Уилсона. Но и с этим мужчиной брак был недолгим.

В Нью-Йорке женшина вновь с головой окунулась в вихрь головокружительных романов – и первым из них была связь с известнейшим французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери.

Сент-Экзюпери оказался в США в конце 1940 года. Он был болен, переживал за оккупированную Францию и оставшихся в Европе друзей, а его жена Консуэло, которую он страстно любил, уже много лет вела себя так, словно и не была замужем, провоцируя мужа своим поведением на ответные измены. Сент-Экзюпери чувствовал себя в Америке крайне некомфортно: он плохо говорил по-английски, а с соотечественниками-французами, также оказавшимся в американской эмиграции, не общался из-за несовпадения в политических взглядах. Его мучило одиночество, безденежье и отчаяние. В начале 1942 года в США приехала Консуэло, но это только добавило страданий: Сент-Экзюпери был иногда вынужден часами разыскивать ее по ночным барам.

Измученный писатель познакомился с Натали в 1942 году – и почти сразу же влюбился. Она дарила ему покой, которого так не хватало, успокаивала его, разговаривала с ним, служила ему переводчиком, агентом и нянькой.

ОН ПИСАЛ ЕЙ: «МНЕ НУЖНО, ЧТОБЫ МЕНЯ ПОЖАЛЕЛИ И УТЕШИЛИ… Я ПРОСТО НЕ В СОСТОЯНИИ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВСЕМ ТРЕБОВАНИЯМ ЖИЗНИ. У МЕНЯ ТЯЖЕЛО НА СЕРДЦЕ, И ТОЛЬКО ТЫ МОЖЕШЬ РАССЕЯТЬ МОЮ МЕЛАНХОЛИЮ».


Сент-Экзюпери и Палей


Это не был бурный роман, но он очень много значил для Сент-Экзюпери, который в одном из писем признался Натали в любви, добавив при этом, что произносил это слово всего в третий раз в жизни и не думает, что когда-нибудь скажет его снова…

Впоследствии он напишет о Натали, что она «излучает свет молока и меда, а когда снимает платье – то это чудо, сравнимое разве что с рассветом».

Их роман постепенно сошел на нет – место рядом с Сент-Экзюпери заняла влюбленная американка Сильвия Рейнхардт, к тому же он много разъезжал по стране, а в 1943 году вернулся во Францию, — но их переписка продолжалась почти до самой его гибели.

А Натали сменила одного писателя на другого – французского на немецкого, Сент-Экзюпери на Эриха-Марию Ремарка. Они познакомились в самом начале 1940 года,- Ремарк в то время еще находился во власти Марлен Дитрих. Натали, столь же красивая и загадочная, как Марлен Дитрих, привлекла внимание Ремарка с первой же встречи. В своем дневнике он записал:


«Наташа П., прелестное лицо, серые глаза, стройна, как подросток. Плавное начало, какие-то слова, легкий флирт, нежная кожа лица и губы, неожиданно требовательные… Красивое, чистое, сосредоточенное лицо, длинное тело – египетская кошка. Впервые ощущение, что можно влюбиться и после Пумы…» Пумой – хищной и прекрасной – он называл Марлен.


Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих


Их роман продолжался одиннадцать лет. протекал бурно и страстно. Ремарк не умел любить спокойно. Они часто ссорились и столь же часто мирились. Натали ревновала его к Марлен, о которой Ремарк продолжал грезить – как раз в это время он писал посвященную Дитрих «Триумфальную арку», роман, описывающий историю их отношений. А Ремарк устраивал Натали сцены из-за каждого мужчины, осмеливавшегося взглянуть на его «египетскую кошку».

Когда США вступили в войну, Ремарк – как немецкий беженец – попал под некоторые ограничения и застрял в Калифорнии, откуда писал Натали нежные и страстные письма, называя ее «лучом света среди кукол и обезьян».

Когда война закончилась, писатель вернулся в Европу – и вместе с ним вернулась Натали. Они поселились в швейцарском доме Ремарка на озере Маджоре, но – Натали быстро надоела оседлая деревенская жизнь. Она вновь вернулась к светской жизни – большинство ее старых поклонников были еще живы и прекрасно помнили красавицу Натали. Она мотается между Швейцарией, Италией, Парижем и Лазурным берегом, по-прежнему очаровывая мужчин и вдохновляя редакторов модных журналов.

Их встречи с Ремарком все реже, а письма – все спокойнее. Окончательно их роман закончился в 1951 году, когда Ремарк познакомился с актрисой Полетт Годар, в которую без памяти влюбился и на которой вскоре женился. Но образ Натали не исчез из его памяти – через много лет она послужила писателю прототипом героини его романа «Тени в раю».



