Коррупция на Руси долгое время была вполне легальным видом деятельности и даже больше – единственным источником дохода для государственных людей.
Князь посылал своих представителей «на землю» без денежного вознаграждения, но наделял их огромными и даже чрезвычайными полномочиями. Собрав мзду, наместники возвращались обратно, часть из добытого отдавалась в пользу казны.
Формировалась круговая порука между представителями центрального и местного управления.
Пётр Первый
Отчаянные меры по борьбе с взяточничеством принимал Пётр I. Он даже ввёл смертную казнь за любую взятку, равную стоимости верёвки, на которой и предполагалось вешать казнокрадов.
Подобное нововведение, конечно, вызвало ажиотаж, императору заявили, что он останется без подданных. Меншиков, любимец царя, искушенный в политике человек, чудом избежал ссылки в Сибирь, когда выяснилось, что он брал взятки за предоставление выгодных военных подрядов.
Характерен также и такой эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличён в коррупции и повешен при всём истеблишменте сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова – того, кто изобличил Гагарина.
Борьба с коррупцией велась активно, но тотального характера не обретала. Петр видел в недобросовестности чиновников чуть ли не главного врага своих реформ, Екатерина II особым указом запретила любые виды "акциденций" (так в ту эпоху называли подношения). Имена взяточников объявлялись для всеобщего ознакомления.
Николай Первый
Показательная коррупционная история случилась во время правления Николая I. Разумеется, в стиле гоголевского ревизора. И закончилась она большим скандалом и судом над неким Хмельницким, в ту пору губернатором Смоленска.
В течение нескольких лет чиновники осуществляли дорогостоящий ремонт мостов и перестройку дороги, по большей части на бумаге. Выяснив, что на каждую версту они якобы тратили по тридцать пять тысяч рублей, что в 10 раз дороже реальных затрат, Николай I воскликнул: «Дешевле вымостить эту дорогу серебряными рублевиками, чем камнем!».
Александр II
Александр II жаловался Лорис-Меликову на "безоглядную не преданность чиновничества, которая только и служит, что не государю и народу, а своему кошельку". В рамках борьбы с коррупцией Александр II также обязал чиновников публиковать данные о своём имуществе и доходах, притом не только о своих личных, но и об имуществе, состоящем за женами.