7. Мария Кудашева и Ромен Роллан


Мария Кудашева и Ромен Роллан


Дата рождения: 21 мая (9 мая) 1895

Дата смерти: 27 апреля 1985 (89 лет)

Место смерти: Кламси, Франция

Гражданство: Российская империя; Франция


Четвертый том «Очарованной души» Ромена Роллана предваряет такое посвящение: «Марии! Тебе, жена и друг, в дар приношу свои раны. Они лучшее, что дала мне жизнь, ими, как вехами, был отмечен каждый мой шаг вперед. Ромен Роллан, сентябрь, 1933 года».

Знакомство Марии Павловны с Роменом Ролланом произошло необычно. Она прочитала «Жана Кристофа» и послала автору восторженное письмо на французском языке. Тот был польщен трогательным откликом из России и ответил. Через некоторое время она написала снова. Возникла регулярная переписка между читательницей и сочинителем. Откровенные письма Марии очень заинтересовали французского писателя. В итоге, Ромен Роллан пригласил её в Швейцарию, на свидание. Всё прошло как нельзя гладко.

Но только в конце 20-х годов писатель осмелился предложить возлюбленной свою руку и сердце. Мария Павловна приехала к нему во Францию насовсем. Однако сестра Роллана была категорически против свадьбы. Только в 34-м году Мария Кудашева стала Марией Роллан. 70-летний великий французский писатель женился на 40-летней русской авантюристке — эта новость стало первой в пересудах и плетнях французского общества. Но Роллан решительно давал отпор всем нападкам на его личную жизнь.


Слева направо: Александр Аросев, Иосиф Сталин и Ромен Роллан с женой. 1935 год


Маша и Ромен Роллан жили в маленьком городке недалеко от Парижа. Когда в 40-м году немцы вошли во Францию, они оказались в оккупированной зоне. Немцы отнеслись к писателю довольно нейтрально. Во-первых, они знали, что в «Жане Кристофе» и в «Бетховене» он с большой симпатией описывал немцев. И кроме того, было известно, что выступал против Версальского мира, считая его позорным. Конечно, в период оккупации Ромен Роллан был угнетен.


Вот что он писал в Москву Жану Ришару Блоку незадолго до своей кончины: «…Я по-братски вас обнимаю, вас и вашу дорогую жену. Моя жена тоже вас обнимает. Если вы меня любите, любите и ее. Лишь благодаря ей я живу. Без ее неустанной помощи, без ее нежности я не смог бы перенести эти тяготы, нескончаемые долгие мрачные годы духовной угнетенности и болезни».


В 1944 году Ромена Роллана не стало. А Мария Павловна прожила еще сорок один год. Она издавала его собрания сочинений, открыла два музея, сохранила творческое наследие, собрала все письма Ромена Роллана и опубликовала его переписку. Любимая жена французского художника умерла в 1985 году.



8. Анна Вяземски и Жан-Люк Годар


Анна Вяземски


Происхождение: по отцу — из русского княжеского рода Вяземских, а по матери — внучка французского писателя Франсуа Мориака.

Родилась: 14 мая 1947 г., Берлин

Умерла: 5 октября 2017 г., Париж


Интеллектуалка Анна Вяземски, внучка французского писателя — лауреата Нобелевской премии, наследница русского княжеского рода и студентка философского факультета, с новой стороны открыла Годару философию, что, конечно же, повлияло на его творчество.

Когда-то, по счастливой случайности, успешный режиссёр увидел фотографию Вяземски. И сразу влюбился в незнакомку.

«О, какой путь мне пришлось проделать, чтобы быть с тобой» — позже Годар говорил Анне. Мужчине действительно пришлось придумать немало хитростей, чтобы больше разузнать о молодой красавице и предложить ей встречу. Все старания не прошли напрасно.

Пара познакомилась в августе 1965 года. Режиссёру понадобился год ухаживаний, чтобы Анна Вяземски согласилась стать его девушкой.


Анна Вяземски и Годар


Вместе они жили и работали: первым результатом совместного творчества Жана-Люка и Анны стал фильм 1967 года «Китаянка».

21 июля этого же года пара сыграла скромную свадьбу. Но, к сожалению, в жизни Жана-Люка Годара Анна Вяземски не стала последней любовью. Их брак продлился 12 лет. Причиной развода в 1979 стала новая муза режиссёра – Марина Влади.

Автор
Татьяна Кияева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе